Тоталитарный режим для журналистов
Украинская журналистика оказалась под большой угрозой. Оказалась не сегодня, но чем дальше, тем очевиднее этот факт становится для общественности. Ярким примером убийства свободы слова в Украине стал приговор украинскому журналисту Руслану Коцабе, который по вердикту суда получил 3,5 года тюремного заключения за то, что высказал свою точку зрения на происходящее в зоне АТО. Все это произошло еще в прошлом году. В течение этого времени коллеги журналиста продолжали верить в торжество справедливости украинской Фемиды. К сожалению, все эти ожидания оказались напрасными. Судебная система еще раз показала то, как она умеет выполнять волю руководства страны, как и в прежние времена «убирая» неугодных из большой игры под названием «политика». Ведь именно политическая тема стала причиной ареста журналиста, и эта же самая политика сегодня определяет, что имеют право говорить представители прессы, а о чем лучше умалчивать, делая это, прежде всего, в целях собственной безопасности.
Свободой слова все это назвать никак не получается. Как минимум происходит ее притеснение, а нередко можно наблюдать настоящее глумление над этим высоким для каждого журналиста понятием. Все чаще представители этой профессии оказываются заложниками ситуации, в которой реальное отображение событий или выражение личного мнения журналиста становится губительным для последнего. Руслан Коцаба – это далеко не единственный тому пример. Сегодня в Украине имеются сотни журналистов, которые или уже преследуются за свою позицию или опасаются попасть в это число, но, несмотря на это продолжают выполнять свой журналистский долг перед родиной.
При этом сама родина благодарит не всегда. Нередко журналисты попадают в опалу, как это произошло с репортером телеканала «Интер», выдворенной из страны формально за нецензурное выражение. Реальной же причиной депортации Столяровой, по мнению ее украинских коллег, стала все та же политика, ведь оброненное нецензурное слово из уст журналистки прозвучало во время прямого эфире новостного сюжета о героях небесной сотни. Обычно такие казусы стараются замять, ведь в напряженной работе журналиста случается и не такое. Однако политическая составляющая поставила крест на украинской карьере Столяровой, в результате чего журналистка оказалась выслана из страны, и плюс ко всему оказалась вынужденной выдержать допрос сотрудниками Службы безопасности Украины.
Одним из самых больших журналистских скандалов последнего времени можно назвать попытку чиновников службы занятости лишить лицензии на журналистскую деятельность в Украине одного из лучших специалистов с мировым именем – Савика Шустера, известного в стране своими громкими политическими ток шоу. Конечно же, политика вмешалась и сюда, а если быть точным, стала центральной осью истории с лишением Шустера права на работу, заведении на него уголовных дел и голословными обвинениями журналиста в искажении преподносимой им информации.
Стоит заметить, что скандал вокруг Савика Шустера и его телепередачи длится в течение уже нескольких месяцев. Причиной для этого стала критика представителей власти со стороны журналиста, известного своей жесткой и принципиальной позицией по отношению к представителям любых политических партий и движений. Именно за это журналист получил такое масштабное признание от украинского телезрителя, в то время как последней власти, как оказалось, такое положение дел не понравилось. И если официально причиной для отказа Шустеру в лицензии стали бюрократические моменты, вызванные, кстати, еще одним негласным политическим его преследованием, то в самой журналистской среде все это рассматривают, как намеренную попытку заставить закрыть рты тем, кто еще позволяет себе доносить объективную информацию для простых украинцев.
Иначе говоря, все это можно назвать борьбой с инакомыслием в украинской журналистике. По мнению журналистов, сегодняшний режим является наиболее тоталитарным из всех предыдущих. Он с легкостью переплевывает не только режим Януковича, при котором журналистика также подвергалась гонениям, но и даже советский тоталитаризм, до настоящего времени считавшийся, пожалуй, самым жестким режимом по отношению к свободе слова. Такого мнения сегодня придерживаются все больше и больше представителей украинского журналистского цеха. Особенно это касается тех, кто на собственном опыте испытал или испытывает гонения со стороны чиновничьего аппарата, а также их коллегам, наблюдающим за происходящим воочию. Если такое положение вещей будет продолжаться и в дальнейшем, то в конечном итоге все это может обернуться для Украины крайне негативными последствиями. В частности, речь идет о неприятии такого отношения к журналистике со стороны Европы, где к представителям средств массовой информации всегда относились с большим уважением. И это не удивительно, ведь Европа всегда отличалась своей демократичностью, до которой стране, кажется, пока еще очень далеко. Впрочем, как может оказаться далеко Украине и до самой Европы, ведь там уже с большим недоверием поглядывают на отношение украинской власти к представителям украинской прессы.
Тревогу по поводу этого бьют уже не только журналисты, но и некоторые украинские политики. В частности, резко негативное отношение к подобному давлению власти на журналистов высказывают лидеры некоторых оппозиционных сил. Так активной защитницей Савика Шустера стала лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которая назвала преследование журналиста беспределом, и потребовала от власти немедленно разобраться с происходящим. Кроме этого, на защиту журналиста встали и депутаты от Оппозиционного блока. Возможно, лишь коллективное вмешательство политиков позволило Шустеру остаться в Украине.
Однако если Шустеру помогло его особое положение, то другим его коллегам повезло намного меньше. Если говорить о том же Коцабе, то среди его защитников не нашлось людей, имеющих особое влияние в украинском политикуме. Пожалуй, единственным влиятельным политиком здесь можно назвать только Виктора Медведчука, который впрочем, даже несмотря на все свои связи, так и не смог повлиять на отмену явно политического заказа по Коцабе. Что уже говорить о доводах правозащитницы Татьяны Мунтян, которая до последнего пыталась довести до суда железные аргументы в пользу невиновности журналиста, однако, как оказалось, совершенно безрезультатно. Ведь в случаях с политзаказами какие-либо доводы и аргументы уже не имеют совершенно никакого значения.
При этом многие представители журналистики сегодня опасаются объединяться и открыто отстаивать свои права по примеру, хотя бы тех же профсоюзов. Журналисты просто запуганы показательными расправами над инакомыслием, будь то приговор Коцабе или убийство Бузины, которое уже само по себе является самым страшным предупреждением для носителей свободы слова. Получается, что положение журналистов практически безвыходное, и единственным спасением в данном случае может стать вмешательство Запада, который, однако, по непонятным пока причинам продолжает наблюдать за происходящим со стороны. Хочется верить, что рано или поздно адекватные меры все-таки будут приняты и свобода слова в стране снова восторжествует.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org