Таможня. Букварь коррупционера
Что такое черный импорт, знают все. Это — «контрабас». Про серый импорт есть бородатый анекдот, когда к таможеннику на работу прибегает сын и говорит, в восторге: папа, там, в телеке, Дэвид Коперфильд накрыл вагон покрывалом и вагон исчез. А таможенник вяло отвечает: ха. Вагон, говоришь? Вон видишь, сынок, на путях стоит состав с водкой? Смотри (достает декларацию и ставит печать ). А теперь это — зеленый горошек.
С серого импорта платежи державе идут, да не те, что должны бы ( акциз, НДС, пошлина).
Сегодня речь пойдет о легальном импорте. Белом. Самом «белом и пушистом».
Вы — менеджер по импорту в самой заурядной украинской компании. У вас есть «Папа» — хозяин фирмы. И Папа сказал завезти в Украину, ну например, шпроты. Ходовой товар. Сказано-сделано. Садитесь за компьютер, телефон. Пробиваете поставщиков, цены на рынке, логистику. Через час у Папы на столе лежат все расклады. И по ним выходит, что выгоднее и ближе всего взять, скажем, машину рижских шпротов у польского дистрибьютора. Папа дает о’кей на просчет.
Вы возвращаетесь за компьютер. Открываете старый добрый Excel. И понеслась «Матрица». Количество консервов в ящике, масса нетто, масса брутто, цена закупки единицы у дистрибьютора, количество ящиков на паллете, количество ящиков в машине, суммарная масса нетто, брутто — словом, разворачиваете стандартную «простыню». Прибавляете к стоимости машины маржу, указанную Папой. А дальше, отдельной колонкой, следует «таможенная стоимость».
И вы идете к Папе за «волшебной флешкой». На этой чудо-флешке — база всего импорта по всем таможням Украины. Флешку Папа получает от Кума. Кум — не родственник. Кум — начальник регионального поста или его зам. Так что информация на флешке всегда свежая. В этой базе есть все данные на любой товар, ввезенный на таможенную территорию Украины за последний год. Сколько ввезли, кто, по какой цене, сколько заплатили при растаможке, когда — вплоть до адреса и кода ЕДРПОУ конкретного предприятия-импортера.
Как это согласуется с коммерческой тайной — не ваше дело. А ваше дело — это, проанализировав базу, найти а) максимальную задекларированную стоимость аналогичного товара за последние 3 месяца, б) минимальную в) среднее арифметическое. Делается это для того, чтобы, во-первых, не переплатить державе лишнего при растаможке и , во-вторых, не подставить Кума, слишком занизив платеж .Обычно, работает «правило второй четверти». То есть весь диапазон стоимости делится на четыре равные части и ваша цена должна быть выше минимальных, но ниже середины. Поскольку, по закону, при определении таможенной стоимости товара ввозимого на таможенную территорию Украины могут приниматься во внимание цены на аналогичный товар, импортированный ранее другими импортерами.
А почему такая формула устраивает Кума? А потому что. Когда вы просчитает стоимость одного ящика с учетом логистических затрат ( доставка склад поляка- ваш склад, платежка, услуги брокеров, экология. радиология, официальный таможенный платеж за услуги, утилизация тары, терминал плюс карантин , и, внимание, — «ПРОЧИЕ» — отдельной строкой) и таможенных пошлин, вы вплотную приблизитесь к колонке под названием «КОММЕРЦИЯ». В ней к каждой единице продукции прибавляется странная цифра, скажем, 0.03. В евро. Откуда берется эта цифра — не вашего ума дело. Цифру вам называет Папа. Вы, конечно, догадываетесь, что Папа с Кумом перетерли по конкретному планируемому товару и три цента с консервы упадут в нужный карман за режим максимального благоприятствования при оформлении товара таможенным постом. С каждого ящика — чуть больше евро. 20 палет — 1400 ящиков. Грубо. Имеем полторы тысячи евро плюс стандартная мзда с машины ( та самая строка «ПРОЧИЕ»), вне зависимости от наименования товара. В общем выходит 2000 — 2200. Евро. Повторюсь, с одной машины. Это не только Куму. Это на всю таможенную братву, включая Киев.
Опять же, просто рыба. Не икра. Не меховые изделия, айфоны, компьютеры или видеотехника.
Причем, этого товара еще нет. Рыбак Йонас на трале только-только выловил рыбу, и сейчас эта, еще живая, рыба, по дороге на латвийский завод.
Но она уже на крючке украинской коррупции.
Сколько в день оформляют грузов на одном таможенном посту?
Сколько постов в Украине?
И это без «серого» и контрабаса. Без десятков других экспортно-импортных схем, о которых ни я ни вы не имеем ни малейшего представления ( автомобили, сигареты, спиртное, оружие, наркота, нелегалы и тд и тп )
А сколько набегает в целом, в месяц?
Но криминал-криминалом. Сейчас не о нем. Вопрос стоит так: может ли легальный импортер не давать взяток? Конечно, может. Но у любого таможенника, как у легендарного Остапа Бендера, есть 400 относительно законных способов поставить вас, легального импортера, «раком». Задвинуть в конец вечной очереди. Посчитать таможенную стоимость заниженной. Или просто не замечать вас физически. Я уже не говорю про технические гадости. Вроде оставить на солнце вашу машину со швейцарским шоколадом. На пару часов. Или вдруг, вследствие сбоя, ваш контейнер с морепродуктами ночью лишится электричества. И к утру у вас сразу две катастрофы — экологическая и финансовая.. Нет, вы можете судиться и даже выиграть. Но все это выливается в нервы, простои и потерянные деньги. Ваши деньги.
Когда Кум не хочет светиться и рисковать с малознакомыми людьми, импортеру порекомендуют обратиться в брокерскую контору «Три оленя». Тогда не придется играться с «волшебной флешкой» и передачей нала в конце месяца. Они все сделают сами. Папа отчехлит безнал этой конторе официально, за услуги. Правда, стоить это будет дороже. Ничего не поделаешь — сервис.
И когда все мы пойдем тариться в супермаркет, купив консерву, мы заплатим йонасу, латвийскому заводу, польскому дистрибьютору, украинскому перевозчику, папе. Но самое главное — мы заплатим эти 3 евроцента куму. Потому что, все мы в одной обойме.
Вкусно? С праздником нас, дорогих пособников коррупции!
Если меня спросят как автора, можно ли победить коррупцию на украинской таможне, я скажу вам честно.
Можно.
Собраться всеми силами. Всем обществом. Не побояться, понимаешь, этого спрута, душащего нас своими щупальцами.
Вот так думают многие.
И ошибаются.
Потому, что победить коррупцию нельзя.
Не в этом государстве.
Не с этой властью.
Не с этим народом.
Не по этим законам.
И не на таможне.
И не коррупцию.
И не победить…
По материалам: hvylya.net