Страна секонд хендов
Сейчас украинский малый и средний бизнес - это барахтание в мутной воде. А открыть новое дело - большой риск. Как удается держаться на плаву и развивать бизнес в украинской глубинке в интервью Gazeta.ua рассказывает предприниматель Сергей Буйков из Глухова на Сумщине.
Сергей Буйков в прошлом году открыл пиццерию "Юность" в Глухове. Бизнесом занимается с 1992 года с женой и сыном.
- Деятельность наша разноплановая: жена занимается киосками быстрого питания, сын - видеонадзором. Собирались открывать ресторан, но сейчас ни денег, ни, если честно, не видим особенных перспектив. Есть идея сдать помещение, где планировался ресторан, в аренду секонду. Этот бизнес у нас не сбавляет оборотов. Их в городе очень много. Мы еще на 20 лет - страна секонд-хендов. Носим поношенное. Нам поставляют третий сорт, - рассказывает Сергей Александрович. Говорит по-русски.
Как возникла идея открыть пиццерию?
Решение пришло само. Здесь, можно сказать, намоленное место - раньше была столовая. Когда утвердились в мысли относительно пиццерии, первое, над чем задумались, какую ставить печь. Смотрели специальные сайты, ездили на выставки. Из-за угрозы агрессии РФ год ничего не делали.
Потом решили печь на дровах ставить. Говорили с итальянцами, немцами. Говорят, Европа перешла на выпекание пиццы на дровах. Туда, где электрические печи, ходят меньше людей. Плюс, у нас свое столярное производство. Отходы забираем сюда. Вон на этажерке дрова крупные и мелкие. Нашли человека, который умел сложить печь. Заказали из Италии камень. Месяц ели пиццу сами - тестировали. Попробовали запустить на итальянской муке - очень дорого. В евро это не по силам. Едва подобрали украинскую. Приезжал итальянец, который три дня мял 10 видов муки. Выбрал. Два часа в день в соцсетях в онлайне транслируем, как печется пицца. Позже запустим доставку.
Скоро она окупится?
10 часов утра. На смене 11 людей. Печь горит, дрова идут. Кроме нас, один парень в зале. Это ответ. После повышения минимальной зарплаты до 3700 гривен, я за год прибылей практически не получаю. Есть бонусы - за использование полочки, установления холодильника. Это все, что заработала фирма. Пока что держимся. Если поднимут до 4100 гривен, станет еще хуже.
Все оборудование импортное. Украинское не выдерживает конкуренции
Расскажите, как оборудовали заведение.
Оборудование импортное, приобретенное за евро и доллары. Качество украинских аналогов нас не устраивает. Из нашей столярки и металлоцеха здесь столы, стулья, окна, балки, люстры. Старались сделать их как можно лучше. Чертеж, дизайн меняли, улучшали раз 10. Результат увидите сами: на этих деревянных стульях можно несколько часов просидеть и не почувствовать неудобства. Еще один важный момент - энергосбережение. Пользуемся только светодиодными лампами и светильниками.
Как у вас с туристами?
Мы еще не настолько долго работаем - с 9 мая прошлого года. Месяца три набирали клиентов. Сейчас более-менее стабильно. Купили кофейный аппарат за пять тысяч евро.
Что производите на столярном предприятии?
Шкафы, буфеты, кровати - все. И здесь оборудование, лаки, краски импортные. Наши только ножи. Насколько рентабельно это производство, в условиях действующих валютного курса, экономической, налоговой политики государства, можете представить сами. Мы - страшно зависимая страна. Торгуем за гривни, покупаем за доллары.
Каждый второй говорит о том, что надо бежать из этой страны. У меня официант уехал, посудомойка
Многие местные жители выехали на работу за границу. У вас есть проблема с кадрами?
С учетом безвиза, каждый второй говорит о том, что надо бежать из этой страны. У меня официант уехал, посудомойка. Руководитель столярного производства побыл в Польше три месяца по контракту. Сказал, больше не поедет. Работа - 12 часов в сутки. За три месяца похудел на 7 килограммов. Если кто-то хочет диету - в Польшу на клубнику. Но люди едут, пробуют. Кто-то возвращается, кто-то остается. Из моих друзей выехали дальнобойщики. Катаются по всей Европе. Брат кума работает в Израиле поваром. Говорит, не может там позволить себе ничего лишнего. Приезжает сюда - месяц поживет нормально, может что-то купить. Как и в Польше. За 600 евро особенно не разгонишься. Лишь отпахать и приехать сюда.
Закрылись почти 10 продовольственных магазинов, не выдержали конкуренции. Это снежная лавина. Приведет к тому, что мелкий бизнес исчезнет
Как чувствует себя бизнес в Глухове?
Восемь лет местные предприниматели оказывали сопротивление проникновению в город одной из национальных сетей супермаркетов. Это монополисты, которые уничтожают весь малый и средний бизнес. У них было 740 супермаркетов с Крымом и Донбассом. Осталось где-то 500. "Кока-кола" в них в продаже дешевле, чем у меня в закупке через дилеров. Они покупают фурами и диктуют условия. Не согласится "кока-кола" - будет "пепси". Производители выезжают за счет опта. Конкурировать с этой сетью практически нереально. Выйти напрямую на производителя нельзя. Только через дилеров, региональных представителей. Это снежная лавина. Приведет к тому, что мелкий бизнес закроется.
Как это влияет на развитие города?
В Глухов заходит 10-15 миллионов "продовольственных" денег. 5-7 из них выкачивает этот супермаркет. Все налоги платят по месту регистрации в Днепре. В Глухов идет один процент от оценочной стоимости земли - 18 600 гривен в год. Ее купили на аукционе. И 5 процентов акцизного налога.
Государство может помочь малому и среднему бизнесу?
Мы в бизнесе 26 лет. Денег немного заработал, кредиты не нужны. Проблема в другом - сейчас разорвали минимальную зарплату и прожиточный минимум. Льготами по налогу на доходы физических лиц пользуется только один из многодетной семьи. Из минимальной зарплаты платить работнику свыше 700 гривен в бюджет, а предприятию еще 800 гривен в Пенсионный фонд - очень сложно для такого города, как Глухов. Здесь заработки отличаются от Киева в разы. У нас сейчас работают почти 80 людей. Умножьте на 1500 - и получите представление, насколько нам "выгодно" создавать новые рабочие места.
Люди перешли на табак - покупают на базаре стаканами. Сами изготовляют алкоголь
Какие еще есть проблемы?
Мы торгуем алкоголем и сигаретами. В Украине были четыре фирмы, которые работали на опте. Мы могли выбирать. Сейчас осталась одна - российский "Мегаполис". Работает со времен Азарова. Держит 100 процентов украинского и 60 - российского рынков. Выставляет пять процентов накрутки. При нынешних тарифах на газ, тепло - даже не окупится.
Продажа сигарет уменьшилась. Но курить люди меньше не стали - перешли на домашний табак. Покупают на базаре стаканами. Государство рубит ветку, на которой сидит. То же самое - с алкоголем. Каждое увеличение цены - это переток в самогонный бизнес. Люди сами изготовляют алкоголь. А меньшие продажи - проблема с бизнесом.
Люди массово выезжают за границу, бизнес малый и средний не развивается. Что с этим делать?
Не вижу выхода. У меня на каждой точке висит табличка "Аренда". Сейчас - это барахтание в мутной воде. Якобы есть запрет на проверки. Но как только его снимут, пойдет масса разных людей. Выполнить все придуманные нормы законов невозможно. 26 лет принимают законы, сами их не читают. Последнее, что не продали, - земля. Почему законодатели не прописали, что аренда - не более чем на три года? Почему мы отдаем землю на 49 лет? Почему не прописали, что нельзя закладывать землю? Один другому не отдал долг и все - земля перешла.
Партия регионов в десятый раз переименовывается, раскалывается. Но папочки заводят на всех
В соседней Шостке хотят сделать госпитальный округ. Здесь больницу, вероятно, закроют.
Идет борьба. Вопрос еще не решили. В Глухове никто ничего не лечит. Я вчера был в Сумах, там сдавал анализы. Столкнулся мой товарищ с раком. Объездил всю Украину. Сказали, чтобы и не мечтал. В России объяснили: лекарств нет. Поехал в Германию. 160 тысяч евро потратил. Человеку стало лучше.
Все 26 лет при власти преступники. Служат России, Америке, Европе. Никто - Украине. Когда приходит человек, как Мишель Терещенко, который говорит открытым текстом, он не вписывается в коррупцию, кражи, фальсификацию выборов. Я с 2004 года занимаюсь выборами. Еще есть неподкупные. Но и на них находят управу, компромат. Партия регионов в десятый раз переименовывается, раскалывается. Но папочки заводят на всех. Такая система.
Какой выход из этой ситуации?
Я его не вижу. Для бизнеса взять кредит под проценты - это смерть. Максимальный процент кредитования - должен быть пять. Но 25 (кредит под 25% годовых дает государство предпринимателям на развитие бизнеса. - Gazeta.ua) - это должен быть супер-бизнес. Проституция, наркотики, поставки людей за границу, нелегальное производство табака или алкоголя. А в реальный бизнес при таких процентах некуда вложить.
Меня спрашивают, когда мой бизнес окупится. При моей жизни - никогда. Раньше наценки были 100 процентов. За полгода можно было вернуть оборотные средства. Сейчас доллар подорожал. Для чего? Раздать пенсионерам деньги. Я считаю: если привязались к доллару, то в долларах надо продавать, покупать и забыть о гривне. Тогда не будет спекуляций.
Подруга жены 10 лет живет в Португалии. Трудится на двух-трех работах. Здесь занималась бизнесом
Вы с 2004 года в политике. Хотите изменить и город?
Конечно. Я родился в Глухове. Для меня лучшего города нет. И больно было смотреть, как он потихоньку приходит в упадок. Разворовывание бюджета не давало ему должным образом развиваться. Туристы сюда не едут, местные убегают потихоньку, потому что нет работы. Между тем Глухов имеет много преимуществ, которые, при умном подходе, могли бы принести его жителям неплохие дивиденды. Здесь, например, самая лучшая вода в Украине - ее можно пить из-под крана, неплохая система отведения стоков, с учетом промышленных потребностей. К городу подведены мощные электросети. Все это - очевидные плюсы для развития бизнеса.
Вы не думали переехать в другую страну?
Подруга жены 10 лет живет в Португалии. Наконец купила квартиру - в рассрочку на 25 лет. Трудится на двух-трех работах. Здесь занималась малым бизнесом. Возвращаться не хочет. Меня за границей никто не ждет. Я связываю свою жизнь только с Глуховом.
По материалам: gazeta.ua