«Страшная тайна» Фирташа

918

Люди, беседующие с американцами в отдалённых от центров принятия решений странах, в глубокой геополитической провинции, всегда стараются показаться лучше и значительнее, чем они есть на самом деле.

Дмитрий Фирташ был партнёром Семёна Могилевича! Кто бы мог подумать! Новость, всплывшая по мере прочтения документов, обнародованных скандальным порталом WikiLeaks, появилась как одна из самых важных политических сенсаций, которая может повлиять на украинскую политическую жизнь. А ведь речь вовсе не идёт о какой-то особенной тайне! В течение многих лет все прекрасно знали — и об этом писалось в СМИ — что Семён Могилевич и Дмитрий Фирташ были совладельцами RUE и только после ареста криминального авторитета в российской столице контроль за бизнесом перешёл в руки Фирташа.

Было известно и другое: что RUE существует не само по себе, а как инструмент для «внегосударственной» деятельности «Газпрома», которому гораздо выгоднее проводить целый ряд удобных для его руководства и аффилированных с ним чиновников операций через газотрейдерские «Рога и копыта». То, что руководитель этих «Рогов и копыт» — по образу и подобию Фунта из «Золотого теленка» — будет сидеть — ясно по жизненному опыту Семёна Могилевича. Но совершенно неясно, кто в этой истории великий комбинатор? Точно Фирташ? Или сам «Газпром»?

Фирташ в своём общении с американскими дипломатами хочет произвести впечатление честного и всемогущего бизнесмена. Он объяснят американцам правила постсоветской игры — что весь бизнес находится под контролем организованной преступности и для того, чтобы участвовать в нём, невозможно «обойти» мафию. Это правда. Вопрос только в том, кто мафию обходит или не обходит, а кто сам является её частью. Но если вспомнить, что обязанный бороться с мафией глава СБУ Валерий Хорошковский недавно назвал себя другом Дмитрия Фирташа, то мы вряд ли сможем получить точный ответ на этот вопрос — по крайней мере, до смены руководства спецслужбы и тщательной проверки его деятельности.

Но одновременно Фирташ предстаёт перед собеседниками как человек, рулящий украинскими внутриполитическими процессами. А это уже преувеличение. Влияние Фирташа действительно велико — и оно возросло после прихода к власти Виктора Януковича. Но он отнюдь не одинок в своём желании «порулить» и уж точно не был одинок во времена Ющенко.

Люди, беседующие с американцами в отдалённых от центров принятия решений странах, в глубокой геополитической провинции, всегда стараются показаться лучше и значительнее, чем они есть на самом деле. Это, кстати, проблема и самого дипломатического корпуса — остро чувствующие свою невостребованность профессионалы пытаются заинтересовать начальство, разрывающееся между Ираком и Саудовской Аравией, хоть какими-то важными сообщениями из Украины или ещё какой-нибудь не столь актуальной для госдепартамента страны. И нередко создают ситуации, далёкие от реальности — по докладам из посольств это, по-моему, уже видно. И это нужно учитывать, анализируя американские телеграммы. Не говоря уже о том, что не стоит делать вид, что мы ничего не знали о том, что сообщается в этих документах — а то придётся поверить, что партнёрство Могилевича и Фирташа — открытие для Украины…

Виталий Портников, NEWSru.ua