«Приватбанк» и деньги бывших украинцев

987

15Спустя два с половиной года после аннексии Крыма Россией многие крымские вкладчики все еще не могут вернуть свои деньги. Причем речь не только о тех, кто проживает в Крыму, но и о тех, кто перебрался жить на материковую Украину и даже перерегистрировал там свои личные счета и компании. В течение двух последних лет более 80 коммерческих банков лишились лицензии или обанкротились, следовательно, все их вкладчики практически не смогут снять средства со своих текущих счетов юридических лиц. Физические лица могли бы попытаться вернуть суммы до 200 тысяч гривен через Фонд гарантирования вкладов, однако и здесь не все так просто.

Даже еще существующий самый крупный в стране «Приватбанк» не спешит возвращать вклады и именно против него и направлена большая часть судебных исков украинских граждан, проживавших в Крыму. Так в правозащитной организации «Крымская диаспора» заявляют, что проблемы по вкладам были с «Приватбанком», «Банком «Киевская Русь», ВАБ, «Дельта-банком» и другими, многие из которых давно обанкротились. Тем не менее, наиболее проблемным остается именно «Приватбанк», имевший в Крыму более трехсот отделений – это треть отделений всех коммерческих банков на полуострове. Почти столько же отделений было и у «Ощадбанка», который без проблем вернул все средства вкладчикам. Работа горячей линии от этого финансового учреждения позволяла решать все проблемы за один день. «Приватбанк» же вынуждал вести затяжные переговоры по каждому вкладу. Так, например, председатель правления банка лично согласовывал каждую выплату и то лишь в первое время, после чего даже этот процесс остановился. Против «Приватбанка» подано 150 исков, которые сейчас рассматриваются в судах, и то это лишь те иски, на которые люди решились, сумев оплатить услуги адвоката. Гонорар последнего в подобных делах оплачивается в размере около 500 долларов и то лишь на первом этапе, а длительность дела составляет до 14 месяцев. в связи с этим иски в суды подают лишь владельцы крупных вкладов, мелкие же вкладчики не могут ничего поделать, а предпринимателям остается лишь фиксировать убытки.

Что касается банков, которые обанкротились, то вероятно с ними крымчанам даже повезло. По крайней мере, по таким вкладам легче получить компенсацию в размере всего депозита от Фонда гарантирования вкладов. Впрочем, даже подавая в суд и выигрывая дела, вернуть деньги зачастую все равно не удается. Так, например, крымская компания «Бриер» перерегистрировалась в Херсоне в октябре 2014 года, открыв счета в «Приватбанке» и попросив перевести в него 137 тысяч долларов, ранее размещенных также в этом банке, но этого сделано не было. В итоге компания с иском Днепропетровской области обратилась для взыскания своих средств в Хозяйственный суд и даже выиграла дело – суд признал, что требования истца обоснованы, и банк должен вернуть деньги. Данное дело «Приватбанк» оспорил и безуспешно судился еще два года.

Месяц назад исполнительная служба приступила к исполнению и попыталась изъять из кассы центрального киевского отделения «Привата» 7 млн. гривен, но до сейфа они добраться не успели, так как раньше приехала частная охрана банка и ограничила доступ. Адвокат крымской компании сообщил, что удалось арестовать лишь имущество отделения банка и передать его сотруднику на ответственное хранение, однако по описи этих средств далеко не достаточно. И подобных дел десятки. Судебное производство было открыто в Киеве, хотя исполнительная служба пыталась перенаправлять дело в Днепр, каждый раз это обжаловалось в суде ввиду прямого нарушения законодательства в том, что исполнительное производство должно открываться по месту нахождения имущества должника. У «Приватбанка» в Киеве достаточно недвижимости и имущества, и потому открывать там исполнительное производство уместно и удобно, прежде всего, для клиентов, а адвокатам не придется ездить в Днепр. В свою очередь в «Приватбанке» считают, что подобные действия исполнительной службы незаконны, так как деньги, находящиеся в кассе, принадлежат не банку, а клиентам. Также в банке уверены, что открывать исполнительное производство нужно по месту нахождения юридического лица, то есть главного офиса в Днепре. И это все несмотря на прежние заявления представителей «Приватбанка», сделанные еще в 2014 году – тогда говорилось о том, что все деньги крымским переселенцам будут возвращены.

Точная статистика относительно вкладов переселенцев и тех крымчан, которые не покинули полуостров, но имеют украинские паспорта, до сих пор отсутствует. В НБУ отмечают, что на начало 2014 года сумма депозитов всех банков в Крыму составляла чуть более 23 млрд. гривен, из которых 19 миллиардов – это средства физических лиц. Частично эти средства были возвращены крымчанам российским Фондом защиты вкладчиков. На начало 2016 года компенсация вкладчикам украинских банков была выплачена в сумме 26 миллиардов рублей, то есть более 11 миллиардов гривен и Фонд продолжает осуществлять выплаты. Однако при получении компенсации вкладчики должны отдать все первичные документы, то есть претендовать на возврат вклада от украинских банков или же от украинского фонда гарантирования вкладов они уже не смогут.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org