Социальная кома

1 253

Былая симпатия жителей Донецкой области к Виктору Януковичу растаяла без следа. Произошло это не сразу, и не видели в том беды, пока сей факт не начал влиять на результаты выборов. Похоже, потеря самых преданных сторонников — проклятие украинских президентов. Виктор, который Андреевич, слил кредит доверия активистов Майдана. Виктор, тот, что Федорович, при известном усилии воображения мог бы наблюдать утекающую сквозь пальцы любовь дончан к «бандиту, но своему бандиту» (цитата из фильма Якоба Пройсса «Другой Челси»).

Отчетливое падение поддержки и доверия зафиксировано двумя самыми точными в украинской практике социологическими опросами — подсчетами голосов на президентских и местных выборах. Прошло меньше года — а как все изменилось. И продолжает меняться. И меняется — ежедневно, ежечасно, ежесекундно…

За время, прошедшее между двумя выборным кампаниями, выстроилась «вертикаль власти». Все замкнулось на Януковиче. В Донецкой области местные власти отреагировали на это идеально с точки зрения архитекторов модернового единоначалия — с радостью отказались от какой-либо самостоятельной политики, и любой шаг совершали во имя реформ, в поддержку курса и в рамках программы президента. Каждое заседание, партийное или чиновничье (впрочем, грань между ними теперь весьма условна), начинается с ритуального восхваления лидера. Мы опять «говорим Ленин, подразумеваем — партия». В Донецке понятия «Янукович», «Партия регионов», «власть» и «политика как таковая» вновь составляют неразрывное синкретичное единство. Именно это позволяет, не кривя душой, назвать сравнение результатов президентских выборов и местных достаточно корректным.

В бюрократических традициях неприглядные цифры принято маскировать процентами, чтобы не смущать начальство: вот, мол, дорогой Виктор Федорович, за вас в первом туре голосовали 76%, во втором — 90%. А за партию на местных выборах — 66%. Оно и понятно, куда нам до вас, но и мы старались. А вот в натуральных цифрах все выглядит иначе. Президентские выборы — 1,8 млн. голосов в первом туре и 2,4 млн. во втором. На местных выборах партия набирает один миллион ровно. То есть поддержка «усохла» то ли почти вдвое, то ли более чем вдвое — кому как нравится. А если добавить рекордно низкую явку и запредельно высокое количество голосов «против всех», то получается, что из трех миллионов избирателей родного региона Виктора Януковича теперь поддерживает только треть.

Еще тогда, после местных выборов, вожди задумались — с чего бы это? Не надо считать их совсем далекими от реалий. К тому же такие реалии трудно не увидеть, даже если очень хочется. «Чтобы избиратель и дальше доверял нам, необходимо день за днем доказывать, что мы— партия реальных дел. Каждодневная реализация планов повышения качества жизни в стране— это и есть суть нашей политики», — такой рецепт предложил губернатор области Анатолий Близнюк. «Помимо горьких пилюль, которые преподносятся  неизбежны при любой реформе, необходимо иногда и преподносить сладкие пряники народу», — трезво и иронично добавил мэр Донецка Александр Лукьянченко.

Выслушав своих старших товарищей, партхозактив приступил к реальным делам. Дела эти известны: «оптимизированы» школы и больницы, и даже некоторые вузы; проезд в общественном и междугороднем транспорте вырос в цене; тарифы на коммуналку — вечная радость маленького украинца — поперли вверх; кое-где для бизнесменов повысили ставки аренды земли, а в Донецке установили налог на жилую недвижимость; ценники на заправках, рынках и в супермаркетах каждый день содержали свежую информацию, подобно утренним газетам. Премьер-министр Азаров позвал всех с лопатой в огород, а губернатор Близнюк — на самостоятельное строительство собственного жилья… и прочая, и прочая.

Все, что творилось во имя президента и именем его, вылилось для самого Виктора Федоровича в отмеченный многими репортерами холодный прием гаранта публикой на «Донбасс Арене» во время празднования юбилея ФК «Шахтер». На фоне оваций во время предыдущего выступления на этом стадионе нынешняя реакция собравшихся выглядела ледяным молчанием, изредка прерываемым жидкими хлопками.

Что примечательно, ярко продемонстрировав свое отношение к Януковичу на местных выборах и на трибунах «Арены», жители Донецкой области старательно избегают разговоров о мотивах этого поступка. Социологи констатируют участившиеся случаи отказов от участия респондентов в опросах. «Кроме того, что люди перестали идти на контакт, бросается в глаза, что и результаты опросов начали повторяться. Выстроена вертикаль власти, наступила некоторая стабильность — хорошая ли, плохая, но стабильность. И такими же стабильными стали показатели исследований. Раньше мы регулярно проводили опросы и каждую неделю публиковали свежие цифры. Сейчас перестали это делать, потому что данные теперь легко прогнозируются. Я называю это состояние «социальной комой» — ничего из происходящего не вызывает реакции», — говорит донецкий социолог, профессор Николай Гаврилов.

Стабильные результаты опросов выглядят, однако, парадоксально. По данным разных исследований, две трети жителей Донбасса (64%) недовольны своим положением… Но те же две трети (67%) постоянно ставят «удовлетворительные» и «хорошие» оценки действующей власти, а Виктор Янукович остается лидером электоральных симпатий. Объяснить этот парадокс социологи могут только одним: люди перестали быть искренними. «Конечно, всегда учитывается, что ответы могут быть неправдивыми, и при подсчете результатов исследований вносятся соответствующие поправки. За наши цифры я ручаюсь: мы фиксируем постепенное снижение уровня удовлетворенности людей своей жизнью», — отметил директор Донецкого информационно-аналитического центра (ДИАЦ) Кирилл Чабанов. По его словам, оценка жителями своего экономического и социального положения потеряла региональные вариации: общеукраинские тенденции абсолютно точно проецируются на Донецкую область. Пусть не от хорошей жизни, но Донбасс перестал быть «закрытой» территорией.

Политические эксперты на фоне изложенного склонны ожидать роста протестных настроений. «Покращення життя вже сьогодні» — этот слоган стал ловушкой для Виктора Федоровича. Подобная риторика дает преимущества в краткосрочном периоде, но разрушает перспективу, когда этого улучшения не происходит. Какие стратегии и реформы, если хочется «все и сразу»? Зачем перестраиваться и страдать, если и без этого президент обещал всем «дивное лето»? Можно с легкостью прогнозировать: чем ниже будет доверие к действующей власти, тем хаотичнее будут ее движения. И рост протестных настроений — процесс естественный», — утверждает глава Донецкого отделения Комитета избирателей Сергей Ткаченко. С экспертом нельзя согласиться только в одном — никаких явных признаков протеста нет. Периодические вспышки активности вокруг вопросов закрытия школ были исключительно самообороной, и ни во что другое не развились. Завезенные из столицы «дни гнева» никого не привлекают, а уж партийные знамена — тем более.

Есть и другое толкование происходящего. Социальная кома, в которой пребывают ныне жители Донецкой области, политологи и историки называют «квазигражданским обществом с горизонтальными связями». Это состояние великолепно знакомо бывшим советским людям, заставшим времена развитого социализма. Это ситуация, когда общество и власть сказали друг другу «нет» и разъехались жить по параллельным вселенным.

Люди самоорганизовываются так, как считают нужным, абсолютно не интересуясь, какие формы уложения общественной жизни предписаны государством. Власти наивно полагают, что школы, жэки и больницы обслуживают граждан на равных условиях по месту жительства. Люди же, как и тогда, хранят телефоны «своих» докторов, учителей-репетиторов и слесарей-сантехников. Раньше телефоны «нужных людей» записывались в потрепанный блокнотик, сейчас — в память мобильного телефона. Но сути это не меняет. Государство в блаженном неведении считает, что это оно содержит медиков, а на самом деле подношение эскулапам уже почти не считается взяткой. Возрождается обстановка всеобщего лицемерия, когда власть и народ молчаливо признают друг за другом право красть все, что плохо лежит. Повышаются тарифы на электроэнергию — возвращается подзабытое искусство отматывать счетчики. Растут цены на проезд — появляются огромные толпы фальшивых льготников. Именно потому такое общество называют «квазигражданским» — никто ничего не требует от власти, ибо сам небезгрешен.

Дончане наконец-то «узнали» Януковича: здравствуйте, дорогой и любимый наш Леонид Ильич! Снова субботники, плакаты-портреты и реющие на ветру красные флаги. Снова пышные юбилеи на фоне полуголодной жизни. Снова звучат пустые звонкие лозунги. Для примера — вот цитата из речи одного функционера ПР на партийной конференции: «Вся наша деятельность была направлена на то, чтобы в Украине был избран новый президент, умный, работоспособный организатор, неравнодушный к народу страны. Слава Богу, такой человек есть — это наш Виктор Федорович Янукович!». Это сказано в Украине XXI века… Зал отреагировал на такие слова «бурными аплодисментами, переходящими в овацию». Еще из него же: «Мы к критике относимся конструктивно, но очернению поставим барьер! Добрым делам власти и партии — первую полосу!». Опять-таки в Донецкой области он и его единомышленники своего добились, добрые дела стабильно украшают первые полосы. Даже бизнес вписался в этот «необрежневизм». Кто при социализме за наличный расчет распределял дефициты? Представители власти — депутаты, секретари райкомов и горкомов. А сейчас? Членство в партии и мандат едва ли не более необходимая статусная вещь, чем галстук и часы.

«Власть и партия» приобрели до боли знакомый облик. Одновременно со всем этим заработали сохранившиеся в памяти императивы поведения: протестовать — на кухнях, умничать — в узком кругу интеллигенции, лебезить перед властями — из карьерных и шкурных соображений. Двадцать лет перестройки, первичного накопления, привлечения инвестиций и внедрения европейских стандартов… Но «совок» вернулся в Донбасс с пугающей легкостью, восстал из пепла краше прежнего. Неподражаемая стилистика «той» эпохи снова окружает тех, кто мечтал жить по-новому.

zn.ua