Серые кардиналы выходят из тени. Олигарх Николай Мартыненко

837

В конце прошлого года украинский Кабмин во главе с его руководителем Арсением Яценюком отчитался о своей работе за год. В это же время срок так называемого иммунитета Кабмина от отставки завершился, а это значит, что разговоры об уходе Яценюка и его команды перестают быть одними разговорами. В декабре прошлого года на теневых фронтах украинской политики начала разворачиваться реальная борьба за теплые места и сферу политического влияния в стране. Фактически давно прогнозируемая отставка Арсения Яценюка. автоматически приводит к распаду коалиции, в случае, если на эту должность не заступит кто-то из команды пока действующего премьера. Похоже, что в украинском политикуме есть определенные силы, которые стараются не допустить этого всеми возможными средствами.

Обострение борьбы между конкурентами заметно обострилось. На фоне этого раскручиваются все новые информационные кампании, нацеленные на устранение (рейтинговое, политическое и так далее) конкурентов в борьбе за власть. Собственно главная борьба разворачивается межу командами Порошенко и Яценюка, и самые популярные обвинения строятся на уличении друг друга в коррупции и работе на Кремль. При этом до определенного момента публичная битва происходила лишь между высокопоставленными чиновниками и политическими лидерами. Например, главные действующие лица политических скандалов последнего времени – это сам премьер Яценюк, его соратник Арсен Аваков, общий принципиальный противник обоих Михаил Саакашвили, другие люди из стана президента и сам президент, хоть и не так явно. При этом то, что непосредственное отношение к этой борьбе имеют украинские олигархи, до недавнего времени от общественности тщательно скрывалось. Однако после завершения срока иммунитета правительства Яценюка настало время игры по крупному и карты оказались раскрыты.

Сегодня те привычные имена олигархов из времен Украины домайдановской эпохи, такие как Ахметов, или Фирташ уже не являются столь знаковыми и постепенно перестают быть на слуху. Впрочем, что касается Фирташа, то эту фамилию нам еще предстоит услышать и увидеть в топ рейтингах новостных агентств. Сегодня же бал в украинской политике правят совсем другие люди. В частности сегодня решение многих вопросов руководящими лицами страны не принимается без таких людей, как Игорь Кононенко из команды президента, Андрея Иванчука из окружения премьера и Николая Мартыненко, также одного из реальных хозяев пропремьерской партии «Народный Фронт». Всех троих в определенных кругах принято называть не иначе как «серыми кардиналами» нынешней власти в Украине. Похоже, что наступил тот момент, когда битва серых кардиналов за распределение влияния перемещается на открытую арену.

Первым, кому не повезло избежать публичности, становится Николай Мартыненко. Именно скандал, связанный с Мартыненко так усиленно раскручивается в прессе в последние дни. Номинальным поводом для проявления активного интереса прессы к персоне олигарха стала его неявка в НАБУ на допрос по делу о получении олигархом взятки. Иными словами, по популярному в последнее время обвинению в коррупции.

Впрочем, ирония иронией, а обвинение, судя по всему, основано на реальных фактах. Так, поводом для начала расследования послужил запрос швейцарских правоохранителей, которые подозревают Николая Мартыненко в получении откатов на сумму более шести миллионов евро. Мартыненко подозревается в незаконных оборотах денежных средств принадлежащей ему компании Bradcrest, выступившей в качестве посредника между чешской «Шкодой» и украинским «Энергоатомом». Так за предоставление услуг преимущественно информативного характера, на счета компании Мартыненко от чешских партнеров поступило две транзакции в сумме 2,777 млн. и 3,623 млн. евро. По утверждению щвейцарских СМИ, одна из транзакций, конечным бенефициаром в которой числился сам Мартыненко, вызвала подозрение, о чем было сообщено в соответствующие инстанции.

Такова официальная первопричина раскрутки истории про Николая Мартыненко. Впрочем, сама операция была совершена не в прошлом году, и даже не в 2014. Дело тянется еще с 2012 года, однако, в течение двух лет ему фактически не давали хода. По мнению специалистов, причина этого кроется в том, что два года Мартыненко просто нельзя было трогать, теперь же с учетом новых правил политической игры, ее участниками в ход были пущены нужные инструменты давления на своих конкурентов. Кстати, запрос Виктору Шокину от его швейцарского коллеги Урса Кёли был направлен еще летом прошлого года, однако, с того времени и до настоящего момента дело просто хранилось на полках архивов ГПУ. Номинально дело Мартыненко начало раскручиваться после передачи его из «нерасторопной» прокуратуры в недавно заработавшее НАБУ. В реальности же все прекрасно понимают, что нового передела власти уже не избежать. Понимает это и сам Мартыненко, который почувствовал, как под ним зашаталась почва еще в декабре, в особенности, когда получил первую повестку на допрос в НАБУ, который, кстати, тоже проигнорировал.

Зато олигарх поспешил изобразить из себя честнейшего человека, который не боится никаких преследований, поскольку абсолютно чист перед законом. В качестве доказательства этому Мартыненко даже написал заявление о сложении с себя депутатских полномочий, то есть добровольно распрощался с депутатской неприкосновенностью. Последнюю, как известно за все годы украинской независимости используют преимущественно в качестве защиты от уголовных преследований. Иными словами, Николай Мартыненко решил показать, что ему не нужна неприкосновенность, а сам он очень хочет поскорее закончить эту неприятную для него историю, спровоцированную наветами завистников и недоброжелателей. Между тем, учитывая фотографии документов по швейцарскому делу Мартыненко и запросов швейцарских правоохранителей, которые оказались в свободном доступе в сети интернет, все попытки олигарха откреститься от таких «наветов» – это не больше чем элемент стратегии защиты. Отказ же от депутатских полномочий, может быть всего лишь игрой на публику. Маловероятно, что дело против Мартыненко будет доведено до конца, ведь само по себе оно тоже является частью акции запугивания. А вот в предвыборной гонке он может, скорее всего, отмежеваться от бесперспективного «Народного Фронта» и будет раскручивать образ честного и бесстрашного политика.

Кстати, некоторая недокоординация в действиях между Мартыненко и его однопартийцами наблюдается уже сегодня. В то время как олигарх пытается играть исключительно на себя, Яценюк и его команда, похоже усмотрела в деле Мартыненко след президентской администрации. Впрочем, отрицать это было бы глупо, ведь топят «Народный Фронт» именно из БПП. Однако, поскольку напрямую заявить этого в партии не могут, то винить в своих бедах уже по традиции приходится Москву. Так чуть ли не в один голос, представители партии, включая и самого Яценюка, заверили – швейцарцы действуют по указу из Кремля. В частности, Москву обвинили в том, что она действует в интересах олигархов Григоришина и Фирташа. Впрочем, после этого занять подобную позицию пришлось и самому Николаю Мартыненко. Получается, что Фирташа с Григоришиным в стане «Народного Фронта» боятся намного меньше, чем Игоря Кононенко. Ведь по некоторым предположением именно он, и даже не нардеп Лещенко, стоит за раскруткой скандала связанного с криминальным прошлым своего конкурента в энергетическом бизнесе Мартыненко.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org