Спецслужба Украины силой вернула политузника на родину в Беларусь

498

Белорусского активиста и политзаключенного Александра Францкевича СБУ задержала в конце июня. Это произошло в помещении Государственной миграционной службы, куда он пришел за видом на жительство. Даже не дав собрать вещи, оттуда его силой повезли на границу и вернули в Беларусь. Несмотря на то, что мужчина уже четыре года проживал в Киеве легально и женился на украинке.
По словам Францкевича, по дороге сотрудники СБУ трижды его били. Без вещей и денег белорус добрался до дома матери. Теперь свое выдворение из Украины планирует обжаловать в Европейском суде по правам человека.

Выдворение вместо вида на жительство
Белорус Александр Францкевич пришел в Государственную миграционную службу 18 июня, чтобы забрать вид на жительство. Там, по его словам, его встретили трое мужчин, которые представились работниками СБУ. Они сообщили, что должны вернуть Францкевича в Беларусь.
«Сказали, что есть решение о принудительном возвращении. Он сказал, что не собирается с ними никуда идти, хочет обратиться к адвокату и за убежищем в Украине», — рассказал Слідству.Інфо украинский адвокат Францкевича Василий Мельничук.

По его словам, мужчины заломили руки Александру, начали его бить и затолкали в машину во дворе миграционной службы.

«Били в солнечное сплетение, потом просто по голове, когда я пытался скрыться. Затем, когда выносили меня, еще ударили головой о дверь», — рассказал Францкевич.

Как рассказал адвокат, по дороге к границе Францкевича били трижды и отобрали телефон. Около полуночи довезли до границы в Черниговской области, где продолжали бить, заставляя подписать документы и разблокировать телефон.

«На границе он был около часа ночи. Его привели в кабинет, зачитали решение о принудительном возвращении еще раз. Он написал заявление, что хочет обратиться за защитой в Украине»,- рассказал адвокат Василий Мельничук.

И Францкевича все равно перевели через границу. Там его встретили белорусские пограничники и отвезли на вокзал, откуда он поездом поехал к матери. По словам Александра, телефон ему так и не вернули.

«До самого вокзала не отдавали паспорт, может, думали, что я хочу вернуться назад. Я вообще сначала решил, что меня везут в отделение, потому что без паспорта и под конвоем», — сказал Францкевич.

Имели ли право украинские силовики выдворять активиста
В решении о принудительном возвращении, подписанном начальником Департамента защиты национальной государственности Даниилом Доценко за 20 дней до того (30 мая 2019 года), говорится, что Францкевича следует принудительно обязать «покинуть территорию Украины в срок до одних суток», поскольку его деятельность «противоречит интересам обеспечения национальной безопасности Украины, ее суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя».



Государственная миграционная служба в ответе на запрос, ссылаясь на инструкцию, сообщила Слідству.Інфо, что может сотрудничать с СБУ на предмет выдворения иностранцев из Украины. Однако в этой инструкции говорится, что работники Службы безопасности должны получить решение суда о принудительном выдворении и ознакомить с ним иностранца, а затем предоставить ему 24 часа на то, чтобы он покинул Украину. По словам адвоката Василия Мельничука, никакого решения суда по Францкевичу не было, а следовательно работники СБУ нарушили порядок выдворения иностранца.

«В законодательстве есть два типа депортации — принудительная и добровольная. При принудительной человеку сообщают решение о возвращении. В решении говорится о сроках, в которые он должен уехать из Украины. Работник Службы безопасности может будет сопровождать человека к границе. Но СБУ злоупотребляет своими правами: под «сопровождением» и «возвращением» они понимают разрешение на задержание и принудительное выдворение», — сказал адвокат.

В ответе на запрос Слідства.Інфо СБУ сообщила, что СБУ приняла решение о «принудительном возвращении» Францкевича на родину 30 мая 2019 года, а 18 июня его «вернули из Украины с запретом въезда сроком на три года». Однако никакой информации о решении суда, которое бы давало разрешение на такие действия, не предоставили. Так же в СБУ не ответили о применении физической силы в отношении Францкевича и исчезновения его мобильного.

Между тем Александр Францкевич живет у матери. Он говорит, что вместе с адвокатом они собираются подавать в Европейский суд по правам человека, чтобы оспорить выдворение из Украины.
«Я знаю, что Европейский суд по правам человека иногда может вмешиваться … Я просто надеюсь, что это может мне помочь вернуться в Украину»,- сказал он.
Францкевич говорит, что в Беларуси за ним следят.
«Я трижды уже успел заметить одного и того же человека в городе. И машины преследуют, когда я езжу в транспорте», — сказал он.

Кто такой Францкевич
Александр Францкевич (Аляксандр Францкевич) — известный в Беларуси активист анархистского движения. В 2010 году белорусские силовики задержали его с еще четырьмя активистами по обвинению в нападениях на административные здания, в частности, на посольство РФ в Беларуси, обвинили в хулиганстве и умышленной порче имущества. Активисты же настаивали, что хотели привлечь внимание к ситуации в Беларуси, в частности, к давлению со стороны правоохранительных органов. В мае 2011 года их приговорили к трем годам за решеткой.

Белорусские правозащитники называли Францкевича политзаключенным.

Он вышел на свободу в сентябре 2013 года. Через два года приехал в Киев, где легально жил и работал программистом, а потом женился на украинке. Александр в комментарии Слідству.Інфо сказал, что не принадлежит ни к одной организации, но признал, что поддерживает связи с «украинскими левыми и экологическими активистами».
Также Францкевич рассказал Слідству.Інфо, что впервые узнал об интересе к нему со стороны силовиков в 2017 году. Когда он отдыхал за границей, СБУ задержала и проводила обыски у одной активистки. Ее спрашивали, знакома ли она с Францкевичем.

«Знакомые мне рассказали, что задержали несовершеннолетнюю девушку, которая, кажется, была участницей женского движения. Ее стали расспрашивать о пикете возле киевского офиса СБУ, во время которого я также был за пределами Украины. Ее начали расспрашивать обо мне, где я живу и тому подобное. Но мы с ней не были знакомы», — сказал он.

В 2018 году Францкевич рассказывал в интервью белорусским журналистам, что работники СБУ пришли с обысками к его подруге и также спрашивали о нем.

«Оперативники СБУ угрожали моей знакомой, во время обыска изъяли у нее мобильный телефон, ноутбук, даже паспорт забрали … В этот же день были обыски во Львове, у членов организации «Эко платформа», и в Днепре. Меня пока не нашли, но Кристине говорили: «А что, как мы его просто депортируем в Беларусь?» — рассказывал Францкевич журналистам Белсат.
Среди причин такого интереса работниками СБУ Францкевич называет дело ветерана АТО Вербича. Дмитрий Вербич в составе «Правого сектора» был одним из тех, кто защищал Донецкий аэропорт. По возвращении Вербича в центре Киева на него напали неизвестные. В нападении подозревали представителей леворадикальных анархистских групп. По мнению самого Францкевича, СБУ могли использовать дело Вербича «как основу для преследования анархистов».

«Они (обыски, — ред.) формально были связаны с делом Вербича, а на практике — направлены против людей, которые не имели никакого отношения к этому делу. Никого из них не задерживали и даже не допрашивали. Просто изымали всю технику и спрашивали о тех или иных людях, в том числе и обо мне», — рассказал Слідству.Інфо Францкевич.

Он также отметил, что ранее не получал никаких сообщений он правоохранителей.

По материалам: argumentua.com