Российский след в деле «Инкома»

827

ЕВТУШЕНКОВ2В начале июля Всемирный банк объявил о завершении расследования в отношении одной из крупнейших IT-компаний Украины «Инком» («Информационные компьютерные системы»). Она была включена в список Debarred & Cross-Debarred Firms & Individuals, то есть компаний и лиц, отстраненных от участия в тендерах, еще в 2014 г. по техническим причинам на 3 года. Срок, на который сейчас Всемирный банк «забанил» системного интегратора, оказался гораздо более существенным - 22 с половиной года. Причинами этого было названо якобы участие «Инкома» в в коррупционных действиях по предварительному сговору в деле, касающегося трех IT-контрактов общей стоимостью $43 млн в проекте модернизации системы социальной поддержки.

В самом «Инкоме» в ответ на громкие обвинения отреагировали достаточно сдержанно, процитировав своего основателя Александра Кардакова. «Он (Кардаков) настаивает на том, что в его компаниях категорически запрещены любые действия, которые могут быть истолкованы как коррупционные», - указали в компании. В «Инкоме» также указали, что Кардакову ничего не известно о препятствовании сотрудникам Всемирного банка в проведении аудита. «Представителями Всемирного банка было опрошено более 10 сотрудников в Украине и США, а также предоставлены все запрашиваемые метериалы для проведения аудита», - добавили в IT-компании.
Чтобы понять, что в действительности произошло в деле «Всемирный банк против «Инкома»», мы решили провести собственное расследование этой скандальной истории. В его ходе вспыли ранее не афишируемые обоими сторонами детали, которые позволяют сделать вывод о наличии в указанном деле российского следа, который ведет к одной из крупнейших IT-групп в РФ.

CHEM1090
Несколько лет назад в «Инкоме» работал менеджер Сергей Лисковой, который отвечал за подготовку и подачу тендерной документации в Минсоцполитики по трем тендерам, финансируемым Всемирным банком. В какой-то период ему показалось, что компания платит ему слишком мало денег, и он решил начать шантажировать руководство «Инкома», потребовав от него ни много ни мало $500 тыс. за сокрытие «компрометирующей информации». Речь шла о том, что два сертификата, поданных компанией в Минсоцполитики в пакете документов, оказались недействительными.

При этом Лисковой сначала утверждал, что ему стало известно о подделке указанных сертификатов неизвестными, затем он стал утверждать, что лично их подделал и подложил в тендерную документацию. Кроме того, Лисковой грозил объявить, что интересы «Инкома» лоббировал некий экс-депутат Верховной Рады (по нашей информации, речь идет о Геннадии Руденко)...
C4FE7A11-D204-4AD0-8BA6-22496DB4D386_mw1024_s_n

После того, как «Инком» отказался выполнять требования Лискового, он украл PST-файл с почтой своего руководителя, и добавил в него около сотни поддельных писем с компроматом, который заинтересовал аудиторов Всемирного банка. Тот факт, что часть электронных писем являются поддельными, вскоре подтвердили и сотрудники американского офиса PWC, которые делали техническую экспертизу почты и жестких дисков на ноутбуках руководства «Инкома». Позднее вице-президент «Инкома» Николай Довженко рассказал, что когда было начато расследование, и в компанию прибыли сотрудники отдела расследований Всемирного банка, Лисковой набрал его и сказал, что все прекратится, если компания согласится на его условия.
038388

«Я спросил, как он может управлять расследованием, на что получил ответ: смотри, завтра они улетят, несмотря на уже назначенные встречи. Это будет подтверждением того, что я могу управлять, и у вас будет один день на принятие решения. На следующий день все встречи действительно были отменены и сотрудники Всемирного банка улетели. Но мы все равно ответили отказом», - сказал Довженко.
Несмотря на эти факты, стартовавшее с подачи Лискового в 2011 г. расследование Всемирного банка против «Инкома» и еще двух крупных IT-компаний Украины завершилось наложением на них 3-летних санкций, хотя сам проект был признан одним из лучших из реализованных за средства Всемирного Банка в странах Восточной Европы. При этом, по информации сопровождавших этот вопрос юристов, расследование было проведено с существенными нарушениями, а вынесенное решение оказалось крайне субьективным.

Вскоре выяснилось еще несколько любопытных деталей. Например, упомянутый «крот» Лисковой после увольнения из «Инкома» по «стечению обсттоятельств» устроился на работу в российскую IT-компанию NVision Group, которая в нашей стране представлена дочерней структурой - системным интегратором «Энвижн Украина», конкурирующим с детищем Кардакова. Владельцем NVision Group является Владимир Евтушенков - собственник холдинга «АФК Система», основным активом которого является мобильный оператор «МТС», и один из близких друзей экс-президента Виктора Януковича.
KSP_006631_00064_1_t218_215428
malofeev-pic4-452x302-153
Кроме того, совладельцем NVision Group несколько лет был скандально известный московский бизнесмен Константин Малофеев, известный как один из спонсоров террористических организаций ДНР и ЛНР. В этом свете вряд ли можно считать совпадением тот факт, что расследованием Всемирного банка руководил гражданин России Вячеслав Анфиногенов, который до этого работал в прокуратуре Москвы.

Сделанные им выводы удивительным образом пришлись как никогда кстати российским IT-компаниям, которые, начиная с 2009 г., активно пытались подмять под себя рынок информационных технологий Украины, и прежде всего, госсектор, в котором были сильны позиции национальных игроков. Благодаря дружбе Евтушенкова с Януковичем россиянину достался ряд выгодных заказов - например, «Энвижн Украина» в 2012 г. получил от Кабмина сканадальный подряд на поставку веб-камер для установки на избирательных участках на 1 млрд грн. Однако на равных конкурировать с крупнейшими украинскими системными интеграторами в тендерах, например, на внедрение комплексных IT решений по автоматизации бизнес процессов, и по цене, и по качеству россияне не были способны.

И то, что проведенное под руководством россиянина расследование Всемирного банка выбросило «Инком» с рынка в самое выгодное для российских конкурентов время, вряд ли можно считать случайностью. О чем, в частности, говорят независимые эксперты IT-рынка. «Встречный вопрос: это собственное расследование Всемирного банка, оно на каких фактах базируется? В самом ли деле это так? Может, это конкуренты стараются убрать наши компании. Наши следственные органы никак не отреагировали и никак не подтверждают этот факт. А есть ли он в принципе? Таким образом, на чем базируется решение Всемирного банка, неизвестно», - заявил недавно президент Совета по конкурентоспособности индустрии информационно-коммуникационных технологий Игорь Лисицкий.

По материалам: oligarh.org.ua