Развитие украинского рынка: Восток или Европа?

532

Народ! С сегодняшнего дня начинаем запасаться китайскими товарами! Гребите, что можете: игрушки – значит игрушки, вещи – значит вещи, что-то подороже, типа китайских автомобилей, – тоже пожалуйста. Потому что уже сейчас азиатский рынок развивается со скоростью света. И то, что мы раньше считали китайским ширпотребом, за последние годы значительно улучшилось в качестве и возросло в цене. Но и на этом азиатский рынок не остановился. Давно уже в обществе поползли слухи о том, что восток вскоре обгонит запад и в высоких технологиях.

И, наверное, в этих словах есть немалая доля правды. Даже потому, что на днях сам президент Украины на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи заявил о заинтересованности в экспорте своей высокотехнологичной продукции в азиатские страны и высказал пожелание стать наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества.

Следовательно, есть основания полагать, что Украина сменит проевропейский вектор сотрудничества и с этого времени будет стремиться к восточным объединениям. В связи с этим возникает масса вопросов: а чем Украине уже не угодил Евросоюз, почему такая резкая смена союзников? И если предположить, что мы теперь пошагаем к востоку, то чем нам это будет выгодно и, в конце концов, чем мы будем выгодны?

С этими вопросами корреспондент Новости Украины – From-UA обратился к нашим компетентным экспертам.

Народный депутат, лидер фракции ПР Александр Ефремов высказал мнение о том, что руководство государства делает совершенно правильно: «Там, где есть рынки сбыта и где есть перспектива развития, должно быть присутствие нашего государства».

«Вообще наша задача, – продолжил Александр Ефремов, – как можно с большими территориями поддерживать взаимоотношения, там, где наша продукция может быть востребована. И в этом плане очерчены приоритеты. Мы подписали соответствующие документы в рамках мировой торговой организации. Мы находимся в окончательной стадии подписания документов по ЗСТ с ЕС и ратифицировали соответствующий документ по ЗСТ с РФ. Если в дальнейшем удастся расширить наше присутствие на других рынках, то это только пойдет на пользу для развития экономики и производства нашего государства».

Лидер фракции ПР привел несколько примеров сотрудничества Украины с азиатскими рынками: «Если мы, например, вместе с РФ совместно сделаем самолет, который будет пользоваться спросом на рынках евразийских, то это только принесет пользу как нашим соседям, так и нашей стране: люди будут получать хорошую заработную плату у нас, неплохую зарплату у них. И продукт, который будет выпускаться, найдет сбыт на других рынках. Мы, например, нуждаемся в поставке сжиженного газа, и под эту тему строится терминал. Мы нуждаемся в инвестициях в наш энергетический рынок и тех технологиях, которыми обладает сегодня Китай по переработке угля в газ. Первый проект одобрен уже ВР и правительством по этому вопросу. И я думаю, что в ближайшее время он будет запущен в работу. И при его успешной реализации в течение 3 лет мы будем иметь уже первое предприятие, которое будет перерабатывать газовую группу углей, и мы сможем иметь газ практически в 2 раза дешевле, чем получаем сейчас из РФ. У нас очень много вопросов, которые бы совместно заинтересовали стороны».

Народный депутат от фракции ПР Михаил Чечетов решил несколько уточнить слова Гаранта для понимания общественности: «Речь идет о том, что курс на европейскую интеграцию у нас неизменный, он закреплен законодательно. Президент сказал о том, что евроинтеграция – это улица с двусторонним движением, и мы не приемлем такую евроинтеграцию, за которую нам нужно будет платить потерей экономической самостоятельности, экономического суверенитета, вмешательством извне во внутренние дела. Мы готовы работать только на партнерских основаниях, без унижения страны. Мы 2 года не берем кредит в МВФ не потому, что он нам не нужен, но на тех условиях, которые не отвечают нашим национальным интересам, мы брать не будем».

По словам Михаила Чечетова, «в условиях глобального кризиса выигрывает то государство, которое расширяет и открывает новые рынки для продвижения своих товаров, независимо от того, это в Европе, в Азии, в Африке и т.д.».

Поэтому политик всячески поддерживает президента Украины в новом векторе сотрудничества: «Если есть возможность продвинуться глубже на азиатский рынок — значит, надо продвигаться. Нас не будет лихорадить, экономика будет более стабильная. Поэтому в данной ситуации все заявления президента нужно рассматривать в контексте расширения рынка для продвижения наших товаров для минимизации негативного влияния кризиса на нашу экономику».

Ко всему сказанному политик добавил несколько слов о самом восточном рынке: «Если мы раньше говорили, что центр научной мысли находится в Европе, то 20 лет назад так оно и было, но сейчас я этого не могу сказать. Так, как идет Китай в рост, я не могу сказать, что там отсутствует интеллектуальная база, что там нет научно-технического потенциала. Они буквально через 10 лет обгонят США в экономическом плане, а через 15 – в военном. Посмотрите, как развиваются Южная Корея, Индия, Япония».

По мнению лидера ПСПУ Натальи Витренко, Украина имеет только два варианта: «Или интеграция с Россией, Белоруссией и Казахстаном, или она будет дрейфовать на Запад и терять все возможные рынки сбыта своей продукции».

Наталья Витренко углубилась в саму проблематику вопроса и рассказала об особых отношениях Украины и РФ: «Украине 55-60 % бюджета дает экспорт. Украина имеет экспортно-ориентированную экономику и не может прожить, только насыщая свой внутренний рынок, который сжимается, как шагреневая кожа, из-за несоответствия уровня доходов стоимости жизни. То есть внутренние рынки государство убивает, а внешние теряет. И теперь Янукович, которого уже петух клюнул в темечко, начинает у России выпрашивать право хоть как-то встроиться в азиатский рынок. Конечно, Россия не пустит. Это обычная тактика любой нормальной страны. И в Украине коллапс экономики будет обязательно. Вместо того, чтобы входить на равноправных условиях в ТС, в ЕЭП, строить Евразийский союз как равноправные партнеры, отстаивая свои интересы, они приняли 1 июля 2010 г. закон об основах внешней и внутренней политики и стали рабами США и НАТО, чтобы тянуть Украину на Запад».

На вопрос о том, что же Украина получит от того, что расширит свой рынок на восток, политик дала однозначный ответ: «Если Украина входит в ТС, то она получает из всех 4 стран наибольших эффект в качестве прироста ВВП. Любое интеграционное объединение на других рынках уже начинает играть не как отдельная страна, а как объединение, ведь в условиях ЕЭП, а тем более Евразийского союза, будут существовать межгосударственные программы, и продукция будет выходить на внешние рынки, прежде всего азиатские. То есть если Украина – член этого объединения, то она имеет право выходить и на азиатский рынок, и на африканский, и на любой другой. А если она не член, то ее объективно никто не будет пускать. Китаю, Индии интересно иметь дело с крупными партнерами, потому что там будет гарантированное качество, перспективы сотрудничества».

А Европе, по словам Натальи Витренко, Украина дать не может практически ни-че-го: «Для того, чтобы конкурировать с Европой, нужно иметь конкурентоспособное производство. Что мы можем Европе предложить? Каустическую соду, семена подсолнечника? И это в стране, которая имела развитое машиностроение, которое раскручивает все остальные отрасли, оно делает запрос на квалифицированную рабочую силу».

Народный депутат Тарас Чорновил рассказал о предыстории возникновения этого вопроса: «Я первый начал поднимать тему необходимости присоединения Украины к ШОС, и не только наблюдателем, но в том числе и полноценным членом. Я об этом говорю во всех кабинетах министерств, от которых это зависит, в течение 4 лет. Я по этому поводу лично обращался к президенту Украины».

Эксперт высказал пожелание, чтобы «мы параллельно с подачей заявки на наблюдателя начали процедуру подготовки полноценного членства в ШОС. Для нас это выгодно и в геополитическом, и в экономическом смысле».

Но, по мнению политика, есть некоторые скользкие нюансы в этой политике, которые нужно учитывать и просчитывать: «Это непонимание нашим высшим руководством того, кто на самом деле управляет в той или иной международной организации. В ШОС Россия не является базовым государством. Россия является конкурентом Китая. У них не все взаимоотношения ровные. России приходится терпеть абсолютное лидерство Китая в ШОС, поэтому обращение к президенту России относительно такого технического вопроса, как статус наблюдателя в ШОС, выглядит нелогично и может вызвать негатив, потому что в данном случае надо было официально обращаться в секретариат ШОС, а неофициально – к руководству Китая… В другом варианте Китай может расценить это как то, что Россия хочет укрепить свое положение в ШОС и ищет для этого союзников для сепаратной деятельности. Это только ухудшит нашу ситуацию на направлении в ШОС».

Поэтому Тарас Чорновил считает, что Украине нужно идти на прямой контакт с Китаем. От этой страны, по мнению эксперта, мы можем получить хорошие выгоды: «Геостратегические выгоды: те страны, у которых есть какие-то проблемы с Россией, стараются как можно быстрее наладить отношения с Китаем. Против Китая РФ ничего не рискнет ни сказать, ни сделать. Представьте, что при наших постоянных торговых войнах и проблемах с Россией арбитром в наших отношениях с Россией стали бы не структуры СНГ, а ШОС, где доминирует Китай. Это решает много проблем, в том числе и политические. Плюс это никоим образом не вредит нашим отношениям с ЕС».

«Экономические, – продолжает приводить пример выгод от такого сотрудничества Тарас Чорновил, – это же не есть договор о ЗСТ с Китаем, когда китайский производитель полностью оккупирует украинскую территорию. Это геостратегическая серьезная организация, которая дает возможность для налаживания более тесных взаимовыгодных контактов. Доступ украинского производителя в Китай плюс прямые торговые контракты — вспомните ту же самую кукурузу, где мы конкурируем с США. Если бы мы были членом ШОС, то никто бы даже мысли не допускал, что мы в этой конкурентной борьбе можем проиграть. То есть экономически ШОС создает приоритетные отношения как с Китаем, так и с целым рядом стран азиатского региона».

Первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий считает, что сотрудничество с Азией – это очень правильный шаг: «Если мы возьмем динамику развития мировой торговли, то в течение нескольких десятков лет был плавный и достаточно быстрый подъем. Потом в 2009 году – «посадка», в 2010 году почти восстановились объемы мировой торговли, в 2011 году – превысили, сейчас рост продолжается… Но все человечество объединяется уже несколько десятков лет. Началось все это при большевиках, а сейчас эти процессы чудовищно ускорились. Пытаться сейчас строить свои «хатки» на ближайшие 5-10 лет для серьезного руководителя несолидно. Мы хотим быть более активными в этом процессе, мы хотим участвовать в процессе выработки этих документов, видеть механику».

Виктор Лисицкий высказал мнение, что «если произойдет такой союз, то Украина, прежде всего, получает бурно развивающиеся рынки сбыта», потому что «Азия бурно размножается. Это значит, что сегодня там есть потребитель, которому необходимы средства производства, и очень хорошо, если хотя бы часть из них была произведена в Украине». Но в то же время, по мнению эксперта, «это не значит, что мы повернемся спиной к Европе. Я много раз говорил и повторяю: от Европы нам надо активно задействовать систему взаимодействия бизнеса и власти, потому что они там весьма эффективны».

Эксперт привел статистику экспорта Украины, с которой трудно не согласиться: «Если посмотреть график, то в 2002 году экспорт в страны СНГ составлял 24 % от общего объема экспорта, а в страны ЕС – 36 %, а экспорт в другие страны (в основном это Юго-Восточная Азия) составлял 40 %. Прошло достаточно много времени, и если мы возьмем прошлый год, то экспорт в страны СНГ составлял 38 % от общего объема, а в ЕС – 25 %, в страны Юго-Восточной Азии – 36 %. То есть мы можем смело говорить о том, что экспорт за пределы ЕС у нас сейчас составляет ¾ экспорта Украины. Т.е. есть объективные тенденции, которые сложились независимо от того, кто был президентом Украины».

Виктор Лисицкий напомнил некоторые исторические факты: «Не надо забывать, что 20-30 лет назад технологически Восток был слабо развит, за исключением Сибири. Но сейчас там ситуация сильно поменялась. Продукции из Южной Кореи не было на наших рынках, а сейчас ее много, начиная от мобилок».

Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов отметил, что «ШОС — структура евразийская», в которую входит и Россия, «соответственно, говорить, что это только Азия, было бы не совсем верно».

Владимир Корнилов считает, что давно уже нужно было обсудить вопрос сотрудничества с этой структурой: «Но при этом надо отметить, что Белоруссия уже просилась в ШОС в качестве наблюдателя, и ее не взяли, потому что она не является никаким кусочком азиатского государства, и для нее придумали статус особого партнера. Я думаю, что такой же примерно ответ будет и для Украины, поэтому тут надо сразу говорить не о наблюдательском статусе в ШОС, а о статусе особого партнера. Но, конечно, это полезно. ШОС — это динамично развивающаяся влиятельная структура на евразийском пространстве и в мире в целом. И конечно, оставаться в стороне от этих важных интеграционных процессов, происходящих на границах Украины, было бы неправильно».

Политолог продолжил приводить в пример те выгодные факторы, от которых Украина не может отказаться: «Достаточно вспомнить, что Россия и Китай входят в число восьми ведущих экономик мира. Совокупный ВВП только этих двух государств, входящих в ШОС, колоссален. А учитывая, что туда давно уже просятся и Индия, и целый ряд других государств южной и восточной Азии, можно себе представить потенциальную экономическую мощь этого межгосударственного объединения. И я считаю, что более тесное сотрудничество Украины с ШОС открывает очень серьезные перспективы и в экономике, и в военно-политическом сотрудничестве».

А вот почему президент Украины решил развивать именно высокие технологии, Владимир Корнилов высказал мнение, что «это давняя мантра украинского государства. С 1991 года есть определенная иллюзия насчет большого высокотехнологичного потенциала Украины. И насколько я помню, все президенты и премьеры Украины много раз заявляли, что они намерены в первую очередь развивать именно высокотехнологичную экономику, производство, сотрудничество. И было бы странно, если бы Янукович изменил эти мантры».

А вот народный депутат Украины от фракции НУ-НС Роман Зварыч «не знает таких азиатских структур, в которые Украина могла бы, во-первых, вступить, учитывая свое географическое положение, и во-вторых, с которыми нам было бы выгоднее сотрудничать по сравнению с теми возможностями, которые нам уже открыты в рамках ВТО».

«Мы являемся членами ВТО, – отметил народный избранник, – и все развитые азиатские страны являются членами этой организации, которая и существует, чтобы открыть максимальные возможности для торговли между странами. Я хочу напомнить, что тут речь идет не только о торговле конкретными товарами, здесь речь идет и об услугах».

Роман Зварыч, наоборот, тяготеет больше к союзу с западом: «Евроинтеграция – это уже определенный, в том числе и нормативно-правовыми актами вектор. Мы уже знаем, что нам надо делать в этом направлении. Почему надо заниматься еще какими-то вещами, мне тяжело комментировать».

Почти такого же мнения, правда, несколько радикальнее, придерживается и заместитель главы ВО «Свобода» по политическим вопросам, депутат Киевского облсовета Андрей Мохнык: «Московских холопов всегда тянет в Азию, это закон. Не анализируя причины, которые называл Янукович, можно сказать, что на самом деле его желание быть в ШОС или в каких-то других организациях, в которые входит Москва, – это только желание вассала быть на подтанцовке у своего патрона. Вот и все. Как может европейская страна Украина быть в азиатской организации? Мы же не в Азии живем! Он географию не учил или что? Но основное, что он есть просто московским холопом, холуем и желает быть всегда там, где есть его патрон, его хозяин».

«Это вызвано тем, – резюмировал эксперт, – что Путин указал ему его место. И сегодня, чтобы хоть как-то выслужиться перед московским царем, он делает реверансы в его сторону».

Народный депутат Украины от фракции НУ-НС, лидер Европейской партии Николай Катеринчук знает, что ждет Украину после таких заявлений: «Президент провозгласил стратегический курс на интеграцию с ЕС, и последствия этого всем известны. Я думаю, что то же самое будет и с Азией, потому что азиатский рынок монопольно захвачен Россией, и поэтому если туда заходить, то надо спрашивать разрешение у РФ. С нашим товаром нас никто туда не пустит, потому что он фактически такой же, и это означает, что кто-то должен подвинуться. В современных условиях мирового кризиса и фактической изоляции финансовых, инвестиционных возможностей Украины со стороны ЕС и США, я думаю, что это вынужденный шаг власти. Там доминирует российский фактор, и без договоренностей там вряд ли что-то получится».

Для того, чтобы показать, с кем лучше сотрудничать и какие выгоды нас ждут в Европе и Азии, Николай Катеринчук сравнил западный рынок с восточным: «Я могу сказать, что самый дорогой рынок – это европейский рынок. Там есть современные технологии, там есть достаточно привлекательная инвестиционная составляющая. Я думаю, что в азиатском направлении тоже есть свои плюсы и минусы, но то, что делает сейчас власть, это вынужденный шаг в связи с тем, что есть проблемные вопросы. Понятно, что нам надо идти туда, где лучше, где можно дороже продать свою продукцию. Азиатский рынок быстро развивается, присутствие там тоже вызывает заинтересованность. Единственно, что в современных условиях туда можно попасть только через протекцию Москвы. С европейских рынков нас выбила политика Минфина, и мы практически сдали все наши рынки россиянам. Европейский рынок антикоррупционный. Там тяжело иметь что-то больше того, что ты можешь иметь. Он прозрачный. А на азиатском рынке в «мутной воде» можно еще что-то и выловить».

По материалам From-UA.com