Шеф-редактор издания «Левый берег» просит политического убежища

552

В Украине едва ли не каждому журналисту угрожали расправой. Но только Кошкина сделала из этого шоу. Годами находя общий язык со «сливками общества», журналист Ксения Василенко вдрызг разругалась с «верхами». Что из этого вышло, и что из этого выйдет.

Скандал с известным в Украине журналистом Ксенией Василенко (псевдоним Соня Кошкина) пришелся на финал Евро-2012. Самое неподходящее для обидчиков Кошкиной — высших чиновников Украины — время. Когда внимание всей планеты буквально приковано к Украине, и резонанс скандалу гарантирован мировыми СМИ.

Напомним: на днях шеф-редактор популярного издания «Левый берег» Соня Кошкина выехала за пределы Украины; вероятно, журналист попросит политическое убежище.

Об этом известный в Украине журналист заявила в пятницу вечером в эфире «Шустер Live».

«Я не намерена возвращаться до тех пор, пока не появится и не будет обнародован официальный отказ в возбуждении уголовного дела по эпизоду с Ландиком», — сказала она.

Кроме того, Кошкина потребовала гарантии того, что ни против нее, ни против ее партнеров, коллег, членов их семей в дальнейшем не будут возбуждаться дела по надуманным политическим обвинениям — только при этом условии она вернется в Украину. Если этого не произойдет, она останется в Европе и будет «просить о политическом убежище».

При этом она пообещала: «Я сделаю достоянием гласности все известные мне подробности и факты о деятельности этой мстительной компашки. Повторяю: все факты, в том числе — мотивы личной мести. Думаю, мало им тогда не покажется», — отметила она.

Кошкина также заявила, что готовит открытое письмо к Президенту Виктору Януковичу и Генпрокурору Виктору Пшонке. Почему именно к этим двоим? Цитируем Кошкину: «Я совершенно точно знаю, что они к возникшей ситуации непричастны. Более того — и Янукович и Пшонка — такие же, как и мы, жертвы людей, которые их просто разводят и используют, прикрываясь их именами. Эти люди — их подчиненные». При этом Кошкина думает, что президент и генеральный прокурор «найдут управу на своих подчиненных-беспредельщиков».

По мнению Кошкиной, инициаторы расправы с изданием «Левый берег» и с нею персонально являются «высокопоставленный чиновник из администрации президента, его друг — один из высших чинов Кабмина, сильно обиженный нашими последними публикациями и третий — непосредственный исполнитель — один из одиозных замов Генпрокурора, имеющий свои мотивы».

Напомним также читателям, что в декабре прошлого года МВД по заявлению якобы одного из читателей проводило некую «проверку», пытаясь изъять сервера издания.

"Непосредственным заказчиком этого, как нам тогда удалось выяснить, был один из высших чиновников АП«,- заявила Кошкина, при этом утверждая, что и сейчас к ситуации с изданием причастен тот же человек.

Этот некто высокопоставленный из Администрации Президента настолько могущественный, что уже длительное время, по утверждению Кошкиной, за ней и ее коллегами велась слежка («наружное наблюдение»), прослушивались все телефоны.

По словам Кошкиной, «Более того, регулярно писались доносы — я знаю, кто писал, кто читал, кто делал так, чтобы я об этом узнала и какие цели для этого преследовались».

Скандальные откровения Кошкиной — своеобразная реакция на нездоровую активность прокуратуры вокруг издания Lb.ua. Цель которой — по мнению С.Кошкиной — возбуждение уголовное дело в отношении ее, Кошкиной, и ряда ее коллег, их последующий арест, обыски и прочие мероприятия, применяемые нынешней властью при сведении счетов с теми, кто ей неугоден. А также «обуздание» независимого издания накануне парламентской избирательной кампании.

Поводом для расправы с Кошкиной и Lb.ua стало заявление народного депутата Владимира Ландика, который обратился в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело за несоблюдение тайны переписки интернет-изданием Lb.ua.

Его возмутила публикация от 18 ноября 2011 года, в которой разместили фото, где он в сессионном зале Верховной Рады, вместо того, чтобы заниматься законотворчеством, вел СМС-переписку о судьбе своего сына, который на тот момент находился под судом по обвинению в избиении девушки.

Только через 8 месяцев после подачи депутатом Ландиком заявления прокуратура начала проверку его заявления, хотя закон на эту процедуру отводит не более 10 суток (то есть речь уже идет об очевидной служебной халатности со стороны прокурорских работников, первоначально «забивших» на заявление гражданина Ландика, а это — уголовная статья). Этот факт, а также информация из конфиденциальных источников самой Кошкиной, утвердили ее в мысли, что над нею готовится расправа руками прокурорских работников. И тогда журналист покинула Украину, выступив в прямом телеэфире с сенсационным заявлением.

А теперь по существу скандала.

Что имеем в сухом остатке, если отбросим в сторону эмоции?

Известный всей стране журналист Соня Кошкина, которую нельзя причислить к оппозиционным, но зато можно констатировать ее приятельские отношения с рядом людей из ближайшего окружения Президента Виктора Януковича, заявила об уголовном преступлении.

Уголовном преступлении — преследовании журналиста за ее профессиональную деятельность (препятствовании профессиональной деятельности), совершенном группой высокопоставленных лиц по сговору, с использованием служебного положения, т.е. с отягчающими обстоятельствами). Потому что если то, о чем рассказала гражданка Ксения Василенко — правда (фабрикация уголовного дела, запугивание, слежка за журналистом, прослушивание его телефонных разговоров и взлом электронной почты), это жесткий криминал.

Преступление это носит общественно опасный и особо циничный характер, потому что совершено группой высших государственных чиновников: одним из руководителей Администрации Президента, членом Кабинета министров и заместителем Генерального прокурора Украины. То есть чиновниками, наделенных огромными государственными полномочиями.

Кто эти люди? Хотя сама Кошкина их не назвала, их фамилии легко «читаются»: глава АП Сергей Левочкин, вице-премьер Валерий Хорошковский и первый заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин. Все перечисленные г-да — личные креатуры самого Президента Виктора Януковича, его особо доверенные лица.

Чем не скандал? Особенно в глазах Европы?

Скандал, который развивается, словно по кальке, как и «гонгадзегейт»: окружение Президента причастно к травле журналиста, Генпрокуратура не только не «умывает руки», но и выступает инструментом травли, беря себе лавры печально известной «банды Гончарова» (простите, «банды Пукача»); все те же незаконные «наружка» и «прослушка» и т.д.

Так это выглядит на первый взгляд.

Но есть вопросы, которые портят внешне стройную картину расправы над журналистом. Вопросы, адресованные к самому журналисту.

Вопрос первый: зачем, озвучивая серьезные обвинения в адрес высших чиновников государства, опускаться до шантажа? Мол, вы мне — гарантию, а иначе — все скажу, и озвучу даже личные мотивы мести? Шантаж — это опуститься на один уровень с подонками.

Вопрос второй: публично озвучивая свои претензии к власти, С.Кошкина наверняка (и справедливо) рассчитывала на поддержку общественности, в том числе и своих коллег. Но разве справедливо ожидать помощи от людей, используя их «в темную»? Что это за такая важная информация, умолчанием которой С.Кошкина впоследствии сможет «откупиться» от своих гонителей?

Вопрос третий: стоит ли коллегам-журналистам и общественности помогать Соне Кошкиной, которая готова пойти на компромисс с отъявленными подонками и уголовниками, в случае если ей удастся с ними сторговаться? Ведь это «не наша война», а очередной «междусобойчик» Lb.ua и ее руководства с властью, в котором мы лишь публика в партере?

Редактор Кошкина утверждает, что издание и она с коллегами преследуются властью за свою «неуступчивость», некую позицию. Можно узнать, какую? Чтобы если ввязываться в драку на стороне коллег из Lb.ua, то хотя бы знать, за что будут жертвы (а в такой драке жертвы будут, мы это уже проходили).

Еще раз просмотрев Lb.ua за последние месяцы и персональные публикации С.Кошкиной, мы не нашли в них ничего экстра-критического в отношении власти; никаких доказательных журналистских расследований, нелицеприятных для власти версий происходящего, скандальных фактов, бьющих по репутации той же «Семьи». Если из Lb.ua вычленить написанное Татьяной Чорновил (наше уважение! — «А»), то издание мало чем будет отличаться от прочих подобных, тиражирующих слухи, проплаченные «версии» и прочую тусовочную околополитическую муру, на которой «варят бабки» постояльцы ложи для СМИ в ВР и завсегдатаи шоу Савика Шустера и Евгения Киселева. Ну и еще отличие: в Lb.ua регулярно печатается Вячеслав Пиховшек; все знают, кто это такой.

Единственное: на прошлой неделе в Lb.ua появился диковинный документ — письмо, которое первый вице-премьер В.Хорошковский якобы направлял депутатам Европарламента — с приглашением посетить финал Евро-2012. Публикация содержала вопрос: за какие средства приглашаются евродепутаты в Украину? А также утверждала, что евро-депутаты отказались приехать на финал Евро. Эта статья была удалена через несколько часов без объяснения причины. Была — и нету. Вот эта публикация-фантом и была за последние месяцы самым «страшным» обличением «режима Януковича».

Так из-за чего сегодня сыр-бор? На этот вопрос публике Кошкина ответ не дает. Зато рассказала всей стране, что уже пишет письмо Президенту — наверное, всю правду узнает только Янукович.

Интересно, действительно ли Кошкина считает, что Президент, назначивший все троих ее обидчиков (если все действительно так, как об этом рассказывает сама Кошкина), перешагнет через себя и накажет всю троицу? Действительно ли Кошкина считает, что моральные ценности самого Януковича сильно отличаются от моральных ценностей ее притеснителей? И разве не наивно писать письмо «главному злу» в государстве, жалуясь на всего лишь исполнителей его воли?..

Но Кошкина не похожа на наивного человека. Тогда к чему весь этот скандал?

И правду ли утверждают коллеги самой Кошкиной, что ее поездка на отдых в Италию была плановой, билеты на авиарейс забронированы несколько месяцев назад, и просто во времени так совпало, что в редакцию постучал прокурорский работник? И день отлета на отдых при помощи прямого телеэфира Первого национального канала и Савика Шустера стал «днем-без-пяти-минут-эмиграции»?

Обвинения в адрес высших чиновников государства со стороны Кошкиной — безусловно, скандал. Но имеющая два высших образования, одно из которых — юридическое, Кошкина должна понимать: слов мало, нужны факты. Нужно хотя бы заявление о незаконной слежке и «прослушке» на имя прокурора, лучше — Генерального.

С врагами бороться нужно грамотно: нужно документировать слежку, нужно фиксировать соответствующими заявлениями каждый противоправный шаг противной стороны. И не нужно утаивать суть и детали скандала от общественности — это может кончиться также плохо, как и с Гонгадзе. Потому что заигравшийся с «верхами» «модный» журналист Кошкина — прекрасный материал для очередного инспирированного «Кучмагейта». Что все мы, весьма вероятно, вскоре увидим.

P.S. «Аргумент» трудно обвинить в симпатиях к каким-бы то ни было представителям власти — как нынешней, так и прошлой; достаточно почитать публикации сайта. За право говорить правду мы платим из собственного кармана. В том числе и правду о наших коллегах. Которые вспоминают о журналисткой солидарности лишь тогда, когда их «романс» с властью закончен и начинается их травля.

Да, травля, преследование журналиста за его профессиональную деятельность — это дико, это — недопустимо, это — уголовно наказуемое деяние. И мы будем защищать любого коллегу по цеху, попавшего «под раздачу» власти.

Но перед тем, как встать на защиту, мы хотим и имеем право знать причину преследования со стороны властей и имена преследователей. В случае с Кошкиной ни первое, ни второе не прозвучало.

Так за что «война»?..

По материалам argumentua.com