Скончался писатель-фантаст Борис Стругацкий

510

Олди: «Мы читали их в самиздате, который сами распечатывали на пишущих машинках, переплетали марлей, а потом эти книги ходили из рук в руки».

В понедельник 19 ноября в Санкт-Петербурге скончался один из самых известных советских и российских писателей-фантастов ХХ века – Борис Стругацкий. По данным СМИ, причиной смерти 79-летнего писателя стала болезнь сердца. Последние несколько дней Стругацкий находился в больнице в крайне тяжелом состоянии.

Со своим братом Аркадием Борис Стругацкий выпустил около 30 романов и повестей, многие из которых стали культовыми. Среди них – «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Улитка на склоне», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Град обреченный», «Хромая судьба» и др.

После смерти старшего брата в 1991 году мэтр фантастики написал несколько произведений самостоятельно – под псевдонимом С. Витицкий.

В Украине, как и на всем постсоветском пространстве, очень популярны кинофильмы, которые в разное время снимали по произведениям братьев Стругацких. «АиФ» представляет пять самых популярных из них.

«АиФ» позвонил украинскому писателю-фантасту Олегу Ладыженскому, который в соавторстве с Дмитрием Громовым известен как Генри Лайон Олди. В качестве режиссера Ладыженский поставил в харьковском театре-студии «Пеликан» несколько спектаклей по произведениям Аркадия и Бориса Стругацких. С Борисом Натановичем Стругацким он был знаком лично.

«Он (Борис Стругацкий – Ред.) был мудрым человеком, - вспоминает писатель. - Умных много, а мудрых мало. Очень спокойный, взвешенный. Он никогда не позволял себе разговаривать за панибрата даже с молодым человеком. Невероятно вежливый и корректный человек, но достаточно закрытый, и к себе близко не подпускал. Мы все выросли на книгах Стругацких. Мы выросли на тех книгах, которые были изданы, несмотря на определенные запреты и переделки. Мы читали их в самиздате, который сами распечатывали на пишущих машинках, переплетали марлей, а потом эти книги ходили из рук в руки. Ведь такие произведения, как «Улитка на склоне», не издавались и не были разрешены. Влияние, которое оказали братья Стругацкие на все думающее и читающее поколение, измерить сейчас невозможно. Пожалуй, только потом мы поймем, как они повлияли на всех нас, на творческих и читающих людей. Я полагаю, что такие люди бессмертны. В свое время я подумал так, когда ушел Аркадий. Сейчас я думаю так, после того, как мне позвонили из Санкт-Петербурга мои друзья-писатели. Очень грустно, но книги остаются. Значит, и такие люди вместе с нами».

По материалам aif.ua