Ради чего партии-карлики в Украине платят за пару голосов 2 миллиона

503

Мини-проекты запускают, чтобы пиарить лидеров или по привычке

Несмотря на то что реальные шансы попасть в парламент имеют лишь шесть сил, партийный бюллетень на выборах 28 октября обещает быть длинным. По сообщению Минюста, заявления для участия в них уже подали 37 партий. Это не рекорд — в 2006-м в него попали 45, а в нынешнем году и из этих 37-ми до бюллетеня доберутся не все. И тем не менее в нем будет немало партий, которым ничего не светит. А между тем за строчку в бюллетене они выкладывают 2,2 млн гривен. Кто же и за что платит?

Непроходные партии можно разделить на четыре основные категории. Первая — некогда известные силы, лидеры которых еще надеются на возрождение былой славы. Самые характерные примеры: «Наша Украина», Соцпартия и Партия зеленых. Впрочем, политологи видят и более прозаические мотивы. «Нашу Украину» в объединенной оппозиции подозревают в том, что она идет отбирать голоса у нее», — говорит Владимир Фесенко. «Реклама Соцпартии будет дополнительной рекламой для Александра Мороза и других кандидатов-социалистов на мажоритарных округах», — считает Кость Бондаренко.

Вторая категория — новые партии молодых лидеров (Украина будущего, Радикальная партия Олега Ляшко), а также партии, сделавшие ставку на общественных активистов («Демсоюз», СОБОР). «Эти партии реализуют запрос на новую политику, — говорит Фесенко. — Правда, значительную часть этого запроса уже реализовали Кличко и Королевская, и я знаю, что тот же Ляшко ей жутко завидует как бывшей коллеге по фракции БЮТ. Не сложилось с финансированием проекта «Украина будущего» и у экс-бютовца Святослава Олейника, потому, скорее всего, оба пойдут по мажоритарке, а партии будут работать на их имидж как кандидатов».

Третья категория — завсегдатаи выборов, которые участвуют в них давно, но регулярно довольствуются долями процентов. Примеры — Либеральная партия, Аграрная партия, Русский блок, Партия пенсионеров. «Честно говоря, не все в политике рационально, — считает Бондаренко. — И это как раз те клинические случаи, которые легче объяснить психиатрам, чем политологам».

Четвертая категория — клоны (вроде КПУ (обновленной) — на этих выборах пока не представлена. Клонами можно назвать разве что партии «Зеленые» и «Зеленая планета», хотя непонятно, кому нужны клоны партии без рейтинга. «В 1998-м Партия зеленых провела в парламент группу людей, среди которых реальным экологом по сути был один Кононов. Остальные были зелеными, на мой взгляд, лишь по цвету любимой валюты, — убежден Бондаренко. — И это дискредитировало экологическую идею надолго. Потому все эти зеленые партии идут только для того, чтобы удовлетворить амбиции своих лидеров». Только этим, похоже, можно объяснить и присутствие десятка других партий, потому что представить хоть какие-то иные мотивы у, к примеру, Казацкой украинской партии, просто нереально.

БЕЗ КРЕАТИВА: ГДЕ ЖЕ СЛОНЫ И ЗУБРЫ?

Владимир Фесенко видит еще один мотив: «Некоторые имеют иллюзии, что пробьются в парламент за счет громко звучащего или просто красивого имени партии. Впрочем, в истории еще не было случая, чтобы это срабатывало без хорошего финансирования». Видимо, именно к этой категории относятся партии вроде Всеукраинской Чернобыльской народной — по расчетам лидеров, имя должно привлечь всех чернобыльцев (хотя на самом деле оно звучит странно: не может быть партия всеукраинской и одновременно привязанной к одному населенному пункту). Что касается красивых или просто запоминающихся названий, то с ними в списке нынешних партий большие проблемы. К ним вряд ли отнесешь даже партии, названия которых звучат как тосты: «За права человека!», «За лучшую жизнь!», «За благосостояние и социальную защиту народа!».

Все-таки раньше политики были более креативными. Ведь были же на предыдущих выборах СЛОН, ЗУБР, УРА, КУЧМА, «Яблоко», «Не так!» и «Меньше слов!». Хотя в большинстве случаев и непонятно, но хотя бы запоминается...

По материалам: segodnya.ua