Припортовый завод: из-за чего воюют Саакашвили и окружение Яценюка
Прошлая пятница прошла для губернатора Одесской области Михаила Саакашвили под знаком Одесского припортового завода.
Утром он встречался на территории предприятия с прессой, где заявил о существовании коррупционных схем на предприятии.
В тот же день одесская прокуратура провела на ОПЗ обыск в рамках уголовного дела по фактам преступного завладения средствами государства на сумму более 4 млрд гривен. Что происходит на крупнейшем государственном химическом предприятии, выясняла "Украинская правда".
Вечером – после ток-шоу Савика Шустера, где эта тема подробно обсуждалась, – Саакашвили получил удар по касательной в плечо от первого замдиректора ОПЗ Николая Щурикова. Попасть по лицу не ожидавшего нападения губернатора помешали лишь высокий рост и реакция Саакашвили.
Физическому контакту предшествовала перебранка на эфире. Саакашвили обрушился с критикой на газовый контракт ОПЗ, Щуриков – на действия самого Саакашвили.
– Вы – враг украинского государства, разрушили то, что было в Грузии, а сейчас пришли разрушать сюда. Мы вернемся к разговору через месяц, когда я докажу, что я – эффективный менеджер, и вы врете по поводу моей связи с кем-то, - возмущался Щуриков.
– То, что говорит этот субъект, в последние дни говорит Иванчук, Мартыненко и премьер-министр Яценюк в легкой форме. Я как гражданин Украины не дам вам эту страну разграбить, страну, которую ваши хозяева довели до уровня Габона. Вас не устраивают грузины в Одессе, потому что у вас раньше там был междусобойчик, – ответил менеджеру Саакашвили.
Переходящее знамя
Одесский припортовый завод – последнее государственное украинское предприятие, выпускающее азотные удобрения.
Во времена Виктора Януковича его курировал олигарх Дмитрий Фирташ, снабжавший ОПЗ газом. После смены власти, Фирташа, который отсиживается в Вене из-за претензий ФБР, оттеснили новые люди. Как уже писала "Украинская правда", на ОПЗ переплелись интересы нескольких провластных бизнес-групп, за которыми стоит ближайшее окружение президента и премьера.
Судьбоносные изменения в руководстве ОПЗ произошли весной. В апреле главой его наблюдательного совета был избран первый замглавы НАК "Нафтогаз Украина" Сергей Перелома – бизнес-партнер Давида Жвании и Николая Мартыненко.
Именно Мартыненко Саакашвили называет причастным к нынешней работе ОПЗ. В интервью "Лиге" неделю назад Мартыненко прогнозируемо отверг все обвинения.
Появление "газовика" Переломы во главе химзавода было удивительным, но ему можно было найти объяснение.
В декабре правительство согласовало выделение в 5 млрд гривен кредита Ощадбанка для закупки у НАК "Нафтогаз Украины" природного газа, необходимого ОПЗ для производства аммиака.
Стабильные поставки и финансовая подушка должны были окончательно увести завод из-под влияния Дмитрия Фирташа. "Перелома в НАК отвечает за балансы газа", – делится один из менеджеров госкомпании. Но вместе с Переломой на заводе появились и вовсе далекие от производства минеральных удобрений менеджеры.
29 апреля на собрании акционеров членом правления был назначен Николай Щуриков.
На недавней пресс-конференции Щуриков признался журналистам, что никогда раньше не занимался газом и химией. До прихода на завод он работал в Администрации морских портов Украины и компании "Дельта-лоцман". Тем не менее, уже в конце июня Щуриков занял кресло первого заместителя гендиректора, а с октября стал отвечать на заводе за закупки природного газа и сбыт продукции – аммиака и карбамида.
Саакашвили называет Щурикова ставленником Николая Мартыненко. Собеседник "Украинской правды", знакомый с ситуацией на предприятии, говорит, что Щуриков представляет на заводе команду премьера.
В беседе с УП Щуриков заявил, что предложение поработать на ОПЗ он получил от еще одного нового члена наблюдательного совета компании – Сергея Насвищука, с которым знаком около 10 лет. Насвищук в 2014 году возглавлял юридический департамент Минэнерго, сейчас является советником главы НАК Андрея Коболева.
Еще один новый менеджер на предприятии – Ольга Ткаченко. До назначения Ткаченко работала помощником нардепа Александр Грановского, близкого к заместителю главы фракции БПП в парламенте Игорю Кононенко. В начале мая Набсовет утвердил ее членом правления.
Оба "лагеря" успели наследить на заводе. Еще до назначения на предприятие Ткаченко попала в историю.
Весной ОПЗ заключил договор на поставку аммиака с неизвестной гонконгской фирмой Expotrade Global, имеющей признаки фиктивности. Со стороны компании его подписала полная тезка Ткаченко. Но собеседники "УП" утверждают, что он так и не вступил в силу – отгрузок продукции не было.
Совсем другая ситуация с другим покупателем продукции ОПЗ – британской компанией Newscope Estates Limited.
По данным сайта "Наші гроші", она стала трейдером ОПЗ лишь в апреле, но по итогам первого полугодия на нее пришлось 22% всех экспортных поставок предприятия. При этом отпускные цены для Newscope были на 5-8% ниже, чем для других трейдеров.
Чем объяснить ее успехи? Собеседники "УП" на предприятии и в правительстве утверждают, что за компанией стоит Сергей Тищенко – старый приятель еще одного "фронтовика" Сергея Пашинского.
Щуриков подтверждает, что по состоянию на ноябрь Newscope продолжает торговать продукцией ОПЗ. Однако все эти события были лишь прелюдией к настоящему скандалу.
Австрийская темная лошадка
В начале ноября у ОПЗ появился новый поставщик газа – австрийская компания Antra. Казалось, европейская прописка должна была снять все обвинения в непрозрачности.
Но здесь важно учитывать сразу два фактора. Во-первых, у австрийского трейдера обнаружились украинские корни. Во-вторых, схема сотрудничества между Antra и ОПЗ не до конца прозрачна.
Из-за ограничений НБУ на импортные операции стороны заключили толлинговое соглашение – попросту говоря, Antra поставляет на завод газ, получает аммиак и карбамид и платит предприятию за переработку сырья в конечный продукт. Таким образом, завод в разы снижает выручку, что мешает его адекватной оценке иностранными инвесторами накануне приватизации.
После информации о появлении нового поставщика в конфликт вокруг ОПЗ включились тяжеловесы.
– Я призываю премьер-министра обуздать необузданный аппетит "любих друзів". А конкретно, своей правой руки депутата Мартыненко. Я предлагаю господину Яценюку немедленно отменить грабительский контракт по закупке газа Одесским припортовым заводом, чтобы через фирму-прокладку не утекло из бюджета в карманы политиков $90 миллионов. Я также ожидаю от прокуратуры детального расследования этой аферы, — заявил Саакашвили в пятницу.
По его словам, гендиректор ОПЗ Валерий Горбатко, с которым он говорил, отказывался подписывать этот контракт.
– Саакашвили хочет сбежать из Одессы в Киев, рассчитывая на должность главы правительства, как бы он это ни отрицал. ... Поэтому столь агрессивно он атакует действующего премьер-министра и его однопартийцев, – ответил одесскому губернатору Мартыненко через партийную пресс-службу.
Но в тот же день одесская прокуратура, возглавляемая Давидом Сакварелидзе, сообщила об открытии уголовного производства.
"В коррупционной схеме могут быть задействованы чиновники высших органов государственной власти, а также пролоббированные ими руководители данного предприятия с участием ряда сомнительных иностранных компаний", – говорится в сообщении.
В прокуратуре отмечают, что должностные лица предприятия в течение 2015 года реализовывали продукцию предприятия иностранному контрагенту по ценам значительно ниже рыночных.
Украинские корни и маржа
Кто стоит за Antra?
Как уже писала "УП", по данным австрийских коммерческих реестров, компания была зарегистрирована в октябре 2013 года. 90% ее уставного фонда компании принадлежит швейцарской Universal Exports Holding AG с офисом в городке Хам (кантон Цуг), еще 10% владеет австрийский юрист и предприниматель Хинрикс-Шрамм Ойген Якоб.
На недавней пресс-конференции в Киеве он заявил, что Antra готова обеспечивать больше половины газовых потребностей ОПЗ. Завод при полной загрузке потребляет 115 млн кубометров газа в месяц.
"Никто из учредителей не является членом правительства или политиком", – утверждает австриец.
Но, как это часто бывает, утверждение может оказаться полуправдой. До мая 2015 года эта компания называлась System Actives GmbH и специализировалась на телекоммуникационных проектах. Ее единственным владельцем был житель Вены с киевскими корнями Леонид Марчук.
Но может оказаться, что реальные бенефициары Antra более знакомы украинцам.
Дело в том, что до 2007 года Марчук был акционером и членом наблюдательного совета компании "Старобабанский гранитный карьер". Партнером Марчука и главой набсовета этого предприятия был Михаил Вергелес. В 2007 году Марчук и Вергелес вместе продали свои акции карьера и одновременно вышли из его набсовета. При этом тот же Михаил Вергелес руководил предприятием с иностранным капиталом "КСК ТА КО". Его учредителем выступает фирма BRINKFORD, которая принадлежит Николаю Мартыненко и Давиду Жвании.
В Украине на Марчука зарегистрирована компания "Транс-газ бюро".
СМИ уже писали, что эта компания поставляла газ на николаевский завод "Заря-Машпроект", претендовала на поставки на Восточный ГОК и Вольногорский ГМК.
Но как выяснила "Украинская правда", как минимум в прошлом году среди ее клиентов были и другие крупные предприятия, например, государственное "Центрэнерго" и НПО им. Фрунзе Константина Григоришина.
В распоряжении "Украинской правды" оказалась копия одного из вариантов контракта между Antra и ОПЗ, подписанного 11 ноября.
По его условиям, трейдер обязуется поставить на предприятие 36 млн кубометров природного газа и получить за это 23 500 тонн аммиака и 16 000 тонн карбамида.
Стоимость переработки давальческого сырья и его отгрузка на экспорт – то есть, фактический заработок ОПЗ – $1,9 млн. При этом производство тонны аммиака на ОПЗ обойдется Antra в $39,8, карбамида – $62.
Сколько на этой операции может заработать Antra?
Газ на европейском хабе Баумгартен, где его покупает Antra, в ноябре стоит около $180 за тыс. кубометров. Плата НАКу, по словам руководителя компании Андрея Коболева, за доступ к сечению – примерно $ 12 за тысячу кубометров, то есть, цена газа на заводе не должна превышать $220.
Затраты Antra – стоимость газа, переработка и перевалка удобрений – исходя из этих, данных не превышают $10 млн.
Текущие цены на аммиак – $340-350, карбамид – $250 за тонну. А значит оговоренный в контракте объем продукции можно продать минимум за $12 млн. То есть, ОПЗ гарантировано недополучит $2 млн.
Щуриков говорил "Украинской правде", что давальческая схема – вынужденный шаг. Прямым контрактам на покупку газа мешает постановление НБУ, ограничивающее расчеты по предоплате, а ждать окончания месяца для того, чтобы получить деньги за газ, никто из продавцов не хочет.
После разрешения НБУ ОПЗ и трейдер планировали заключить прямой контракт на поставку газа. Согласование от регулятора ожидалось еще в начале прошлой недели, но его до сих пор нет. По информации "УП" из Фонда госимущества, ведомство Валерии Гонтаревой не намерено давать согласование. Не в восторге от происходящего и глава ФГИ Игорь Белоус.
Но главное, что своим демаршем одесский губернатор ставит в неудобное положение президента.
От "Народного фронта" зависит сохранность коалиции. При этом Николай Мартыненко, вокруг которого возникло уже несколько крупных коррупционных скандалов, – его ключевая часть. "Они не рассчитывали на такой высокий результат на досрочных парламентских выборах, поэтому после 40-го номера записывали всех подряд, – рассказывает один из нардепов от БПП. – В итоге у Мартыненко появилась самая большая квота во фракции".
Петру Порошенко придется решать, чью сторону принять в конфликте между Яценюком и Саакашвили, которого он в свое время приглашал на работу.
Или поступить так же, как он сделал во время прошлого "коррупционного скандала" – в конфликте вокруг увольнения замглавы ГФС Константина Ликарчука. Сделать вид, что он ничего не слышит, и закрыть уши. Только это все больнее бьет и по его рейтингу.
По материалам: obozrevatel.com