Развалится ли дело Романа Насирова?

807

22Ситуация с задержанием главы государственной фискальной службы Романа Насирова вызывает множество вопросов как к национальному антикоррупционному бюро, так и к специализированной антикоррупционной прокуратуре. Но общество с радостью восприняло тот факт, что борьба с коррупцией затрагивает и чиновников высокого уровня, но при этом есть немало сомнений в том, что Насиров окажется за решеткой. Он даже сможет подать в суд и получить от государства компенсацию.

На выходных защитники Насирова тянули время и заявляли об отводе судьи. В самом же суде никто так и не принял решение о мерах пресечения, поэтому по истечении 72 часов, отведенных для этого законом, Насыров и вовсе мог уйти из суда, если бы помещение не заблокировали активисты. При помощи своих адвокатов он заявил, что фактически считается свободным, но из-за общественного резонанса сам проявляет «гражданскую инициативу» и продемонстрирует готовность к сотрудничеству со следствием. Со стороны прокуратуры сразу последовали требования арестовать Романа Насирова с возможностью внести залог на максимальную сумму 2 млрд. гривен. По мнению следствия именно на такую сумму отстраненный от обязанностей глава государственной фискальной службы принес убытков государству путем принятия необоснованных решений об отсрочке арендной платы за добычу полезных ископаемых предприятиям, связанным с депутатом Александром Анищенко. Следователи НАБУ вечером 2 марта долгое время не могли попасть в больницу «Феофания» – именно сюда после проведения обысков в его кабинете отправился подозреваемый. Многие посмеялись над историей с вахтером, который единолично не допускал силовиков. Когда же следователям удалось попасть в больницу, то подозреваемый внезапно потерял сознание, а они принялись зачитывать ему обвинение почти в полночь, хотя уголовно-процессуальный кодекс разрешает проводить подобные действия только до 22.00. Впрочем, генпрокурор Юрий Луценко напомнил, что законом предусмотрены особые случаи, к примеру, когда подозреваемый может сбежать. В НАБУ же и вовсе заявили, что вручение уведомления о подозрении – это процессуальное действие, а не следственное, потому все прошло в рамках закона. Впрочем, это не снимает вопросов о том, почему нельзя было выполнить все действия утром в пятницу. К тому же поведение внезапно заболевшего подозреваемого отрабатывалось чиновниками годами, и это вполне можно было предвидеть. Уже в понедельник можно было бы спокойно получить решение суда в соответствии со всеми процедурами.

Впрочем, юристы считают, что здесь возникло определенное техническое недоразумение. Подозрение согласно закону вручили в день составления, но 72 часа могли закончиться в воскресенье, когда суд не работает, и задержанного нужно было бы выпускать. Если бы по истечению этого срока Роман Насиров вышел бы на свободу, он бы конечно оставался подозреваемым и был бы обязан явиться в суд на рассмотрение избрания меры пресечения. При этом у него бы оставалось право свободно перемешаться, лечиться, выезжать за границу. В случае непосещения суда было бы принято решение об избрании меры пресечения, в том числе объявления Насирова в розыск. Но, несмотря на попытки придерживаться закона, многие эксперты считают, что дело может развалиться, причем он сам выставит себя в роли жертвы и даже обратиться в Европейский суд по правам человека. Кроме того что подозрение ему предъявили в нерабочее время, да еще и по его словам, в состоянии обморока, в суде Романа Насирова закрыли в клетку, хотя виновным он признан не был. Негативную роль сыграли и действия активистов, заблокировавших суд, да еще и поехавших домой к судье. Это может быть названо попыткой давления на суд, а Насиров еще и потребует компенсацию. Адвокатов у него немало, и среди них есть защитник Юрия Луценко, выигравший для него дело в европейском суде с получением статуса политзаключенного. Защита Насырова уже заявляет, что обвинение нарушило конвенцию о правах человека.

Эксперты считают, что вся эта ситуация еще раз демонстрирует несогласованность и наличие внутренних конфликтов между руководством НАБУ и специальной антикоррупционной прокуратурой. Именно это повлекло трудности с вручением подозрения. В частности в прокуратуре крайне неспешно принимают решение о подписании подозрений. Не стоит забывать о том, что Роман Насиров по факту входит в команду Порошенко, поэтому обвинительные действия встречают огромное сопротивление со стороны власти, и это будет продолжаться и в суде. Хотя если бы НАБУ не вручило бы ему подозрение, подписанное в четверг, в пятницу нужно было бы подписывать его заново, а Насиров успел бы сбежать. Это наводит на мысль что прокуроры либо профнепригодны, либо политически заангажированы. Это дело станет тестом не только для прокуратуры и НАБУ, но и для суда. Адвокаты Насирова будут всячески затягивать процесс. Несмотря на требования прокуратуры ареста с залогом в 2 млрд. гривен, не исключено что в качестве залога будет предложена небольшая сумма, либо арест и вовсе будет домашним. Кроме того есть и такой метод как взятие на поруки.

Эксперты считают, что Романа Насирова задержали по наставлению американцев, имеющих влияние на НАБУ – они уже устали от обещаний Киева и требуют определенных действий в вопросах коррупции. Была версия и о том, что Насирова наказал лично Порошенко за несогласованные решения, но из-за дальнейших действий власти эта версия отпала. В частности прибытие в суд депутатов от Блока Порошенко как бы подтвердило, что это отнюдь не президентская инициатива, и последний постарается помочь Насырову. Однако сам Насиров от испуга не стал всех сдавать. Причем у него есть большие шансы выйти из этой истории почти без потерь, особенно с учетом девяти весьма профессиональных адвокатов, услуги которых он может позволить себе оплатить. Но в любом случае это дело является неслыханным вызовом для новых антикоррупционных органов. Удивляет лишь то, насколько плохо все это было продумано самими правоохранителями.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org