Психиатр: Евромайдан вызвал у людей острый психоз
В Украине нужно срочно останавливать чудовищную эпидемию психических расстройств, спровоцированную евроМайданом. Таково мнение психиатра Олега Сыропятова, профессора Украинской военно-медицинской академии. В своем развернутом интервью СМИ Олег Сыропятов анализирует трагические события последних месяцев в Украине с позиции врача-психиатра. Что интересно, профессор Сыропятов — не выходец с Украины, его родина – Латвия. Как и многим русским, после «демократизации» латвийского общества ему пришлось покинуть родину и принять российское гражданство. Чем-то привлекла Украина, и теперь он живет в Киеве и работает в военно-медицинской академии. Поэтому его взгляд на менталитет украинцев можно считать объективным, это как бы зеркало со стороны.
Система отношений в обществе как в тюрьме
Олег Сыропятов просит вспомнить, что стало причиной для мирного выступления. Повод-то – отказ от ассоциации с Евросоюзом. Но главная причина – во всей криминальной системе власти при Януковиче. По его мнению, к власти пришел человек с криминальным прошлым, который просто был не в состоянии выстроить систему отношений в обществе по-другому. Ведь у него был единственный опыт отношений – такой, который строится в местах не столь отдаленных.
«Везде – в поликлинике, суде, милиции — нужно было давать мзду, без нее ничего не обходилось, — напоминает профессор Сыропятов. – Полный произвол олигархического капитализма в самых худших его проявлениях времен XIX века, полное бесправие простого населения и абсолютное нежелание и неспособность властей что-то менять. Поэтому в ноябре прошлого года наступила точка кипения».
Наркотик революции привел к крови
Олег Сыропятов указывает, что ко времени начала евроМайдана многие граждане Украины уже находились на грани психических заболеваний. По крайней мере у многих начиналась депрессия, люди теряли смысл жизни. И поначалу Майдан стал той отдушиной, где люди почувствовали себя свободными и гордыми созданиями.
«Хочу обратить внимание, что на Майдан изначально потянулись фактически больные психически личности, — говорит Олег Сыропятов. – У меня есть пациентка, больная тяжелейшей формой депрессии, когда уже можно помочь только лекарствами. Кроме этого у нее синдром потери смысла самой жизни. Так вот, по ее словам, она ходила на Майдан и там чувствовала себя радостной, полной надежд и сил. Ходила, пока там не начали стрелять».
Всплеск насилия и гибель людей на Майдане, по мнению Олега Сыропятова, лучше всего продемонстрировал обманчивость «наркотика революции». Вместо излечения этот наркотик привел к еще более страшной стадии психических отклонений – к кровавой агрессии, как со стороны правоохранителей, так и со стороны демонстрантов.
«Как психиатр, я вижу причину в том, что обе стороны очень долго удерживались от рокового шага, вели своего рода «позиционную, окопную войну», — считает профессор психиатрии. – То есть стояли друг против друга и ничего не делали, просто ждали. А вот это самое ожидание, когда никто не знает, что будет завтра, чем закончится, и есть самое страшное. Во время Первой Мировой войны обе стороны тоже ждали в окопах. И закончилось все и в России, и в Германии кровавыми революциями. Потому что психологически результатом ожидания без знания, что будет дальше, может быть только психологический кровавый взрыв».
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никак
Другой причиной кровавой развязки Майдана психиатр считает то, что на нем столкнулись два диаметрально противоположных менталитета жителей разных частей, по сути, уже давно разделенной страны. Олег Сыропятов напоминает, что термин «разделенная страна» уже давно используют по отношению к Украине в США.
Психиатр напоминает о том, что у западных украинцев и восточных совершенно разное восприятие времени. Западные украинцы ближе к европейцам, а восточные – к чисто славянской, русской культуре.
«У западного человека прошлое, настоящее и будущее проходит непосредственно перед ним, — объясняет ученый. – То есть он одновременно видит, что было, что есть и способен прогнозировать будущее, видеть последствия своих поступков. А время восточного человека протекает внутри него. Он помнит прошлое и живет настоящим. Но будущее в его сознании заслонено настоящим, и он не видит его. Живя исключительно прошлым и настоящим моментом, восточный человек часто не может предвидеть последствия поступков».
Другое кардинальное отличие, теперь уже жителей Западной Европы и США от жителей Украины, доктор Сыропятов видит в разнице восприятия свободы, воли и необходимости.
«Для европейцев свобода превыше всего, — говорит Олег Сыропятов. – Но они умеют ее ограничивать до того момента, пока она не начинает противоречить интересам других людей. А в Украине всегда жила мечта о ничем не ограниченной воле, той, которую проповедовал батька Махно».
По мнению психиатра, эта ничем не ограниченная свобода, неумение встать на точку зрения не то что человека с другими взглядами, а даже правоохранителя, выполняющего свой долг, больнее всего ударила по сотрудникам «Беркута» и солдатам внутренних войск. По мнению Сыропятова, мы получили в гораздо большей степени психически больных людей, нежели среди участников протестов. По сути, в Украине сформировалось новое поколение с «афганским синдромом». Ничего подобного в Европе попросту не могло бы быть.
«Там бы отдали простой и четкий приказ – разогнать возмутителей спокойствия, — подчеркивает психиатр. – Именно разогнать, а не убить. В Европе начальники не боятся брать ответственность на себя. У нас же тянули до последнего, отдавали прямо противоречащие друг другу шизофренические приказы, по принципу указаний психически больной матери своему ребенку: «Пошел вон – иди сюда».
По мнению Сыропятова, никогда в Европе те же манифестанты не выместили бы злобу на правоохранителях. Там четкое понимание: это военные, они под присягой и выполняют свой долг. Но ничем не ограниченная свобода наших революционеров видела в них олицетворение врага. Профессор напоминает, как простого молодого милиционера убили на Майдане шилом в горло. Олег Сыропятов указывает, что на Майдан ходили не только по политическим соображениям, но и обыкновенные уголовники. А целью последних было просто отомстить милиции.
Слово военной медицины
В результате мы получили страну с психически больным населением, считает Олег Сыропятов. В западных регионах преданное своим начальство и заклейменные Майданом правоохранители покаялись, а в восточных и в Крыму они участвуют в новых всплесках насилия. Растет преступность и может пролиться много крови.
Выход Олег Сыропятов видит во вмешательстве военной медицины и всей системы медицины МВД. Тех, у кого есть опыт решения проблем толпы.
«Главный принцип тут – разделить толпу, — открывает секрет психиатрии врач, -изолировать митингующих, не важно по какому вопросу, друг от друга. Внушить каждому в отдельности или каждой маленькой группе мысль о продуктивиности переговоров».
Поэтому, по мнению Олега Сыропятова, власти сейчас особенно должны не разрушать, а укреплять всю систему военной медицины в стране.
Необычно и мнение психиатра о способах урегулирования противостояния между центральной властью и восточными «сепаратистами». Врач считает, что необходимо посредничество третей силы, без нее уже не обойтись. Это могут быть представители той же Латвии или Швейцарии, незаангажированных стран. Это могут быть международные миротворцы и профессиональные переговорщики-коммуникаторы.
Украину надо спасать от шизофрении и насилия любыми способами.
По материалам: thekievtimes.ua