«Самое верное средство — научить людей бояться говорить, писать и думать». СМИ

482

Взрывы в Макеевке уже отразились по всей Украине эхом толков и слухов. Главный факт, который их провоцирует, - за всю нашу независимость и до сих пор украинцам не дано было испытать на себе, что такое теракт. С недавних пор такая возможность у них появилась. Почему, и почему именно теперь, - эти два вопроса и являются главными детонаторами всевозможных версий происходящего.

Дежа вю?

«Вспоминая аналогичные инциденты в разных частях нашей беспокойной страны, можно выделить несколько существенных сходных признаков, позволяющих строить догадки о единой режиссуре акций, - замечает «Зеркало недели». - Кировоград, Запорожье, Макеевка. Все взрывы — в заведомо безлюдное время, глухой ночью или ранним утром. Все случаи — без жертв и с минимальными повреждениями, без существенного ущерба для коммуникаций. Все — с минимальными затратами взрывчатки, зато с максимальной «ударной волной» в информационном пространстве. Из этой цепочки выпадает только второй взрыв в Запорожье, в храме, когда взрывное устройство сработало среди людей, и погибла одна женщина, а еще десять человек были контужены и пострадали от осколков стекла. «Идеологическое оружие», призванное сплотить народ перед лицом общей угрозы, отвлечь от насущных проблем и действий власти по части дележа не по-братски, но по-дружески? В соседней России то и дело за терактами видят руку спецслужб, хотя толком доказать так ничего и не сумели. Такие вопросы следует адресовать, например, российскому политтехнологу Игорю Шувалову, который на пару со своим коллегой Павловским в 2004-м изобретал «нашистов» и натовскую угрозу, а теперь часто мелькает на Банковой».

«Вряд ли сценарий единения вокруг «знамени» сработает, - считает корреспондент ЗН. - Украина — не Россия. Нет внятной идеологии (айда за полным кошельком — это не идея), да и власть с оппозицией на роль «железных лидеров», за которыми можно пойти в одном строю против назначенных врагов, не тянут. Никак не тянут. Напротив, подобное «раздергивание» коллективного бессознательного — фарсовыми терактами, памятниками Сталину, танцами на могиле Бандеры, черт знает чем еще — может спровоцировать страшную волну. В том же Донбассе во многих гаражах и кладовках лежат-полеживают шахтные детонаторы и промышленная взрывчатка, из бережливости горняцкой не сданные на склады. И рук мастеровитых, способных собрать в домашних условиях немудреное, но мощное устройство, в достатке. И голов светлых, в схемах коммуникаций кумекаюших, немало. Начнут вдалбливать им исподволь мысль, что «так — можно», всем тесно станет. Поэтому не надо подсказывать народу, что ему делать. Лучше попробовать остановиться, не доводя до беды...»

Что касается «сценария единения» - это наиболее популярная народная версия взрывов в Макеевке и иже с ними. Есть еще следственная, о которой также пишет «Зеркало недели». «По последним данным из источников в спецслужбах, следствие вернулось к отработке версии, в фокусе которой ГП «Макеевуголь», - продолжается статья. - Речь, однако, повторимся, не о том, что «угольный генерал» Станислав Толчин, возглавляющий предприятие, пытался уничтожить документацию, в которой КРУ обнаружило нарушений почти на 2 млрд. грн. Напомним, Толчин, всегда был фигурой неоднозначной. Но всегда — договороспособной. Он хоть и родом из ПР, однако во времена правительства Тимошенко остался при погонах, и серьезно конфликтовал с отцами города. Чем, собственно, и подмочил свою репутацию в глазах однопартийцев. Однако это не помешало ему и после победы Януковича удержаться в кресле. Надолго ли? Вероятно, этот вопрос мучил не одного Станислава Марксовича. По версии следствия, некто положил глаз на его кресло и заплатил ответственным товарищам за эту должность. Однако в силу каких-то причин — либо руководство Минугля поменялось после админреформы, либо Толчин в верхах нашел сильного покровителя — директор ГП «Макеевуголь» сохранил свой пост. А вот претендент на этот пост свои деньги, уплаченные за обещанную должность, не получил. Коррупционные обещания нынешняя власть, похоже, выполняет так же щепетильно, как и предвыборные. Вот и решил горе-претендент вернуть свои деньги назад, отчаявшись получить их иным способом».

«Точку в истории со взрывами ставить рано, - говорится в статье ЗН. - Как в версии «отвлекающий маневр», так и в версии «частный бунт». Просто во втором случае всем представлялся «народный мститель» — доведенный до отчаяния экономическим положением шахтер, бывший военный, сокращенный милиционер и т. д. А может оказаться просто «кинутый» бизнесмен. «Кинутый» госсистемой, которой, собственно, и была адресована угроза, содержащаяся в записке. Наличие разных центров влияния в окружении президента на сегодня не гарантирует четкости работы даже отлаженного коррупционного механизма. Сегодня можно купить по дешевке или отобрать все, что угодно и у кого угодно. Должности, бизнес, права, влияние… Правда, без каких-либо гарантий. И с непредсказуемыми последствиями. Как в Макеевке».

Лежать, бояться!

Взрывы вспомнил власти и корреспондент «Украинской правды». Но в его статье речь идет не о Макеевке вообще и в частности, а об избирательном подходе к преступлению и наказанию. Так, упоминая об арестах активистов «налогового Майдана», ее автор отмечает, что «тем временем суд отпустил на свободу 12 милиционеров, которые занимались грабежом прохожих в Крыму. Потому что грабители – социально близкие? Сын депутата-регионала и главы «Укравтодора», который, по данным СМИ, признался в убийстве и рэкете, отпущен на свободу… В это же время почти полтора десятка граждан арестованы за причастность к уничтожению идолища Сталина, прототип которого виновен в смерти десятков миллионов людей по всему миру, и едва ли не больше всего – в Украине…»

Еще один пример такой специфической избирательности, только на локальном уровне, приводит «Україна молода». Речь идет о ДТП в Лисичанске, в результате которого погибли три человека. Случилось оно еще в декабре, однако никаких сообщений о мерах, принятых по отношению к виновнику, с тех пор не обнародовалось. Общественность ответила на это письмом к представителям центральной и местной власти, в котором выразила опасение, что и на этот раз богатый и высокопоставленный виновник не будет наказан.

«Авторы открытого письма подчеркивают, что с момента трагедии правоохранительные органы так и не назвали имя водителя, виновного в ДТП, - рассказывает УМ. – «В то же время, шила в мешке не утаишь, и всем известно, кому принадлежит это транспортное средство. Более того, много людей видели именно это лицо на месте трагедии». По мнению авторов заявление, «виденное лицо» принадлежит такому себе Александру Кандрину, главе наблюдательного совета второго по мощности предприятия города – ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», члену Партии регионов и человеку, который считается близким к городскому голове Лисичанска Сергею Дунаеву».

«На обращение корреспондента УМ руководитель Центра общественных связей Управления МВД Украины в Луганской области Татьяна Погукай подтвердила, что ее учреждение также получило это письмо (с двумя страницами подписей). По сути же дела сообщила только, что его расследуют органы внутренних дел. И пока следствие продолжается, официально она виновника дорожно-транспортного происшествия назвать не может. Однако информацию, изложенную в письме лисичан, спикер областной милиции не назвала неправдивой».

Линию странных, но в чем-то логичных событий продолжает «Зеркало недели»: «Рубеж десятилетий ознаменовался повышенным вниманием власти к современной украинской литературе. Генпрокуратура и МВД «перепасовывают» друг другу ответственность за «следственные действия» в отношении Марии Матиос, как выразился недавно министр А.Могилев, «этой гражданки, так сказать, известной поэтессы, как вы говорите…» И еще… 10 января МВД произвело обыск в квартире Марины Брацило — поэтессы, члена Национального союза писателей Украины, и Юрия Ноги — сотрудника издательства «Смолоскип», директора поэтического фестиваля. Якобы «по подозрению» — ни много ни мало — в «терроризме»! «Жертвой террора» назначили памятник Сталину, взорванный в Запорожье. То, что сами писатели находились в это время дома в Борисполе, не спасло их от неприятностей, от преследования. В ходе обыска были изъяты носители информации: от системного блока до исписанных листков бумаги. Неужели именно из них/на них и стряпалась взрывчатка? Интерес МВД к своей персоне Юрий Нога смог объяснить только тем, что давным-давно, в конце 80-х, он имел «привод» в КГБ за националистические акции. Никто не забыт, ничто не забыто».

«Тактика нынешней власти проста и прозрачна: осторожно «пощупать» маститых, намекнуть и мягко подсказать, что им делать и чего не стоит делать; а тем временем на менее заметных собратьях по цеху продемонстрировать, что может случиться, если намек не поможет… И предвыборный лозунг «Услышу каждого» приобретает более зловещее звучание. Оказывается, не просто «услышу», но и «всем припомню», - говорится в статье ЗН. - Ведь украинская творческая интеллигенция последовательно отторгает нынешнего президента — начиная еще с предвыборных баталий 2004-го, когда его приход к власти казался лишь возможностью… «Русская модель», в приверженности к которой упрекают нашу власть все, кто еще имеет смелость упрекать власть в принципе, — это не только авторитаризм, стремление власти подмять бизнес страны под себя, огосударствление церкви и т.п… Это еще и специфическая подмена понятий, направленная на борьбу с «несогласными». В этом плане формулировка «терроризм», прозвучавшая в «деле» Марины Брацило и Юрия Ноги, весьма симптоматична… Борьба с «экстремизмом/терроризмом» в литературе в любой момент может перейти черту, за которой начнется борьба с самой литературой — с книгой. С теми, кто пишет и читает. Со словом. С привычкой мыслить критически. А может, и думать — вообще».

«Метод работы избран самый простой, как и многие недавние решения властей — испугать. Можно заставить людей бояться ходить по улицам, бояться вести бизнес, обрастать собственностью и собираться больше трех… Но самое верное средство — научить их бояться говорить, писать и думать. Поэтому и пришло время поработать с «инженерами человеческих душ». «Война» власти с украинской интеллигенцией была предрешена, - уверены в ЗН. - Хотя бы из мстительности, присущей тем, кто нынче у власти. Да и не в состоянии образованный человек мириться с властью людей, не способных написать без ошибок несколько слов кряду и не путающих Гоголя с Гегелем только лишь потому, что никогда не слышали о последнем. Не могут они поверить в то, что эти люди способны принимать самостоятельные и адекватные решения…».

Детектив с одним участником

Наконец, в плане избирательности, но уже не политической и не уголовной, а экономической, наличие четкой тенденции уловила «Украинская правда», опубликовавшая серию расследований о компаниях, которые зарабатывают на строительстве объектов к Евро-2012. Например, в одном из своих расследований УП утверждает, что компания, после президентских выборов принимающая участие в реконструкции столичного НСК «Олимпийский», АК «Инжиниринг», имеет косвенное, а может быть, и прямое отношение к вице-премьер-министру по Евро-2012 Борису Колесникову. Сам Колесников связь с ней категорически отрицает. Но в УП ему не верят, считая доказательством своей правоты тот факт, что фирма принадлежала юристу Колесникова. В издании подчеркивают, что затраты на реконструкцию «Олимпийского» постоянно растут.

Ко всему прочему, выбор подрядчика на строительство или реконструкцию объектов ЧЕ-2012 происходит без проведения тендеров, по решению фактически одного человека – все того же Бориса Колесникова. Это касается и донецкого ООО «Дорожное строительство «Альтком», которое за последний год получил государственных заказов, по приблизительным подсчетам «Украинской правды», как минимум, на пять миллиардов гривен, «и в значительном количестве случаев это был тендер с одним участником». Реальных владельцев этой компании, констатируют в издании, определить невозможно, поскольку формальными ее владельцами являются офшорные компании.

Обзор подготовила Юлия Абибок, «ОстроВ»