Проверки прокуратуры: суровые реалии
«Наша организация обладает огромными полномочиями!» -
Ренат Кузьмин, Первый заместитель генерального прокурора Украины во время прямого эфира ток-шоу «Большая политика с Евгением Киселевым»
История из жизни. Однажды в цех одного производственного предприятия постучал человек. Представившись помощником районного прокурора, предъявив директору, который в тот момент находился на производстве, свое служебное удостоверение, он дружелюбно уведомил, что пришел с официальной проверкой. Директор, он же собственник, без задней мысли пригласил его в свой кабинет.
И только после этого стало понятно, что вместе с молодым помощником прокурора на предприятие вошли еще девять человек. Это были сотрудники Государственной службы борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП), представители Санэпидемстанции (СЭС), Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и будто-бы понятые. Как стало известно позже, понятыми были тоже сотрудники ГСБЭП, только бывшие.
Шокированный таким количеством незваных гостей, директор попросил предъявить документы, подтверждающие законность визита. В ответ он услышал заветные слова: «На основании статьи 8 и статьи 20 Закона Украины «О прокуратуре», прокурор может проводить проверки на предприятиях любой формы собственности при предъявлении служебного удостоверения. Все эти люди, привлечены прокуратурой для проведения данной проверки.»
После этих слов прокурор и его «привлеченные», ринулись в производственный цех, начали осматривать подсобные помещения, електрощитовые, автоматизированные станки, пренебрегая при этом, самыми элементарными правилами безопасности (чем чревато бессистемное передвижение по цеху лиц, не прошедших специальный инструктаж, при функционирующем оборудовании понятно даже человеку, далекому от производства). Персонал предприятия, пребывая в замешательстве, пытался выполнять свою работу Прокурор и его команда, тем временем, провели «перепись населения» и стали отбирать письменные объяснения от всех присутствующих – объясните, мол, что вы здесь делаете. Представители ГСПЭБ проявляли необычайное рвение, успели даже пригрозить одному из собственников предприятия, мягко выражаясь, физической расправой, когда тот попытался снять их на видеокамеру мобильного телефона. Надо отметить, что в команде «особого назначения» нашелся и один честный и порядочный «проверяющий», который доложил начальству, что не может найти никаких нарушений, на предприятии все в порядке. Однако «Робин Гуд» в погонах усомнился в словах своего «бойца» и был неумолим: «Ищите, такого не может быть!!!»
Как все-таки воодушевленно иногда могут работать сотрудники наших правоохранительных органов (некоторые даже в отставке)…
Неожиданно «локальная зачистка» закончилась. После того, как команде проверяющих стало известно, что на предприятие уже едут представители юридической фирмы с целью проверить законность их пребывания на территории объекта, «блюстители законности» оперативно ретировались.
«Проверяющие» ушли, а следы их пребывания остались. На территории производства ведется видеосъемка, которая в будущем стала одним из доказательств при составлении соответствующих жалоб.
Как стало известно позже, «проверка» была инициирована по причине отказа руководителей предприятия в оказании помощи «родной прокуратуре» в закупке транспорта. В приватной беседе прокурор недвусмысленно дал понять, что без соответствующей поддержки в наше время трудно работать даже самым честным предпринимателям.
Ну не могли понять собственники предприятия, почему они, люди которые около двух лет потратили на оформление всей документации связанной с производством, получив в общем порядке все необходимые разрешительные документы, официально оформив всех рабочих, будучи лидером по уплате налогов в своем районе, должны еще и оплачивать счета прокуратуры. Вот и поплатились за свою непонятливость.
Результатом своевременной работы юристов в этой ситуации стало привлечение районного прокурора к дисциплинарной ответственности на уровне прокуратуры области.
Но ведь бывают случаи, когда очень тяжело добиться справедливости в борьбе с государственными контролирующими органами, которые сами обязаны защищать законность и справедливость.
Как же, все-таки, нужно вести себя в таких ситуациях? Наверное, об этом сейчас думает каждый предприниматель….
Как известно один из основных конституционных принципов Украины, который лег в основу административного судопроизводства, гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В нашем примере организатором «проверки» были органы прокуратуры. Для того, чтобы выяснить, какие функции государство возложило на прокуратуру и какими полномочиями наделило ее сотрудников, необходимо обратиться к Конституции Украины и Закону Украины «О прокуратуре» от 05 ноября 1991 года № 1789-ХХІІ.
В соответствии со статьей 121 Конституции на прокуратуру возлагаются только следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Статья 5 Закона Украины «О прокуратуре», четко дублирует ее «конституционные» функции, и содержит утверждение, что на прокуратуру не могут возлагаться функции, которые не предусмотрены Конституцией и этим законом.
Итак, полномочия на осуществление проверок хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц-предпринимателей, а также контроля за соблюдением последними законов и других нормативно-правовых актов, у прокуратуры отсутствуют. Ни в Конституции, ни в Законе «О прокуратуре» таких полномочий нет.
Более того, статья 19 закона «О прокуратуре» гласит, что прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля, и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
После прочитанного выше, естественно, следует вопрос, на каких же тогда основаниях приходят прокурорские сотрудники с проверкой?
«Все очень просто», - скажут они Вам: «пункт 9 Переходных положений Конституции Украины предписывает, что прокуратура продолжает выполнять, в соответствии с действующими законами, функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия - до введения в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и до образования системы досудебного следствия и введения в действие законов, которые регулируют ее функционирование».
Вот именно эта запутанная формулировка дает им право, по их мнению, «козырять» налево и направо своими удостоверениями и наводить ужас на предпринимателей. Чтобы понять содержимое девятого пункта Переходных положений, нужно всего лишь разбить сложное на две простые части, и мы получим два полноценных предложения следующего содержания:
1. Прокуратура продолжает выполнять, в соответствии с действующими законами, функцию надзора за соблюдением и применением законов – до введения в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов, относительно контроля за соблюдением этих законов;
2. Прокуратура продолжает выполнять функцию предварительного следствия до образования системы досудебного следствия и до введения в действие законов, которые регулируют ее функционирование.
Казалось бы, в первом предложении и содержится то самое право прокуратуры проводить проверки. Но еще раз, прочитав его внимательно, можно увидеть, что прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов только при наличии двух обязательных обстоятельств:
1) в соответствии с действующими законами. То есть, конкретным законом должно быть предусмотрено право прокуратуры осуществлять контроль его соблюдением;
2) до введения в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов, относительно контроля за соблюдением этих законов.
Как известно, 05 июля 2007 года был принят закон № 877, «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Закон определяет правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц, права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления государственного надзора (контроля).
Именно Закон № 877 и является тем законом, до введения в действие которого, прокуратура имела право осуществлять контроль за соблюдением законов в сфере хозяйственной деятельности.
Следовательно, после принятия данного закона, прокурорские сотрудники вообще не имеют права осуществлять проверки в формате «общего надзора».
Органы СЭС, МЧС, инспекции труда, экологической инспекции и многие другие действуют исключительно в рамках закона № 877.
Так называемый «общий надзор» - пережиток, доставшийся нам в наследство от СССР, действительно когда-то существовал в законе о прокуратуре, но с принятием Конституции Украины, был отменен. Однако, положения закона Украины «О прокуратуре» по халатности или умышленно не были приведены в соответствие с Конституцией, поэтому статьи 8 и 20 Закона и содержат права сотрудников прокуратуры, выходящие за рамки конституционных функций прокуратуры.
В общении с органами прокуратуры следует помнить, что пользоваться правами предусмотренными статьями 8 и 20 Закона, сотрудники прокуратуры могут лишь при выполнений функций возложенных на них Конституцией.
Интересно то, что практически 99 процентов прокурорских работников приходя на проверку, сами не понимают значение девятого пункта Переходных положений Конституции. Многие из них считают, что на сегодня еще не приняты те самые законы, которые регулируют деятельность контролирующих органов, что дает прокурорам право по-прежнему осуществлять «общий надзор». Как-то один из начальников отдела прокуратуры области, пытался убедить автора этой статьи, что на самом деле под принятием законов, в конституции, имеется в виду принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Украины. На чем основывалось данное мнение, прокурор пояснить не смог.
Надеюсь, данный материал помог читателю сформировать общее представление о полномочиях прокуратуры. Желаю правильно применить полученную информацию на практике.
По материалам yurysty.org