Раскол в «Оппозиционном блоке». Партия может пойти на выборы двумя колоннами
После голосования за судебную реформу внутренний конфликт в «Оппозиционном блоке» вышел в публичную плоскость. Народный депутат Михаил Добкин заявил, что покидает ряды партии, а парламентарий Вадим Новинский огласил о создании некой «оппозиционной платформы» внутри партии. По мнению политологов, изначально было понятно, что «Оппозиционный блок» - это не монолитная партия, ведь в ней есть две группы влияния. Одна из них нашла общий язык с Администрацией Президента, поэтому ее парламентарии поддерживают важные для Банковой законопроекты. Вторая группа – находится к власти в жесткой оппозиции. Эксперты считают, что до конца работы Верховной Рады действующего созыва фракция «Оппозиционного блока» вряд ли распадется. Но на следующие парламентские выборы партия может пойти несколькими политическими силами. Аналитики также подчеркивают, конфликты в «Оппозиционном блоке» дезориентируют избирателей и, как показывают социологические опросы, партия теряет поддержку своего электората.
Демарш Добкина
После голосования за судебную реформу, за которую «Оппозиционный блок» дал 20 голосов, народный депутат Михаил Добкин заявил о своем выходе из партии. По его словам, никакие, так называемые, «диктаторские законы», принятые 16 января 2014 года не идут в сравнение с этой реформой.
Позже Добкин пояснил, решил уйти из «Оппозиционного блока» в связи с совокупностью разных обстоятельств. Но конкретизировать их не захотел, сообщив, что такая информация может ударить по людям, которые остались в партии. Политик подчеркнул, что пока не будет присоединяться ни к одной политической силе. Во-первых, чтобы не предавать интересы своих избирателей. Во-вторых, по его мнению, в действующем парламенте нет достойных партий. Большинство из них выполняют заказ Банковой и занимаются кнопкодавством. Кроме этого народный депутат еще не знает, будет ли участвовать в следующих парламентских выборах. По его словам, это будет зависеть от избирателей, захотят ли они его видеть в Верховной Раде следующего созыва или нет.
В свою очередь глава фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко заявил, что выход Добкина из партии был ожидаемы, поскольку в его родной Харьковской области партия не зарегистрирована, а сам Добкин давно отошел от партийной работы. Кроме этого Бойко отметил, что народный депутат остается работать в составе фракции.
В принципе, такое решение было ожидаемым, считает политолог Руслан Бортник. По его словам, большинство депутатов в «Оппозиционном блоке» прошли в парламент по партийным спискам, поэтому чтобы у них не отобрали мандат, они будут покидать партию, но не фракцию.
Как считает политолог Алексей Якубин, покинув партию «Оппозиционный блок», Добкин просто решил продемонстрировать свою принципиальность, а также несогласие с решением тех коллег, которые поддержали судебную реформу в обмен на определенные договоренности с властью. Эксперт отмечает, что после своего заявления, Добкин вольется в некую единую оппозицию.
По мнению политолога Александра Радчука, Добкин может попробовать поискать некое «политическое убежище» в партии «Возрождение», которая имеет сильные позиции в его родной Харьковской области. Тем более, что возглавляет эту политическую силу давний соратник и товарищ Добкина – мэр Харькова Геннадий Кернес.
Новинский создает «оппозиционную платформу» внутри «Оппоблока»
Отреагировал на голосование однопартийцев за судебную реформу и народный депутат Вадим Новинский. Он сообщил, что не согласен с позицией некоторых депутатов и руководства фракции в этом вопросе. Именно поэтому парламентарий заявил о создании внутри «Оппозиционного блока», так называемой «оппозиционной платформы», в которую войдут депутаты, которые не голосовали за судебную реформу.
Новинский пояснил, «платформу» решил создать для парламентариев, которые не хотят идти ни на какие договоренности с власть.
По мнению политолога Александра Радчука, такими высказываниями Новинский пытается заблокировать дальнейший процесс сближения части народных депутатов из «Оппозиционного блока» с властью.
Нет никакой логики в том, чтобы создавать «оппозиционную платформу» внутри «Оппоблока», считает политолог Игорь Петренко. Впрочем он не исключает, что может произойти попытка создания новой отдельной политической силы.
Просто Новинский «на крючке» у Генпрокуратуры, с него еще в декабре прошлого года сняли неприкосновенность, поэтому в любой момент его могут арестовать, отмечает политолог Кирилл Молчанов. Он не исключает, что заявление Добкина могло появиться после переговоров с Администрацией Президента, на которых он согласился на роль «торпеды» для развала «Оппозиционного блока» изнутри. Кроме этого, считает политолог, Новинский – очень удобный для Банковой спарринг-партнер, который на выборах в 2019 году может «размыть» оппозиционное поле.
О том, что заявление Новинского дезориентирует украинцев, которые поддерживали «Оппозиционный блок», говорит политолог Николай Спиридонов. По его данным последние опросы показывают, что партия теряет электоральную поддержку даже в ключевых для нее регионах. Более того, отмечает эксперт, наблюдается раскол во фракциях «Оппозиционного блока» в Днепре и Одессе. Бывшие партийцы переходят в проект нардепа Вадима Рабиновича «За життя».
«Оппоблок» на грани раскола
«Оппозиционный блок» изначально не был монолитной партией, говорит политолог Александр Радчук. И партия с самого начала формировалась как совместный проект нескольких групп влияния, которые ранее были ресурсной опорой для Партии регионов. Поэтому детонатор возможного конфликта между ними был заложен с самого начала существования «Оппозиционного блока». Сейчас же, на фоне прохладных отношений Банковой с группой Дмитрия Фирташа и более перспективных – с группой бизнесмена Рината Ахметова, противоречия внутри самой оппозиционной партии лишь усилились, добавляет Радчук.
В свою очередь политолог Игорь Петренко отмечает, что раскол в «Оппозиционном блоке» существовал давно, а углубился, когда началась более активная коммуникация Ахметова с президентом Петром Порошенко. По его мнению, могли сыграть роль совместный бизнес, договоренности, и в результате был найден общий язык. Соответственно «Оппоблок» неоднократно подставлял плечо, когда речь шла о законопроектах выгодных Банковой. Также он отмечает, что группа Фирташа-Левочкина находится в жесткой оппозиции к власти. По оценкам эксперта, вероятно существует и обида на президента Петра Порошенко, ведь Фирташ поддерживал его в первом туре выборов, но никаких преференций не получил.
По мнению Радчука, на базе «Оппозиционного блока» могут появиться еще как минимум две политические платформы. Часть может отойти к новому партийному проекту, инициированному союзом Банковой и олигарха Рината Ахметова, другая часть – устроить ребрендинг «Оппозиционного блока». По мнению Радчука, в основе совместного проекта Банковой и Ахметова могут быть два сценария: либо объединить усилия вокруг бренда партии «Наш край», либо создавать принципиально новый политический проект, как вариант на базе «Сильной Украины», но без Сергея Тигипко.
В «Оппозиционном блоке» доминируют бизнес-интересы разных групп над политическими, считает политолог Виталий Кулик. И раскол в партии состоится и, несмотря на то, что это будут родственные политические силы, у них будет разный электорат и разные задачи. В партии надеются, что не потеряют голоса избирателей в случае раскола, а наоборот идя на выборы двумя колоннами, сохранят и даже приумножат электорат, добавляет эксперт.
В свою очередь нардеп Сергей Ларин категорически опровергает информацию о расколе в «Оппозиционном блоке».
По его словам, в «Оппоблоке» проходят внутрипартийные дискуссии и это свидетельствует о том, что партия на самом деле является демократической.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org