Пытаем, наносим пятна крови на штаны, находим наркоманов-свидетелей

661

18 апреля в Суворовском районном отделении милиции "прошили" (то есть завершили) так называемое "дело Скопина", о котором мы писали в предыдущих номерах "Слова". Напомним, 30-летнего одессита Александра Скопина задержали в связи с убийством его друга детства Сергея К., которое произошло в ночь на 16 января на улице Героев Сталинграда. Против Скопина у сотрудников уголовного розыска не было ни одной улики. Тем не менее, человека незаконно продержали в РОВД четыре дня, в течение которых Александра, по его утверждению, избивали и пытали. Заставив таким образом подписать придуманное сотрудниками угрозыска "чистосердечное" признание в убийстве. Затем состоялось заседание суда, на котором одесситу предъявили обвинение, опираясь на его "признание", и отправили в СИЗО. Адвокат у обвиняемого появился только за два часа до первого суда.

Найдут даже СПИД, если что...

С момента незаконного (по мнению адвоката) задержания Александра Скопина прошло 3 месяца. Через два месяца у следствия, которое занималось исключительно поисками улик против одессита, не прорабатывая другие версии произошедшего, появилось два "доказательства" его вины. На штанину Скопина некие умельцы нанесли пару пятен крови убитого Сергея К. Сотрудники уголовного розыска на этом не остановились и нашли двух свидетелей-наркоманов, которые на очной ставке рассказали о том, что сидели с Александром в одной камере в Суворовском РОВД. По их словам, первое, что стал делать Скопин, когда за ним закрылась дверь камеры, - это начал похваляться, что "замочил" на днях своего друга.

- Убитому нанесли более дюжины ножевых ранений в область груди. Причем, по утверждению следствия, перед убийством была драка. Это говорит о том, что одежда убийцы должна была быть грязной и залитой кровью, - говорит Наталья Ильченко, адвокат Скопина. - В ночь убийства Александра видела хозяйка квартиры, у которой он снимает комнату. Женщина дала показания, что он был одет в ту же одежду, что и утром. Одежда была чистая. В этой же куртке и спортивных штанах, Скопин ходил следующие два дня, в том числе присутствовал на похоронах Сергея К, затем его, безо всякой на то причины, закрыли в РОВД.

В пользу Скопина у адвоката есть немало существенных доказательств. Например, свидетель, который обеспечивает ему стопроцентное алиби, - с этим парнем Александр общался в маршрутке в момент убийства Сергея К. Много свидетелей видели его в нормальном здравии перед задержанием милицией и в плачевном состоянии во время пребывания в РОВД. Некоторые друзья и близкие обвиняемого также подверглись издевательствам со стороны милиции с целью заставить их давать показания против задержанного. Мотив убийства, который придумало следствие Суворовского РОВД, рассыпался в пух и прах. "Сценаристы" угрозыска придумали, что между Александром и Сергеем возник конфликт из-за девушки. Сергей якобы сказал Александру, что болен СПИДом. А заразился от девушки, с которой Александр в то время имел близкие отношения. Скопин, по версии милиции, сильно на эти слова обиделся и "порешил" своего друга. Так вот, экспертиза, получение которой, к слову, адвокату пришлось ждать около 3-х месяцев, показала, что никто из троих участников выдуманного милицией конфликта СПИДом не болеет.

- Хотели провести экспертизу, чтоб узнать технологию нанесения пятен крови на штанину Скопина, - рассказывает Наталья Ильченко, - но в РОВД сказали, что с этим можно даже не обращаться - мол, никакой технологии тут нет, кровь появилась в ночь с 15 на 16 января.

"Дело Скопина" уже несколько раз рассматривалось в суде, в том числе и апелляционном. Происходило это примерно так. Судьи открывали дело, изучали "чистосердечное" признание, которое лежало сверху, и даже не пытались вникнуть в протоколы опроса свидетелей и показания экспертиз, доказывающих невиновность одессита. Таким образом, ходатайства адвоката об отмене обвинения в убийстве и меры пресечения в виде содержания в СИЗО получали отрицательное решение суда. На жалобу адвоката о нарушениях прав Скопина и пытках в РОВД Генпрокуратура Украины откликнулась спустя месяц. Оттуда пришло извещение, что этим вопросом займется прокуратура Суворовского района Одессы. После этого в Суворовском РОВД, якобы начались проверки. В результате которых, никаких нарушений прав Александра Скопина обнаружено не было:

15 человек убили в милиции с начала этого года

Каждые 40 секунд украинская милиция совершает насилие против человека. Видимо, именно по этой причине, раскрываемость уголовных дел в Украине составляет 90%, в то время как в западных странах, всего лишь 30. Такую информацию озвучили правозащитники из Украинской Хельсинкской группы по правам человека. По сведениям данной организации, в текущем году число случаев насилия к задержанным со стороны сотрудников украинской милиции возросло. На сегодняшний день в учреждениях МВД погибли 15 человек, причем, чаще всего смерть наступала в результате пыток.

- Если посмотреть на численность таких случаев в прошлые годы, то, по данным МВД, в 2009 году погибли 23 человека, в 2010-м - 51 человек,- сообщил на недавней пресс-конференции в Киеве председатель Украинской Хельсинской группы по правам человека Евгений Захаров.

- Если так дальше пойдет, то к концу 2011 года смертельных случаев будет около 60, то есть больше, чем в 2010 году. Эта тенденция не может нас не тревожить.

Правозащитник также назвал причины пыток в отделениях милиции.

- Сотрудники милиции обеспечивают нечеловеческими методами нужные для них показания для того, чтобы улучшить статистику раскрываемости преступлений и получать за это премии и надбавки. Нынешняя ситуация с пытками и смертями в учреждениях МВД просто катастрофическая. Лет 10 назад, когда в милиции погибали 5-7 человек в год, это считалось чрезвычайным происшествием, причем, по каждому факту в обязательном порядке проводили серьезные расследования. Сейчас дело обстоит иначе. По факту пыток прокуратура возбуждает очень мало уголовных дел, в основном, за превышение власти и служебных полномочий.

Параллельно с заявлениями Евгения Захарова в Генпрокуратуре Украины состоялась закрытая коллегия, на которой обсуждалась та же проблема - применение пыток в милиции. Генеральный прокурор Виктор Пшонка сообщил, что только за последние два года зарегистрировано более 13 тысяч заявлений и сообщений о пытках и другом жестоком обращении с людьми в учреждениях МВД. По словам Генпрокурора, особое беспокойство вызывает увеличение количества смертей граждан по вине сотрудников правоохранительных органов. Пшонка также сообщил, что случаи, когда из-за применения физического насилия задержанные себя оговаривают весьма распространены сегодня в Украине. А в 2010 году органы прокуратуры даже отменили более 200 незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам применения пыток и другого жестокого обращения с людьми сотрудниками правоохранительных органов.

В МВД пока отказываются комментировать подобную ситуацию. Тем не менее, в стране четко прослеживается тенденция к увеличению насилия со стороны милиционеров. Они ведут себя абсолютно безнаказанно. Не вызывает особого доверия также и Генпрокуратура, потому что "хозяин" всегда знает, как обстоят дела в его ведомстве, иначе просто не бывает. Избиения и пытки в милиции как раз и происходят из-за круговой поруки МВД, прокуратуры и судов, желающих угодить власти и решающих собственные проблемы. Вся эта система потеряла даже видимость справедливости и независимости.

Послесловие редактора

Будучи прошлым летом в России, услышал там весьма печальный анекдот. Перед допросом подозреваемого в РОВД два милиционера договариваются действовать по традиционной схеме - "добрый и злой следователь". Первый начинает допрос и, не услышав от подозреваемого признания, дает ему подзатыльник, затем бьет линейкой ему по пальцам, выкручивает ухо... Увы, никаких результатов. Тогда уставший милиционер моргает своему напарнику: Тот с диким криком подлетает к допрашиваемому, со всей силы бьет его дубинкой по почкам, голове, швыряет на землю, затем осатанело молотит несчастного ногами по животу, лицу... Первый обалдев от такой картины кричит ему: "Ты что делаешь, придурок, мы же договаривались!". Тяжело дыша, второй прекращает избиение и говорит: "Тьфу, блин, а я подумал, что это ты "добрый" следователь...

Увы, похоже, данный анекдот из серии "черного юмора" весьма актуален и для Украины в целом, и для Одессы в частности...

slovo.odessa.ua