Санкции, которых нет: место для коррупции?

144

Санкции, вводимые в отношении России, должны были повлиять на вооруженную агрессию, и в этом вопросе запад свои обязательства выполняет. С 24 февраля во многих странах были арестованы российские активы. Вместе со средствами Центробанка их сумма превышает 330 миллиардов долларов. Более того, в США даже сформировали целкую группу по розыску активов российских олигархов. Группа, впрочем, занимается не только розыксом, но и арестом различного имущества, финансов, недвижимости, яхт и тому подобного. В этом процессе также участвует и спецгруппа Еврокомиссии, с которой сотрудничают специалисты Японии, Канады и других стран.

Как ни странно, во всем этом процессе деятельность Украины оказалась самой слабой. Так для сравнения, только в Бельгии было арестовано активов на 50 миллиардов евро. В Италии были арестованы десятки объектов недвижимости, включая виллу Соловьева. В Германии арестовали десятки частных самолетов и яхт. Швейцария, не опасаясь потери репутации, заблокировала 8 миллиардов долларов денег российских олигархов. Чего же за это время добилась Украина? Согласно отчетам Нацполиции, несмотря на дольно серьезные цифры российских средств и собственности в стрпне было арестовано немногим более 4 миллиардов гривен, что по курсу составляет примерно 120 миллионов долларов. При всем этом именно Украина должна была показать наиболее выдающиеся результаты, а вместо этого вызывает удивление всего мира, так как даже на те активы и средства, которые попали под арест, нет никаких надежд, а аресты с них просто снимают.

Несколько месяцев назад эксперты рассуждали о том, сколько российского имущества будет национализировано для покрытия убытков от войны. Назывались громкие фамилии, которым принадлежит более 14 тысяч компаний, но результат оказался невыдающимся. Проблемы начались буквально с самого начала. Так, например, провалились попытки национализировать активы, принадлежащие Михаилу Воеводину, который по информации СМИ, занимается делами вице-спикера Госдумы Александра Байбакова. За Воеводиным числится много активов, множество гостиниц, ТЦ, включая киевские, а также несколько Облэнерго и доовльно серьезные предприятия, такие как »Днепрспецсталь». Кроме того ему принадлежит компания «ВСМПО Титан Украина», которая выпускает титановые трубы. Из всего этого списка не удалось национализировать даже Облэнерго, которые являются государственными предприятиями. ГБУ попыталось это сделать, но приводимые ими доказательства не смогли повлиять на Печерский суд, а затем и на Киевский апелляционный. Детективы говорят, что ни судьи, ни прокуроры просто не захотели смотреть на факты. Из всего этого суд арестовал лишь две гостиницы, принадлежащие «VS Energy», а максимальная выручка от них не превышала и сотни миллионов гривен. Более того, не исключено, что с этих гостиниц арест будет снят, как например 2 августа его сняли со столичного ТРЦ «Океан Плаза». Притом что конечным собственником считается российский олигарх Ротенберг, и это несмотря на то, что против него санкции ввели еще в 2014 году.

Судьи категорически отметают любые приводимые аргументы. Также в августе Шевченковский суд снял арест с «Карпатынефтехима» – это одно из крупнейших химических предприятий, ранее принадлежавшее «Лукойлу», а впоследствии переданное подставным лицам. Забрать его хотели еще в 2017 году, причем и по другим нарушениям, в том числе по уклонению от уплаты налогов и выводу прибыли в пользу нерезидентов. Считается, что предприятие лишило Украину как минимум 5 миллиардов гривен. Несмотря на скандал и тут арест провалился.

Многие антикоррупционные активисты бьют тревогу, заявляя что санкционная политика Украины превратилась в банальную коррупцию. Вместо ареста активов должностные лица просто используют санкции как повод, чтобы заработать себе состояние и позволить российским активам работать и дальше. Не исключено, что есть проблемы и с недоработанным законодательством, но власти должны это сознавать и как минимум заниматься работой по усовершенствованию норм.

Примечательно, что все эти жалкие потуги с санкционной политикой Украины видят и на Западе и прекрасно понимают, в чем дело. Даже новые нормативные акты никак не способствуют решению вопроса. Например, в конце марта был принят закон »О национализации российского бизнеса», но и он оказался бесполезным. Вопрос лишения россиян заработка в Украине все еще не утвержден, а обсуждается. Тем временем активы переписываются, а прибыли выводятся, и это несмотря на концентрацию власти в офисе президента, который забрал на себя фактически все полномочия.

Как ни странно, но Бюро экономической безопасности наоборот предлагает бороться с коррупцией при помощи санкционной политики, то есть ровно обратным методом. И на фоне всего этого Владимир Зеленский регулярно обращается к Западу с просьбой усилить санкционное давление на россиян, тогда как в самой Украине происходят совершенно обратные процессы.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org