Строительство новых карьеров несет угрозу Полтавщине

1 045

111Фамилия олигарха Константина Жеваго упоминается в прессе значительно реже, чем фамилии Ахметова, Коломойского или Фирташа. Но это отнюдь не означает, что Жеваго утратил влияние и не проводит экспансию. На Полтавщине вокруг бизнеса Жеваго кипят страсти. Магнат, у которого уже есть, по сути, в феодальном владении целый город – Комсомольск, сейчас планирует превратить в один огромный ГОК практически все левобережье Днепра в Полтавской области. Если это произойдет, то огромные территории богатейших черноземов превратятся в непригодную для жизни и хозяйствования пустошь на многие столетия вперед. «Четвертая Власть» проехалась по местам, которые Жеваго и Ко хотели бы сделать гигантским карьером, несмотря на протесты местных жителей.

Константин Жеваго — прежде всего «металлург». В его собственности находится компания Ferrexpo, чьи акции на Лондонской бирже сейчас резко повышаются в цене из-за очередного скачка мировых цен на металл, а также нескольких десятков предприятий — недавно со скандалом обанкротившийся банк «Финансы и кредит», завод «АвтоКрАЗ», ОАО «Галичфарм», «Киевмедпрепарат» и др. Одним из основных его активов является Полтавский ГОК в городе Комсомольск. Собственно, этот райцентр является спутником комбината, вокруг которого был построен и который обслуживают его жители.

1
2
3
4

Основной капитал одного из наиболее молодых миллиардеров Украины был сколочен именно тут, в городке, который возник в ходе очередной всесоюзной комсомольской стройки. Правда, прошедшие 40 лет активного руднично-металлического промысла сказались самым пагубным образом на самих комсомольцах. Сомневающимся стоит посмотреть на городское кладбище, которое разрастается также ударно-стахановскими темпами. Действительно, по статистике, уровень онкологических заболеваний в городе Комсомольск — один из самых высоких по стране.
Во многом это вызвано устаревшими технологиями, по которым ведется обогащение руды, а также последствиями открытого способа добычи сырья. Из-за взрывных работ на карьере огромное количество пыли поднимается в воздух и потом оседает в легких жителей прилегающих населенных пунктов. Впрочем, больше всего беспокоит людей не экологические проблемы. Полтавские журналисты и гражданские активисты обеспокоены тем, что олигарх использует одну из богатейших областей Украины в качестве сырьевого придатка. Ведь из добытой руды на предприятиях ГОКа производят лишь окатыши – самые примитивные заготовки, которые только можно произвести. Они, в свою очередь, тут же грузятся на железнодорожные вагоны и отправляются на продажу за рубеж без какой-либо дальнейшей обработки. Всю прибыль от выплавки металла из окатышей получают не украинские, а зарубежные металлурги, а отечественная экономика и без того страдающая от кризиса, лишается рабочих мест и дополнительных валютных поступлений.

Такая чисто сырьевая экономика, которая больше характерна для беднейших африканских стран, тем не менее, приносит владельцу неплохую, а главное — быструю прибыль. Олигарх продолжает эксплуатировать советский промышленный комплекс, не утруждая себя строительством новых мощностей и вкладываться в обработку сырья. Если же еще вспомнить о том, что магнат арендует землю, которая затем остается непригодной для какой либо деятельности, лишь за 1 % от ее реальной цены, вместо максимально возможных 10% (такую цену устанавливает полностью подконтрольный олигарху городской совет Комсомольска), то картина получается и вовсе безрадостной.
Проблемы с жителями Комсомольска, если таковые и возникают, решаются традиционным способом — ремонтом школы, латанием дороги или установкой пластиковых окон в детский сад. На случай любых претензий по поводу технологии производства и уровня зарплат всегда есть универсальный аргумент — иначе нельзя, ведь если ГОК остановится, то город умрет. Поспорить с этим трудно, так как кроме комбината в городе есть еще только небольшое текстильное производство, которое никак не поможет трудоустроить всех тех, кто сейчас занят на рудном производстве.

Несколько лет назад Жеваго планировал постройку называемого металлургического комбината «Ворскла сталь» недалеко от Комсомольска, где эти самые окатыши должны были переправляться в металлические чушки и швеллеры. Однако кризис 2008-го остановил проект на стадии закладки и постройки нескольких бараков для рабочих. В итоге не было построено даже столь примитивное производство, а новые рабочие места так и не были созданы.
Олигарх решил не вкладывать деньги в новый завод, а вместо этого намеревается открыть новый гигантский карьер и экспортировать заграницу больше окатышей и руды. В планах олигарха — разработка новых месторождений на территории Кременчугской магнитной аномалии, которая растянулась по Полтавщине на десятки километров. Старый карьер возле Комсомольска уже почти истощился, но вместо него планируется открыть еще более исполинские разработки, которые поглотят несколько сел.
Последние 7-8 лет Ferrexpo активно осваивает так называемый Еристовский карьер (по названию близлежащего села Еристовка, которого уже нет на бумаге, однако по факту люди на краю карьера все еще живут). Жители села Еристовка несколько лет добиваются отселения, писали письма в Раду и публичные обращения, однако до сих пор не получили компенсаций.

Собственно, старый и новый карьер, по сути, составляют одно целое – почти 15 км гигантского отвала в несколько сотен метров высотой, и примерно такой же по протяженности карьер, руду из которого потом обрабатывают на все том же Полтавском ГОКе. Правда, как говорят эксперты и местные жители, Еристовский карьер не настолько богат рудой, поэтому интересы Жеваго простираются дальше — в сторону жд-станции Беланы, возле которой компания хочет построить новый Белановский ГОК. Там, по данным геологической разведки, почвы очень богаты рудой, которая залегает близко к поверхности.
20160425072618-cb487ee8bbe3797eb0eea6b7fa468049-595x1024
Противники строительства монструозного карьера рассказывают, что преодолеть сопротивление селян олигарх планирует двумя путями. Первый — это присоединение лакомого участка земли к территории подконтрольного Жеваго Комсомольского горсовета. Такое решение необходимо лоббировать на самом высоком уровне, однако у олигарха имеются необходимые связи и средства. Второй — банальное вытеснение людей с их земли. Жители сел, к которым подступают карьеры, в большинстве своем уже смирились со своей участью. Из-за близости карьера и взрывных работ, их дома трескаются и покрываются слоем пыли, а в колодцах исчезает вода. Продать их селяне не могут, так как никто не согласится купить землю в таком месте.

Выкупить землю готов сам олигарх. Но не всех селян устраивает стоимость, которую предлагает Ferrexpo, а альтернативных покупателей нет. Особенный цинизм ситуации в том, что многие из тех, кто уже продал Жеваго землю, получали деньги на счета в его же банке «Финансы и кредит», который теперь обанкротился. Выходит, люди потеряли не только землю и дома, но и деньги, которые за них получили.

В целом, по решению Кременчугского совета еще от 2013 года, в ходе строительства Белановского ГОКа с лица земли должны исчезнуть 14 сел. Большинство из них уже не мытьем, так катаньем дали согласие на это. Так, даже мятежные Бондари и Дмитровка в январе 2016 года, после массированной обработки эмиссарами Жеваго, пошли на попятную и, в ходе общественных слушаний, дали добро на постройку ГОК. Правда, как говорят местные активисты из Кременчуга Олег Савченко, Сергей Галата и Владимир Рыженко, на слушаньях присутствовали всего лишь 40 человек из почти 2000 жителей громады.

И хотя пока активное строительство не началось, можно не сомневаться, что вскоре оно продолжится. Первый отвал уже есть.
Активисты Кременчуга считают, что более приемлемым в данном случае был бы шахтный способ добычи руды. Так поступают, к примеру, в Кривом Роге, где руду добывают не только открытым способом. Однако, строительство шахты значительно дороже, чем строительство карьера, поэтому Жеваго вряд ли пойдет на это.

— Мы уничтожим огромные площади богатейших черноземов, а он просто выкопает руду и продаст сырье заграницу. Мы спрашиваем: а где тут Украина? В чем государственный интерес и интерес громады? — возмущаются местные противники строительства нового карьера.

Кроме того, важным вопросом остается экологический. Завис в воздухе вопрос экологической экспертизы. Как утверждают местные активисты, еще в советское время, несмотря на богатство месторождения, было принято решение не разрабатывать Белановский ГОК из-за высокой радиоактивности. Однако у Ferrexpo утверждают, что провели свою экспертизу и та не нашла никаких опасных показателей в почве. В свою очередь, активисты обвиняют жеваговцев в том, что на самом деле те не проводили реальное исследование.

Так или иначе, самый главный вопрос — стоит ли игра свеч, остается открытым. Пожертвовать богатейшей землей ради статуса сырьевого придатка и африканского образа жизни — весьма сомнительная перспектива для Полтавщины. Очевидно, что строительство новых карьеров и ГОКов имеет смысл лишь в том случае, если вокруг них будут создаваться обрабатывающие производства. Вот только как заставить олигарха учитывать не только собственные интересы, но и интересы граждан — пока не понятно. Влияние Жеваго на Полтавщине чрезвычайно велико, и противостоять ему не так-то просто. Кстати, именно поэтому местные жители весьма скептически относятся и к грядущей децентрализации. По мнению гражданских активистов, она попросту сделает олигархов неограниченными хозяевами собственных феодальных владений.

По материалам: vlada.io