СМИ раскрыли масштабную коррупцию при регистрации недвижимости
На днях в судебном реестре появилась прекрасная решение. По делу о краже недвижимости через регистратора коммунального предприятия прокуратура настаивала допросить бездомную. Которая не имела постоянного места жительства в Киеве, состояла на учете в наркодиспансере и лечилась от алкогольной зависимости. Прокурор утверждал, что женщина так и не вылечилась, на протяжении последних 15 лет злоупотребляет алкогольными напитками, может привести к его смерти.
Как пишет издание «Наші гроші», обычно в реестре все персональные данные обезличивают. Но здесь забыли это сделать, и даже, выделили жирным шрифтом. Так мы узнали, что бездомная — это регистратор киевского филиала коммунального предприятия «Регистрация недвижимости и бизнеса» Светлана Васильевна Янчук.
Коммунальное предприятие, в котором работала бездомная, появилось на волне реформ Министерства юстиции. Тогда регистрационные действия позволили осуществлять также регистрационным коммунальным предприятиям — структурам, созданным при органах местного самоуправления. Чтобы открыть такое КП, достаточно было только решение любой сельсовета, помещения, компьютеров и трех человек, которые пройдут многодневные курсы в структуре Минюста — ГП «Национальные Информационные Системы». За деятельность таких КП отвечают органы местного самоуправления, а акредитует и мониторит их деятельность — Министерство юстиции.
Учитывая упрощенную систему аккредитации, КП быстро стали инструментом в руках рейдеров, а «Регистрация недвижимости и бизнеса» Павлинского сельсовета из Одесской области — абсолютным лидером в «рейдерском» сервисе.
Коллектив «Регистрации недвижимости и бизнеса» был, скажем так, неоднороден. С одной стороны, в КП в разные годы работали реальные люди: сводный брат экс-главы Главного теруправления юстиции Тараса Греня Богдан Працювытый с женой Еленой Працювытой, жена работника УСБУ в Одесской области Евгения Морозова — Ольга Морозова, муж работницы ГТУЮ в Николаевской области Натальи Руденко — Евгений Руденко. С другой стороны, в этом же КП пустовал Виктор Михачов. Это легендарный регистратор, с чьей электронного ключа рейдерилы имущество стоимостью не менее нескольких миллионов гривен.
Гендерно уравновешивала таланты своего коллеги регистраторша Светлана Янчук. Точнее, и неизвестная, которая была вместо нее.
Ключ Янчук работал в нескольких направлениях. Им переписывали на других владельцев дорогую недвижимость, как, например, было с цехами в Киеве на улице Красноткацкой, 46 балансовой стоимостью более 96 млн. грн., после чего настоящие владельцы имущества получали долгие годы судебного геморроя. Не брезговали по-тихому перерегистрировать владельцев заброшенной недвижимости, в частности, гаражей в разных районах Киева. Также среди клиентов, пользующихся услугами виртуальной Янчук, были не только частные лица, но и государственные организации.
Именно на примере кражи более 25 га земли Государственным учреждением Центральное территориальное управление капитального строительства (сокращенно — ЦТУКБС) у своего родного Министерства обороны мы и продемонстрируем, насколько наглые сделки обеспечивала Янчук, и как с этим «борется» прокуратура.
Речь пойдет о трех земельных участков на улице Михаила Максимовича (бывшая Онуфрия Трутенко) с кадастровыми номерами 8000000000: 79: 364: 0020 (19.38 га) на Максимовича 9, и два участка на Максимовича, 3 — 8000000000: 79: 364: 0008 (6.22 га) и 8000000000: 79: 364: 0071 (0.29 га)
Это государственная земля, которой пользуется Минобороны с середины прошлого столетия.
В далеком 2011 году, Минобороны приказом №514 поручило ЦТУКБ организовать на этих трех участках строительство жилья для военнослужащих.
Годы шли, жилье строить никто не начинал, а законодательство менялось. Поэтому Минобороны 31.03.2016 приказом №174 отменило уже неактуалеьное решение о назначении ЦТУКС заказчиком.
Вот только подчинена МО государственное учреждение решила пойти своим путем — нового приказа «не заметила» и, наплевав на какие-то установленные законодательством процедуры и конкурсы при строительстве жилья на землях обороны, взяла и заключила договоры о совместном строительстве с частной ООО «Укрбуд Инвестгруп», связанной со строительной группой «Укрбуд». Военнослужащих для проформы не забыли — для них в «жилье для военнослужащих» должно было достаться 8%.
От такой наглости возбудился целый заместитель генерального прокурора Украины — главный военный прокурор: в суд пошли иски о признании договоров недействительными, а неизвестно как внесенные ранее в Государственный земельный кадастр участка на Максимовича, 3 и регистрация права на них по ЦТУКС вообще была отменена Минюстом.
ЦТУКС снова без страха пошла своим путем и обратились за регистрацией права пользования земельными участками уже к Янчук.
Янчук не подвела: 19 февраля 2018 ЦТУКС в госреестре прав стал самым настоящим бессрочным суперфициарием всех трех участков. И не важно, что суперфиций государственной земли в этом случае мог возникнуть максимум на 50 лет и только на основании договора с Киевсоветом или КГГА. Так же важно, что двух участков на Максимовича, 3 даже не существовало, поэтому и прав на них не могло быть — их удалили в ГЗК еще в декабре 2017 года.
Виртуальному регистратору хватило номера недействующего приказа Минобороны, чтобы признать от имени государства за государственным учреждением несуществующий в государстве бессрочный суперфиций земель государственной собственности, в частности относительно юридически несуществующих земельных участков.
А что государство?
ГПУ продолжила дело о недействительности договоров о совместном строительстве. 18.04.2018 прокуроры окончательно выиграли в Верховном Суде дело в отношении двух участков на Максимовича, 3. А 27.03.2019 выиграли дело в Северном апелляционном суде по участку на Максимовича, 9.
Вот только незаконные регистрационные действия Янчук по этим участкам странным образом никого не беспокоили.
Некоторое время Янчук и Михачов еще зажигали огни в Реестре прав, являясь, по сути, самыми известными украинскими регистраторами, которых никто не может найти. В июле 2018 оба стали героями нашего материала «Рейдерские схемы регистрации недвижимости и бизнеса», а через несколько месяцев, в сентябре 2018 года, Минюст отменил аккредитацию КП «Регистрация недвижимости и бизнеса».
После этого Светлана Янчук вдруг нашлась. В октябре 2018 бездомная пришла в милицию и заявила, что кто-то неизвестный взял ее паспорт и код, выучился в структуре Минюста НАИС на регистратора и получил в аккредитованном центре сертификации ключей Минюста регистраторский ключ.
Прокурор Киевской местной прокуратуры №6 Святослав Мазурик открыл уголовное производство № 42018101060000202 по ст. 190 ( «Мошенничество») и попросил у Наис перечень всех регистрационных действий, предпринятых от имени Светланы Янчук в период с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года. По данным «Наших денег», такой список Мазурик получил — в нем было более 100 эпизодов.
А дальше с прокурором Мазуриком начали происходить какие-то странные вещи. Из полученного от НАИС список прокурор начал выдергивать по одному сомнительные регистрации, открывать по ним отдельное уголовное производство и через несколько недель закрывать его.
Вот, например 1 апреля Мазурик самостоятельно выявляет незаконную регистрацию по участку Минобороны на ул. Максимовича, 9 и открывает производство 42019101060000093, квалифицировав преступление по ч. 4 ст. 190 УК (мошенничество). Однако уже 18 апреля данное производства прокурор закрывает учитывая, что мошенничества как такового не произошло, так как … «земельный участок остался в собственности государства в лице Министерства обороны Украины».
Правда, по такой логике прокуратуре следует также закрыть все дела о рейдерстве в сельхозпредприятий арендованных ими земельных участков. Ведь владелец земельного участка при этом тоже не меняется, а меняется только пользователь, как это было и с землями Минобороны.
Частично прокурор прав — именно вмешательство в реестр прав и вписывание пользователя без правоустанавливающих документов на статью «Мошенничество» нацепить трудно, в отличие от действий должностных лиц ЦТУКБ, для которых все это делалось.
С другой стороны, действия регистратора Светланы Янчук, точнее, того, кто выучился в Минюсте вместо нее на регистратора можно было бы квалифицировать по другой статье, например, «Незаконное вмешательство в автоматизированные системы и базы данных». Но, по данным «Наших денег», прокурор Мазурик этого не сделал.
А вот ЦТУКС со своим частным партнером времени не теряли и о регистрации «от Янчук» не забыли. Несмотря на проигранные суды, они использовали выписку из госреестра прав и без проблем получили в ГАСК разрешение на строительство жилого комплекса на юридически несуществующих участках 8000000000: 79: 364: 0008 и 8000000000: 79: 364: 0071 по адресу Максимовича, 3.
После этого, они так же без проблем создали фонд финансирования строительства и теперь застройщик «Укрбуд» спокойно продает квартиры в самострое ЖК «Art House» на самовольно занятом земельном участке. Продает успешно — по данным Госфинуслуг, только за первые два месяца продаж они смогли привлечь в ФФС более 300 млн грн. частных инвестиций.
Издание поинтересовалось у самого прокурора о логике его действий. Спросили, эта логика не коррелируется с таким фактом: в 2014 году, когда Мазурик только пришел в прокуратуру, в его декларации была только зарплата и лексус 2005 года. В декларации прокурора по 2018-й видим дом в Козине, вот этот:
Святослав Мазурик ответил, что «факты несанкционированного вмешательства в работу государственного реестра по более 100 объектов, в том числе по указанному земельному участку [Министерства обороны], остаются объектом расследования уголовного производства №42018101060000202 от 11.10.2018. Досудебное следствие по данному уголовном производстве продолжается «.
Насчет средств, то их прокурор объясняет так. Когда он только пришел в прокуратуру, декларация была не электронная, и наличие ценного имущества и сбережений в виде наличных была необязательна, а сбережения у прокурора были. Дом в Козине «является собственностью матери и куплен в сентябре 2017 за деньги от продажи квартиры в Киеве и мамины сбережения (родители с 1991 года владеют крупным бизнесом на территории Украины и за рубежом)».
Автомобиль BMW X6 купленный Мазуриком в 2017 году за счет средств от продажи автомобиля Фольксваген Пассат B7 2012 года и собственных сбережений. А пассат Мазурик купил от продажи автомобиля лексус 2005 года и собственные сбережения.
А сбережения прокурор сэкономил еще до работы в прокуратуре.
По материалам: ukranews.com