Сегодня большинство «регионалов» думают, как отмежеваться от Партии регионов.
У Партии регионов серьезно упал рейтинг, не устают констатировать украинские социологи и журналисты. Причем упал даже на Донбассе, что совсем уж обидно.
«Падение рейтингов Партии регионов очевидно. Если обобщить результаты разных опросов, сейчас рейтинг ПР – приблизительно 20 % (тех, кто обещает пойти на выборы), у Тимошенко – где-то 15 %, - отметила в интервью газете «Україна молода» директор Фонда «Демократические инициативы», социолог Ирина Бекешкина. – …Рейтинг доверия непосредственно к Виктору Януковичу – 27 %. Не доверяют ему 53 %. Если вспомнить прошлый год, то эти цифры выглядели наоборот. Но самое важное: 40 % респондентов ответили, что не поддерживают ни власть, ни оппозицию! Плюс есть те, кто не определился. Кроме того, мы получили рекордно низкое количество желающих идти на выборы – 53 %. И мы знаем, что эта цифра еще ниже. Потому что политически апатичные люди в основном отказываются общаться с социологом».
Большинство людей не поддерживает ни власть, ни оппозицию. Таким образом, констатирует Бекешкина, «в обществе назревает раздражение. И если оно не будет направлено в рациональное русло, если материальное состояние людей будет ухудшаться, может случиться социальный взрыв».
«Что нужно, чтобы люди вышли на улицы? Они должны иметь четкое представление, ради чего отваживаются на протест, каким должен быть конечный результат, - поясняет социолог. – На «оранжевый» Майдан люди вышли за честные выборы, за Президента Ющенко. Предприниматели недавно вышли на площади за то, чтобы отменить Налоговый кодекс. Учителя – чтобы им повысили зарплату. То есть, общие лозунги «Все прочь!» не срабатывают. Нужна конкретная цель. Кроме того, для массовых протестов должны быть руководители, которым люди доверяют. Сейчас украинцы доверяют локальным лидерам, которые живут рядом с ними, происходят из их среды. По опросам, сейчас у нас нет ни одного общенационального лидера, к которому было бы доверие».
Приватизировать недоприватизированное
«Бютовец» Александр Бондарь уверяет, что «сегодня большинство «регионалов» думают, как бы отмежеваться от Партии регионов, чтобы на выборах пойти отдельно». «Я с ними общаюсь. Люди видят ненависть среди населения и агрессию в отношении руководства страны и Партии регионов. У них сейчас большая проблема с электоратом, даже в восточных регионах, - рассказал он в интервью «Экономической правде». - Есть шансы у людей, которые больше в тени, нежели на экранах, которых не так сильно ассоциируют с партией. Такие одиозные фигуры, как, например, Владислав Лукьянов, пусть только в область сунутся, я посмотрю, что с ними сделают».
По словам Бондаря, в ПР «недовольных - около 80% фракции, готовых отколоться - ноль. Они отлично знают, чем это может закончиться. В Партии регионов все просто: вход - копейка, выход - рубль. Такое самоуправство могут позволить себе только люди вне бизнеса вроде Тараса Черновола. Да и то, думаю, с ясного благословения Януковича… Таких, как он, во всей ПР наберется человек десять, кто может позволить себе такие выходки».
Что касается бизнеса и Януковича, то депутат придерживается мнения, что именно в интересах президентской семьи был продан недавно «Укртелеком». Так, корреспондент ЭП в беседе в Бондарем заметил, что «наиболее распространенная версия такова: через опосредованных лиц владельцами «Укртелекома» стали глава Администрации президента Сергей Левочкин, глава GroupDF Дмитрий Фирташ, а также семья президента. Похожа ли цепочка собственников на ту, которую обсуждают в Партии регионов?»«Частично, - ответил он. - Сейчас еще активно гуляет версия, что в этой связке присутствует не так Сергей Левочкин, как глава СБУ Валерий Хорошковский. И ясно, что эта группа не могла бы иметь такие преимущества перед остальными группами влияния, если бы в процессе покупки объекта не участвовала семья президента».
Как известно, монополиста фиксированной связи в Украине приобрело дочернее предприятие австрийской компании Epic, владельцы которого «спрятаны» на Кипре. Схему подобных покупок Бондарь описал так: «Выбирается западная мало кому известная структура, через которую совершают сделку покупки. Деньги поступают от реального собственника, их получает подставная структура в каком угодно виде: в форме кредита или допэмиссии. После этого структуру забирает реальный собственник. При этом не нужно менять название компании, перезаключать договор - это сложно. Просто сейчас в структуре собственников пятеро австрийцев (Питер Гольдшейдер, Бриджит Гольдшейдер, Густав Вюрмбок, Франц Лансшутцер, Марине Вюрмбок. – «ЭП»), а уже завтра там появятся четыре украинца. Вы прекрасно понимаете, что никто бы не выдал этой австрийской компании кредит (кипрский BankofCyprus. – «ЭП») на покупку объекта, если бы не было поручительства со стороны солидного лица».
Как сообщалось, «австрийцы» были единственными претендентами на «Укртелеком» - в частности, потому, что условия конкурса, как подозревают эксперты, намеренно были выписаны так, чтобы не допустить на них другие заинтересованные компании. Александр Бондарь в интервью ЭП подчеркнул, что «по нынешнему украинскому законодательству ФГИ имел право ставить квалификационные условия продажи объекта, никто ему это не запретил. В прошлом я дважды подавал законопроекты с одной поправкой: запретить Фонду ставить квалификационные условия к конкурсу приватизации. Это значит, что фонд не может вписывать параметры будущих собственников. Например, пункт-требование о том, что будущий покупатель объекта не должен занимать более 25% всего рынка. Это автоматически отсекает других претендентов. Возможность ставить такие условия - главная причина, почему объекты продавались и будут продаваться в одни руки. Например, я в галстуке, а вы - без него, а к участию в конкурсе красоты допускаются лишь те, кто в галстуке, причем в горошек. Не так давно состоялись слушания по вариантам продажи энергетики. Рябченко сразу озвучил, что всю генерацию будут продавать тому, у кого есть уголь отечественного производства».
В издании уточнили: Ринату Ахметову? «А кому же еще, если СКМ сегодня владеет тремя генерирующими компаниями? Докупит еще несколько и замкнет круг, - сказал депутат. - Вот только я хочу посмотреть, что впоследствии власть будет делать с этими олигархами. С тем же Дмитрием Фирташем, который замкнул на себе весь газовый и химический комплекс».
В ходе общения с корреспондентом «Экономической правды» Бондарь также вспомнил, как проходила приватизация во времена, когда Фондом госимущества руководил нынешний «регионал», известный как «дирижер» парламентскими голосованиями Михаил Чечетов:
«Выглядело это так. В здании Администрации президента собиралось три человека, которые, чертя на бумаге карту, делили все украинские объекты, которые впоследствии продавал Чечетов… Компания из чиновников и бизнесменов. После их встречи Чечетову в телефонном режиме давали команды, и он писал условия приватизации таким образом, чтобы нужная структура смогла купить объект. Кстати, об этом он откровенно рассказывал в показаниях при допросе. Госкомпании продавались быстро, по определенной цене. Чечетов рассказал многое о том периоде приватизации. Он говорил о телефонных звонках, о поручениях президента, о визитах к нему в кабинет. Он описывал, как к нему приходил Виктор Пинчук, просил продать объект, а тот не мог отказать».
«Я общался со следователем, который тогда допрашивал Чечетова как свидетеля по делу продажи «Криворожстали» (Ахметову и Пинчуку в 2004 году. – «ОстроВ»), - рассказал депутат, работавший в ФГИ заместителем Чечетова. - Следователь сказал, что Чечетов был настолько перепуган, что, наверное, посчитал: чем больше он скажет, тем лучше для дела. Возможно, сегодня он отрабатывает то признание своей преданностью. Я знаю Чечетова много лет. У нас хорошие взаимоотношения… Могу сказать, что на ту роль, которую сегодня Чечетов исполняет в парламенте, вряд ли может найтись кто-то другой».
Между тем, у Ахметова строят наполеоновские планы по завоеванию энергетического рынка. Как сообщает «Коммерсант», в планах его энергетической компании ДТЭК – добывать вдвое больше угля, производить в четыре раза больше электроэнергии и полностью обеспечивать себя газом собственной добычи, войдя таким образом в число крупнейших европейских энергокомпаний. В 2011-2015 году ДТЭК намерена инвестировать в угольную отрасль $1,5 млрд, в генерацию – $2,7 млрд, в дистрибуцию – 600 млн. До 2030 года в реконструкцию энергоблоков будет вложено $2 млрд, строительство новых – $12 млрд, поддержание и развитие добычи угля – $6 млрд. Компания намерена делать бизнес не только в Украине, но и экспортировать уголь и электроэнергию в страны СНГ и Восточной Европы.
В ДТЭК заявляют о намерении инвестировать в производство альтернативной энергетики в Донецкой и Запорожской областях, и в атомную и гидроэнергетику – если государством будут предоставлены соответствующие возможности.
Аналитик инвестиционной компании ConcordeCapital Егор Самусенко в комментарии «Коммерсанту» высказал мнение, что добиться роста энергетического производства ДТЭК возможно в случае приобретения государственных пакетов в «Днепроэнерго», «Киевэнерго» и «Западэнерго». Как уже отмечалось, эксперты не сомневаются, что эти компании, где у Ахметова уже есть акции, на самом деле достанутся именно ему.
Ко всему прочему, в мае ДТЭК создал компанию «ДТЭК Нефтегаз». «К 2030 году эта компания должна начать добывать 3 млрд кубометров газа в год и полностью обеспечивать газом генерации ДТЭК, - рассказывает «Коммерсант». - Директор по развитию бизнеса ДТЭК Герман Айнбиндер уточнил, что компания будет заниматься проектом Vanco по добыче углеводородов на шельфе Черного моря, а также разработкой месторождений сланцевого газа и шахтного метана. В «ДТЭК Нефтегаз» намерены в ближайшее время ввести в совет директоров компании VancoPrykerchenskaLtd своих представителей».
Неизбирательное правосудие?
Тем временем «Зеркало недели» рассказывает о реальных газовых «прорывах» «донецких» - во власти. Ранее журналисты отмечали, что принятые недавно Верховной Радой изменения в закон о госзакупках, которыми из сферы действия этого закона выведены закупки, которые осуществляют государственные предприятия. Таким образом, деятельность их руководства рискует стать абсолютно непрозрачной. Пример одной из таких закупок подробно рассматривается в одной из статей ЗН. Речь идет о приобретении «Черноморнефтегазом» (предприятие НАК «Нафтогаз», подчиненной Минэнергоуглепрому во главе с Юрием Бойко) у компании HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP (Кардифф, Великобритания) морской бурильной установки за 400 миллионов долларов.
Авторы статьи «на всякий случай» решили выяснить информацию и фирме-продавце. В результате поиска «оказалось, что ссылок на структуру, которая торгует полумиллиардными буровыми установками, на удивление немного. Во-вторых, у британской фирмы оказался весьма странный сайт. По адресу http://invest-pro-llp.com можно было прочитать лишь несколько строк о достоинствах продавца и увидеть два фото буровых установок, которые можно у кардиффцев приобрести. Причем при скачивании фотографий файлы получали достаточно странные английские названия tovar1 и tovar2. Интернетовский сервис раскрытия информации who-is-who подозрения лишь укрепил. Собственником сайта оказалась дизайнерская фирма Delta-X (ул. Лепсе, Киев, Украина), регистратором имени — Center of Ukrainian Internet Names, хостинг — тоже в Украине. Дата рождения сайта:15 февраля 2011 года, то есть за две недели до решения о победителе тендера».
Заинтригованные журналисты далее выяснили, что HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP основана двумя офшорными компаниями из Виргинских островов - Ireland&Overseas Acqusitions Limited и Milltown Corporate services Ltd. Директор HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP – Стан Горин. Это имя упоминается в отчетах американской компании Trout Сacheris, по заказу правительства Николая Азарова занимавшейся аудитом деятельности правительства Юлии Тимошенко: «Первыми учредителями Bonita были две ирландские «прокладочные» компании — Ireland & Overseas Acquisitions and Milltown Corporate Services, ликвидированные соответственно в 2003-м[123] и 2005 г.[124] Директорами этих ирландских предприятий были два опекуна из Латвии — Стан Горин и Эрик Ванагельс».
Как поясняют в ЗН, «цифры 123 и 124 в отчете Trout Сacheris означают зашифрованные сноски документа. Так что, какими именно источниками оперировали американцы, узнать не удалось. Более того, получить информацию из сносок не смог даже защитник Тимошенко народный депутат Сергей Власенко. На его запрос Кабмин ответил, что допматериалы являются интеллектуальной собственностью американцев, а потому распространению не подлежат».
Зато из документов, размещенных в «Вестнике госзакупок», говорится в статье, следует, что участником тендера на закупку буровой установки, кроме уже упоминавшейся HIGHWAY INVESTMENT PROCESSING LLP Стана Горина, является новозеландская компания Falcona Systems Limited, чья цена на 10 миллионов долларов превышала цену «конкурента». Авторам статьи удалось выяснить, что «директором фирмы оказался еще один латвиец — рижанин Инта Билдер. Сама же Falcona пошла от INTERHOLD LIMITED, та — от INHOLD LIMITED (все — Новая Зеландия). На INHOLD LIMITED цепочка замкнулась. Во-первых, потому что собственником INHOLD является сам INHOLD, а во-вторых — директором этой «вещи в себе» является упомянутый выше Эрик Ванагельс. Так что в какого участника тендера «Черноморнефтегаза» ни ткни — попадешь в одного и того же человека».
Корреспонденты «Зеркала недели» смогли найти и компанию-производителя буровых установок как та, что была приобретена «Черноморнефтегазом» - на ее сайте сообщается о завершении строительства очередной такой установки. В свою очередь, компания-заказчик последней на своем сайте сообщила о продаже этой установки неназванному покупателю из Британии за 248,5 миллионов долларов. «Напомним, что за месяц до этого одна «британская фирма» выиграла тендер «Черноморнефтегаза» на поставку бурильной установки по цене 400 млн. долл. 150 миллионов маржи на одной покупке!» - Подчеркивают в ЗН.
Генеральный прокурор Виктор Пшонка в интервью тому же «Зеркалу недели», в том же номере, между тем, рассуждая об уголовном преследовании Юлии Тимошенко, напомнил, что одно из дел касается закупки ее Кабмином автомобилей для «скорой помощи» по завышенной цене. «Что касается последнего дела, могу сказать, что преступно так небрежно тратить государственные деньги. Кроме того, в этом деле присутствует корысть всех, имевших то или иное отношение к этим автомобилям», - авторитетно заявил глава прокуратуры…
Корреспондент ЗН спросил также у Пшонки о деле экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, который обвиняется в незаконном продвижении по службе и предоставлении незаконных льгот своему водителю: «Несмотря на то что экс-министр внутренних дел Ю. Луценко теперь числится за судом, не могу не спросить вас о соразмерности, адекватности меры пресечения, избранной в его отношении. Есть ряд аналогичных примеров, но я приведу лишь публикацию в «Украинской правде», где подробно расписано, кто из личной обслуги Р. Богатыревой числится госслужащими со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями для бюджета. Нарушение закона, пожалуй, вполне сопоставимое с тем, что инкриминируют Луценко. Вместе с тем Богатырева «при исполнении», а экс-министр — в СИЗО…»
«Есть три эпизода совершения преступления Юрием Луценко, три статьи Уголовного кодекса, - ответил генпрокурор. - Это тяжкие преступления, включая его ответственность в контексте тайной оперативной работы. Вместе с тем, когда приходят любые материалы, по ним должна быть дана одна из двух оценок: возбуждено уголовное дело или отказано в его возбуждении. Следствию по уголовным процессам третьего не дано. Следователь счел необходимым возбудить уголовное дело и собрал материалы, подтверждающие виновность Ю. Луценко. Сначала расследование шло планомерно и последовательно. Мы дали ему полное право на защиту. Затем начало создаваться напряжение по этому уголовному делу. Луценко начал игнорировать вызовы, не являться к следователю. Затем стал оскорблять следователя, о чем были составлены соответствующие рапорта. По поручению следователя к нему пришли с повесткой, в которой не были проставлены время и дата, чтобы согласовать их с ним. Но он взял повестку и написал на ней, например, такое: «Явиться отказываюсь до сдачи крови Ющенко В.А.», был еще нелицеприятный комментарий в адрес министра внутренних дел — тоже на повестке. Ну, так вправе был следователь поставить вопрос именно так, как он его поставил? Не скрою, что была и другая информация, которая давала следователю основания ходатайствовать об избрании именно такой меры пресечения. Суду были предоставлены все эти материалы, все это есть в деле».
И добавил: «Что касается Р. Богатыревой, мне об этом не известно. Будет информация, проверим».