Спасет ли бизнес президентская модель единого органа проверки

307

Правительство 6 сентября одобрило законопроект, предусматривающий полное восстановление документальных (плановых и внеплановых) проверок бизнеса с 1 октября 2023 года.

До этого, 30 июня, парламент принял закон №8401, предусматривавший их частичное возвращение. В частности, разрешаются документальные проверки только по трем так называемым рисковым направлениям: финансовому, подакцизным товарам и игорному бизнесу.

При этом и без полномасштабных проверок предприниматели уже жалуются на произвол со стороны налоговиков и правоохранителей – увеличение давления и возвращение к «криминализации» дел.

Эти жалобы даже были озвучены президенту Владимиру Зеленскому. На что президент предложил наделить правом проверок только один орган.

В конце августа президент Украины Владимир Зеленский предложил ограничить проверки бизнеса одним госорганом.

«Я найду такой баланс между европейским законодательством и их запросом – проверять и вами, чтобы к вам все не ходили», – подчеркнул президент.

Уже на следующий день, 29 августа, председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев рассказал агентству «Интерфакс-Украина», что решением проблемы лишних проверок различных правоохранительных органов, на которые бизнес пожаловался президенту, будет завершение реформы Бюро экономической безопасности (БЭБ).

«Собственно, то, о чем говорит президент, – это незавершенная реформа БЭБ. Именно БЭБ должно стать тем органом, который должен заменить собой все органы, осуществляющие уголовное преследование в экономической сфере», – сказал Гетманцев, комментируя предложения Зеленского бизнесу «провести изменения в законодательстве по единому органу проверки».

БЭБ – бывшая Налоговая милиция, которую должны были переформатировать так, чтобы в большей степени опираться на информационно-аналитические подразделения, а не на силовые. По крайней мере, это постоянно отмечалось с 2021 года, когда Бюро заработало.

Однако деятельность этого органа до сих пор неоднозначна – штат недоукомплектован, постоянного руководителя уже нет. В феврале этого года комитет Гетманцева рекомендовал отстранить предыдущего руководителя Вадима Мельника с должности. С мая 2023 года Бюро возглавляет уже второй исполняющий обязанности – Андрей Пащук.

На этом фоне, как констатируют в Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), к эффективности работы Бюро есть ряд вопросов. В том числе и в части нынешнего кадрового состава.

«Около 60% работников там – бывшие работники Налоговой милиции. И время работы структуры демонстрирует, что старые кадры все же не могут работать по новым подходам. Поэтому бизнес выступает за перезагрузку службы. В частности, необходимо прозрачное, честное и беспристрастное проведение конкурса на должность нового руководителя БЭБ. Как, в конце концов, и на все должности, даже рядового состава этого Бюро, которые будут делать акцент в работе на эффективной борьбе с теневым бизнесом, непрозрачными «схемами», противодействии коррупции (реальная аналитическая работа по выявлению «схем», а не концентрация внимания на технических ошибках) – без необоснованного давления на прозрачный бизнес. Да, БЭБ должно стать охранником экономической безопасности», – отмечают в ЕБА.

Именно налоговые вопросы наиболее болезненны для украинского бизнеса, свидетельствует разнообразная статистика.

В частности, именно они составляют подавляющую часть жалоб бизнеса в Совет бизнес-омбудсмена (СБО). В последнем отчетном квартале их количество в очередной раз составило почти 70% всех обращений в учреждение.

К тому же сейчас БЭБ – не единственный госорган, который может проверять бизнесы по налоговым вопросам.

Относительно корректности уплаты налогов (хотя и не криминального характера) предпринимателям может также доставлять хлопоты Государственная налоговая служба (ГНС). Даже до этого ей уже было разрешено проведение любых камеральныхфактических, отдельных документальных внеплановых проверок.

Еще до отмены моратория на проверки, ею был обнародован план-график проверок бизнеса на 2023 год, в который включены почти 2100 юридических лиц, 1500 физических лиц-предпринимателей, финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов, более 300 юрлиц по вопросам, звязанным с зарплатными налогами.

Предприниматели снова жалуются на обыски со стороны правоохранителей

Однако проверки бизнесов бывают не только в сфере уплаты налогов. В этом году, как рассказали LIGA.net в Совете бизнес-омбудсмена, уже фиксируется рост числа других жалоб на действия правоохранителей.

«Второй квартал подряд для жалобщиков СБО оборотов набирает проблема нарушений со стороны правоохранительных органов. Количество таких обращений составило 9% в отчетном (втором. – Ред.) квартале. 10% – в I квартале 2023 года. В течение апреля-июня предприниматели чаще всего жаловались на процессуальные злоупотребления и бездействие Национальной полиции и органов Прокуратуры», – отмечают на сайте Совета бизнес-омбудсмена.

Обращение бизнеса в СБО касалось невозврата правоохранительными органами временно изъятого имущества или средств в результате обысков. Более того, в производстве СБО есть и жалобы на безосновательно открытые уголовные производства, которые правоохранители используют как инструмент давления на бизнес. А также на неэффективность действий правоохранительных органов в случаях, когда бизнес является потерпевшей стороной.

Об аналогичных случаях сообщают и в ЕБА.

«На сегодня же мы слышим от компаний, что увеличивается количество случаев вмешательства в работу прозрачного бизнеса от некоторых органов, в частности, представителей Нацполиции путем проведения проверок непосредственно в офисах компаний. В то же время следует отметить, что с созданием Бюро экономической безопасности от правоохранительных структур должны были забрать функцию надзора за экономической безопасностью. Поэтому было бы хорошо урегулировать этот вопрос, поскольку это начинает восприниматься как ручной режим, поэтому нельзя допустить давления на бизнес», – рассказали представители Ассоциации в ответ на запрос.

У бизнес-омбудсмена по этому поводу отмечают, что в Украине и дальше господствует излишняя «криминализация» дел, которые могли бы логично и менее деструктивно решаться в административных или хозяйственных судебных делах.

«Государство дальше дает себя инструментализировать в частных интересах. Несмотря на все законодательные реформы прошлых лет, в головах следователей и прокуроров дальше сидит «совок»: государство, которому все должны, для первых, и тень «общего надзора за законностью» для вторых. Пока такие подходы вознаграждаются по иерархии (формально и неформально), именно они, а не европеизированные законы, будут определять поведение», – констатируют в Совете бизнес-омбудсмена.

От БЭБ в суд не попадают 95% открытых уголовных производств. От других органов (Нацполиция, СБУ) около – 90%. Преимущественно уже сам факт и процедура открытия уголовного производства является средством давления («приглашением на разговор») и наказанием для предприятия. К тому же, при этом, как отмечают специалисты СБО, украинские правоохранительные органы часто дублируют функции, соперничают за подследственность и могут поочередно «кошмарить» единичные бизнесы».

«Большинство дел в судах они (налоговики. – Ред.) проигрывают. Создается впечатление, что увеличение количества проверок и доначислений – это некий инструмент, чтобы показать деятельность. Потому что пока штрафы отменяют в судах, проходят проверки, где начисляют другие. Тем временем можно постоянно отчитываться о работе», – высказал свое предположение о причинах таких действий правоохранителей инспектор Совета бизнес-омбудсмена Владимир Куценко.

Чтобы этого избежать в дальнейшем, отмечает представитель СБО, необходимо применение правоохранителями и налоговиками риск-ориентированных подходов, предпочтение именно плановым проверкам, с учетом существующей судебной практики. Чтобы бизнесмены не должны были постоянно защищаться в судах.

Кто еще может проверять предпринимателей в Украине?

В зависимости от вида деятельности, проверки предпринимателям могут устраивать не только налоговики или правоохранители.

Среди прочего это могут делать различные регуляторы – Нацбанк, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Антимонопольный комитет (АМКУ).

К тому же проверки могут устраивать разные министерства.

В частности, согласно части первой статьи 18 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…» надзор осуществляют:

Министерство финансов в отношении аудиторов, бухгалтеров, консультантов по вопросам налогообложения, консультантов и посредников во время операций с недвижимостью, продавцов драгоценных металлов и камней, гемблинговых компаний, операторов лотерей, продавцов культурных ценностей;

Министерство юстиции в отношении адвокатов и адвокатских организаций, нотариусов, тех, кто предоставляет юридические услуги;

Министерство цифровой трансформации в отношении поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Промышленные и добывающие предприятия, предприятия в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, проверяет Госслужба по вопросам труда.

Строителей проверяет Госинспекция архитектуры и градостроительства (ДИАМ).