Судный день харьковской милиции
Одно из самых резонансных преступлений последнего времени – убийство харьковского судьи Трофимова, — по-прежнему таит в себе немало загадок. На днях начальник ГУ МВДУ в Харьковской области Олег Демченко заявил, что милиция допустила немало ошибок, и практически полностью обновил команду следователей. Поскольку пять месяцев поиска убийц завели дело в тупик, правоохранители начали новый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, но, похоже, драгоценное время уже упущено.
Уик-энд середины декабря 2012 года для семьи Трофимовых должен был ознаменоваться двумя торжественными событиями. В субботу, 15 декабря, 58-летний глава семейства, Владимир Сергеевич готовился отметить День работников суда, а на следующий день все вместе собирались отпраздновать 30-летие его младшего сына Сергея. Вместо этого в обычной квартире четырехэтажного дома около 9-10 часов разыгралась прямо таки шекспировская трагедия. Неизвестные зверски расправились с семьей судьи Фрунзенского районного суда Владимира Трофимова. После жестоких пыток помимо служителя Фемиды преступники обезглавили его супругу, сына и беременную невестку. Все головы убийцы упаковали в полиэтиленовые пакеты и унесли с собой.
Следствие установило, что, по всей видимости, судья сам открыл злоумышленникам дверь. По крайней мере, на ней не было обнаружено явных признаков взлома, то есть, скорее всего, Трофимов-старший хорошо знал, с кем имеет дело. Не исключено, что это были друзья сына, готовившегося на широкую ногу отгулять юбилей. В милиции полагают, что убийц было как минимум двое, и они тщательно спланировали преступление. Сначала жертв расстреляли из пистолета с глушителем, а потом мечом или саблей хладнокровно отрезали им головы. Причем, по словам Генпрокурора, сын судьи – Сергей — был обезглавлен еще живым. «Не исключено, что это произошло на глазах у родителей, чтобы помучить их», — резюмировал Пшонка. Вынести со второго этажа четыре головы, не оставив при этом никаких следов крови, не будучи замеченными субботним утром соседями, без шума и улик – здесь явно просматривается почерк профессионалов. Тела в этот же день, около 13 часом 20 минут обнаружил 40-летний сын супруги Трофимова от первого брака, который зашел поздравить отчима с праздником. Он же и вызвал милицию, которая с тех пор безуспешно пытается найти убийц.
Изначально рассматривалось четыре версии преступления: убийство в связи с родственными отношениями, в ритуальных целях, из-за профессиональной деятельности и ради завладения имуществом. Позже первые две гипотезы официально были отвергнуты, и сейчас основной считается последняя версия. Следствие склоняется к мысли, что харьковский судья и члены его семьи были убиты из-за дорогостоящей коллекции монет, фарфора и наград. Она у Владимира Трофимова и в самом деле была одна из лучших в СНГ, а ее стоимость эксперты оценивают в несколько миллионов гривен. Преступники действительно похитили небольшую часть интересных экспонатов, но, по мнению ветеранов уголовного розыска, убийцы-«коллекционеры» вряд ли бы выбрали столь чудовищный способ овладения имуществом. Об этом же с самого начала говорили и психологи. Заведующая кафедрой психологии харьковского университета внутренних дел Лариса Шевченко еще в декабре настаивала, что подобные пытки грабителям не свойственны, и преступники шли явно не за антиквариатом. Не исключено, что милиция специально устроила «слив» видео квартиры Трофимова в интернете, дабы закрепить у общественности мнение, что семью судьи убили именно из-за коллекции. До недавнего времени главный следователь страны Василий Фаринник похвалялся, что часть ценностей «всплыла» в Донецкой области, и неизвестные, якобы, ими пытались расплатиться за наркотики. Это дало основание министру МВД Виталию Захарченко в начале марта даже заявить, что правоохранителям известны фамилии лиц, причастных к убийству. Но позже выяснилась, что бравада генералов абсолютно беспочвенна. Подкидывать наркотики и монеты стражи порядка умеют, а вот найти отрубленные головы пока не в состоянии.
У версии убийства судьи из-за его хобби есть один момент, о котором следователи умалчивают, но его никак нельзя сбрасывать со счетов. Трофимов не только ездил за диковинками на всеукраинские встречи нумизматов по стране, но и вполне мог иметь дома «схрон». Так собиратели называют «камеры хранения» для своих раритетов, у которых не совсем чистое происхождение. Известно, что харьковский судья был отзывчивым человеком и старался по жизни помогать коллекционерам. Причем, даже тем, кто имел определенные проблемы с законом. Хобби, доставшееся ему от отца, Владимир Сергеевич любил до обожания, а потому ради общего дела, не исключено, что мог иногда идти и на компромиссы с совестью. Дело в том, что в мире собирателей драгоценностей купля-продажа ворованных раритетов – явление довольно распространенное. Держать такой «паленый» экспонат у себя никто не хочет. Поэтому его отдают на временное хранение (обычно до того, как перепродадут с «наваром») кому-либо из знающих людей. Естественно, услуга неплохо оплачивается. Трофимов, будучи судьей, тем более долгое время возглавлявший райсуд, великолепно подходил для такого «схрона». Все понимали, что никто из людей в погонах в его квартиру с лишними расспросами или обыском не нагрянет. Но поскольку убийцы практически не тронули коллекцию, есть предположение, что следствие все-таки пускает общественность по ложному следу.
Вторая версия, которая долгое время была, чуть ли не основной, – убийство из-за профессиональной деятельности. Все разговоры о том, что судья Трофимов не рассматривал серьезных вопросов, выглядят несерьезными. Очевидно, что копаться нужно не в свежих делах, а именно в старых, примерно 15-летней давности. Те, кто, отсидев приличный срок, и вышли на волю вполне могли свести с ним счеты. К тому же не стоит забывать, что еще 7 лет назад Трофимов был председателем суда, и в силу разных обстоятельств он опять стал служителем Фемиды, потом снова исполнял обязанности председателя, но им не назначался. Все отмечают, что Владимир Сергеевич был порядочным человеком, в коррупционных схемах не участвовал, ездил на работу в метро, поскольку не имел даже собственного автомобиля, но зато он умел договариваться. Это необходимое качество для карьерного роста вполне могло сыграть с ним злую шутку. Его могли элементарно подставить, как коллеги по цеху, так и нежелающие жить по законам. Кстати, последних, по словам народного депутата Геннадия Москаля, сейчас активно пытаются задействовать в процессе. Как утверждает бывший зам.министра МВД, в настоящее время следствие свелось к тому, что поиск убийц возложили на криминальных авторитетов и воров в законе. В первые дни после трагедии им начали серьезно угрожать облавами и даже схватили грузинского криминального авторитета Резо, мотивируя это тем, что убийство имело восточные корни.
Не менее любопытны и две другие версии, хотя следствие на сегодня их официально отбрасывает. Все, кто занимался делом, обратили внимание, что судья Трофимов в последнее время имел немало хлопот со своим пасынком Валерием. Тот действительно на момент убийства испытывал серьезные денежные трудности. Долги приемного сына насчитывают около 600 тыс. долларов. Правоохранители строили предположение, что кредиторы расправой с отчимом намеревались запугать 40-летнего мужчину. В прошлом году в Харькове была ситуация, когда парням за долги рубили пальцы, после чего их родители быстренько отдали долги, но чтобы рубить головы – это уж слишком. В то, что Валерий сам стоял за убийством – верится с трудом. Не тот он человек, да и квартира записана не на него. Пасынок действительно был неблагополучным. В свое время Владимир Сергеевич купил ему квартиру и всячески финансово помогал. Приемный сын ценил и уважал родителя, но неудачи в бизнесе могли стать косвенной причиной произошедшей трагедии.
Как выяснилось во время расследования, проблемным оказался и младший сын судьи – Сергей. С ним связана четвертая версия, которую следствие тоже не может до конца откинуть. Те, кто учился с ним в школе, вспоминают, что парень всегда был, мягко говоря, странноватым. Позже он попал в секту и вел довольно необычную жизнь. В последнее время 30-летний Сергей Трофимов немного остепенился, жил в родительском доме вместе с гражданской женой, и молодая пара скоро ожидала пополнения. Все бы хорошо, да только в распоряжении следствия есть видеоролик, на котором записан шабаш одной из тоталитарных сект. Но что самое неприятное — в нем участвует и погибший сын судьи. Сектанты в разрисованных мантиях и с отрезанными головами домашних животных в руках (то ли баранов, то ли коз) исполняют некий обряд. Рассказывают, будто бы у этой секты существует верование, что если человеку отрезать голову накануне знаменательной даты, то он попадет в рай. Одним из таких дней считался предполагаемый конец света, который ожидали 21 декабря. Отсюда выплывала гипотеза, что семья Трофимова 15 декабря пала жертвой подобного обряда, причем сын Сергей мог быть заказчиком преступления, желая своей семье добра. По мнению религиоведа Тараса Антошевского, подобные ритуалы могут соблюдать либо сатанисты (на это указывают мантии участников действа и жертвоприношение животных), либо последователи культа вуду (одним из талисманов в этой религии является высушенная голова животного).
Как бы там не было, но поведение следственных органов выглядит весьма странным. Нардеп Г.Маскаль не раз предлагал свои услуги в раскрытии убийства харьковского судьи. «Я готов помочь, собрать и возглавить группу из бывших и некоторых действующих оперативных работников, которая раскроет это дерзкое преступление», — заявлял он. Вместо этого, милиция все время пыталась повесить дело на любого, кто подвернется под руку. Недавно пенсионер Сергей Курцев рассказал о прессинге, который на него оказывали правоохранители. В ролике, снятом в кафе, пожилой человек говорит, что больше месяца вынужден ночевать на вокзале, в подъездах и у знакомых. Идти домой он боится из-за угроз милиционеров. «Предъявили мне обвинение, что якобы я убил судью Трофимова, с которым мы пересекались несколько раз в 2006, 2007 и 2012 годах. Я ему не угрожал, а просто говорил: «Вы будете отвечать за все это». Там были свидетели, они написали, что я угрожал судье. 5 февраля меня забрали в УБОП, держали там трое суток. Требовали, чтобы я написал признание в убийстве Трофимова», — рассказывает Курцев. Председателя ГО «Україна-Українська Діаспора» Станислава Тимошенко тоже чуть не впутали в «мокрое» дело. Его пригласили в милицию по одному вопросу, а потом начали требовать сдать отпечатки пальцев на основании того, что он мог бывать в доме судьи. И таких случаев десятки.
За 5 месяцев следствия по факту убийства Трофимова было опрошено 18 тыс. человек, проведено 638 экспертиз. В деле насчитывается более 400 томов. Его вели полсотни следователей. Однако преступление по-прежнему остается нераскрытым. Милиция обещала 200 тыс. грн. вознаграждения за предоставление достоверной информации, которая поможет найти убийц. Президент заявлял, что трагедия в Харькове является вызовом всем правоохранительным органам, и лично взял под контроль расследование дела. И вот на днях мы слышим от нового начальника областного управления МВД, что «следствие допустило ошибки, в нем были некоторые вещи, на которые, к сожалению, не обратили внимание». Главный милиционер Харьковщины Олег Демченко заявляет, что при изучении материалов дела он обнаружил много «черных пятен» и на шестом месяце расследования кардинально поменял команду следователей. Через несколько дней вдруг дается опровержение данного факта. Аналогично тому, как после заявления министра МВД о задержании предполагаемого убийцы Трофимова, пресс-службе пришлось изгаляться, объясняя, что Захарченко, якобы, неправильно поняли журналисты. Но пока головы не найдены, все это разговоры “в пользу бедных”. Похоже, что в «ментовском» городе подконтрольная Кернесу милиция только тем и может заниматься, что бороться с политическими оппонентами. На самом деле, она способна лишь имитировать работу и давать «показатели». Ни одно из громких дел последних лет: убийство инкассаторов, расстрел киллером бизнесмена в машине, гибель журналиста Климентьева так и не были раскрыты. В правоохранительных органах уже поговаривают, что если история с отрезанными головами Трофимова и его семьи станет очередным «глухарем», то это станет судным днем харьковской милиции. И здесь уже очередной сменой начальства проблему не решить.
По материалам: ord-ua.com