Пресс-конференция Януковича после допроса. Видео

907

thumbЭкс-президент Украины общается с журналистами после того, как почти шесть часов отвечал на вопросы украинского суда.

То, что Янукович давал прилюдно показания, да еще и на протяжении 6 часов кряду - также своего рода сенсация. По форме. Но, по сути, президент ничего сенсационного не сказал. Вопреки ожиданиям, он не стал называть какие-то фамилии, разглашать некие убийственные доказательства вины тогдашней оппозиции в расстреле Майдана. Говорил скучно и многословно, чем усыпил даже журналистов. Иногда за полетом мыслей экс-президента вообще было трудно уследить и понять, что он на самом деле имел в виду.

В общем-то все его выступление можно уложить в несколько тезисов:

- он не давал приказа стрелять по майдановцам и вообще всегда выступал против кровопролития,

- и по майдановцам, и по сотрудникам правоохранительных органов вели стрельбу из зданий, контролируемых оппозицией (Янукович, правда, не конкретизировал кто именно стрелял и кто отдавал приказ стрелять, говорил обтекаемо - мол, какие-то радикалы, оппозиция, снайперы),

- с Путиным, Сурковым и Медведчуком вопросы разгона Майдана не обсуждал и вообще Янукович не помнит о чем говорил с ними и вообще говорил ли,

- Януковича от власти отстранили неконституционным путем, грубо нарушив заключенные при посредничестве дипломатов Франции, Германи и Польши договоренности от 21 февраля о деэскалации ситуации.

- Януковича 21-22 февраля несколько раз пытались убить, поэтому он и принял решение покинуть страну. Более того, Янукович требует от властей Украины расследовать эти покушения на его жизнь.

Допрос Януковича 28.11.2016 Онлайн-трансляция 

Для тех же, кто хочет узнать о том, что происходило на суде подробнее, но у кого не хватило выдержки выслушать многочасовые рассуждения экс-президента, "Страна" решила собрать самые важные моменты процесса.

  1. Объявление о подозрении

В самом начале суда присутствовавший на процессе генпрокурор Юрий Луценко решил одним махом перебить негативный для власти эффект от допроса экс-президента и обнародовал свою домашнюю пиар-заготовку - зачитав экс-президенту подозрение в госизмене (за обращение к России 1 марта 2014 года с просьбой ввести войска в Украину). Получилось довольно эффектно, хотя процессуальная ценность этого акта весьма сомнительна. Дело в том, что человек становится подозреваемым только после того, как ему лично будет вручено уведомлении о подозрении. До тех пор он таковым не является, хоть десять раз ему зачитай текст "пидозру".

Кроме того, как подметил нардеп от БПП Сергей Лещенко, само по себе подозрение в адрес Януковича по поводу госизмены, совершенной 1 марта 2014 года, выглядит странно. Так как по официальной версии украинских властей, к тому времени он уже не являлся президентом, а потому и не мог совершить акт измены. Если же допустить, что 1 марта Янукович действовал в статусе президента, значит нужно возбуждать уголовное дело по узурпации власти против Александра Турчинова, который тогда являлся и.о. президента.

Сам Янукович уже на пресс-конференции заявил, что подозреваемым себя не считает. В общем, создается еще одна правовая коллизия, когда обе стороны процесса остается при своем мнении, не признавая трактовку друг друга.

  1. Несудимый Янукович

Сам же Виктор Янукович первую сенсацию родил буквально в самом начале допроса, когда судья задал президенту стандартный вопрос о том, не судим ли он. Янукович, ко всеобщему изумлению, ответил отрицательно. Хотя, прекрасно известно, что Янукович в 1967 и 1970 годах был дважды осужден по различным статьям уголовного кодекса (грабеж, соединенный с насилием или совершенный по предварительному сговору группой лиц и причинение телесных повреждений средней тяжести).

Однако формально Янукович прав. Дело в том, что в 1978 году обе судимости с него были сняты. Даже у особо тяжких преступлений есть срок погашения судимости по прошествии которого бывший заключенный может во всех официальных документах, что он не судим. В случае же с Януковичем и вовсе судимости были сняты по ходатайству летчика-космонавта Берегового, который хлопотал о своем енакиевском подопечном. Поэтому он, после удовлетворения ходатайства Берегового, указывал во всех документах, что судимостей не имеет.

  1. "Беркут" превысил свои полномочия

Еще один неожиданный момент был связан с оценкой Януковичем действий "Беркута" во время разгона студенческого Майдана в ночь с 29 ноября на 30 ноября 2013 года. Поначалу Янукович назвал это "спланированной провокацией. Студентов там почти не было в то время. Радикалы спровоцировали сотрудников "Беркута". Но потом он добавил: "на мой взгляд, "Беркут"превысил свои полномочия".

Этот момент уже прокомментировал экс-заместитель главы Администрации президента Андрей Портнов.

"Будучи свидетелем со стороны защиты сотрудников Беркута, бывший украинский Президент заявил в суде, что Беркут превышал свои полномочия. Думаю, троянского коня теперь можно считать полностью выходным", - написал Портнов на своей странице в Фэйсбуке.

Правда, позже Янукович поблагодарил "Беркут" за службу во время Майдана, но противоречивые оценки экс-президента все-равно бросились многим в глаза.

  1. Приказа не давал

Краеугольный камень всех показаний Януковича - он не давал приказа стрелять на Майдане. "Я не давал никому приказа стрелять… У меня некому было давать эти команды", - сказал он в суде.

В целом этот момент Янукович описал очень обтекаемо. Так, экс-президент сказал, что не знает, отдавались ли кем-либо утром 20 февраля 2014 года приказы сотрудникам "Беркута"и другим правоохранителям применять оружие. Янукович точно не помнил, чем занимался в то утро, 20 февраля, но сказал, что "ничем необычным", мол "был на работе".

"Я с самого начала и до самого конца был против применения силы и кровопролития", - сказал Янукович и добавил, что приказа о военном положении не готовил.

Прокурор задавал вопрос-ловушку - что предпринял Виктор Янукович, когда узнал, что на Майдане применили огнестрельное оружие. Янукович ответил, что правоохранители "работали в своем режиме". Адвокат Юлии ТимошенкоСергей Власенко в это время отметил в Фэйсбук, что нужно было дожимать с этим вопросом, ведь если бы Янукович сказал, что ничего не делал, можно было бы потом вменять преступную бездеятельность, однако прокурор этого сделать не смог.

  1. Стреляли как по "беркутовцам", так и по активистам из зданий, которые контролировались майдановцами

Это второй ключевой тезис в показаниях Януковича.

"Когда гибли люди я требовал ответа, кто это сделал. И руководители правоохранительных органов говорили, что огонь был открыт из тех зданий, которые находились под контролем оппозиции. В эти здания был запрещен вход обычным митингующим, там стояла охрана Майдана, а на этажах работали снайперы", - рассказал Янукович.

Правда, вопреки ожиданиям, он не назвал конкретных представителей оппозиции, которые командовали группами снайперов и вообще довольно витиевато ответил на вопрос откуда он вообще получил данные про снайперов и места их дислокации.

Сказал, что эти данные были в СМИ, кроме того, ему готовили докладные, но кто готовил, он не помнит.

  1. О роли Левочкина и Фирташа

Одни из немногих фамилий, которые прозвучали из уст Януковича - это Сергей Левочкин (до января 2014 года глава Админстрации президента) и Дмитрий Фирташ - крупный предприниматель, бизнес-партнер Левочкина.

Янукович их упомянул в двух эпизодах.

Во-первых, касательно разгона студенческого Майдана в ноябре 2013 года. Говоря о заявлениях, которые звучали в последнее время со стороны Авакова и прочих деятелей о том, что Левочкин был якобы причастен к разгону, Янукович сказал, что у него таких доказательств нет. И сказал, что власть должна расследовать этот эпизод и если роль Левочкина не будет доказана, то все, кто его обвиняют должны будут перед Левочкиным извиниться.

Во втором эпизоде Янукович не был столь миролюбив. Он описывал критически дни 20-22 февраля 2014 года, когда пропрезидентские силы потеряли контроль над парламентом. Произошло это, по мнению Януковича, благодаря тому, что во фракции Партии Регионов была группа, которая в последний момент отошла от его лагеря. Возглавлял эту группу Тигипко, который, в свою очередь, взаимодействовал с Фирташем и Левочкиным.

"Мы знали, что внутри, например, фракции Партии регионов работала оппозиция и депутаты, которые зависели от некоторых олигархов, они начали склоняться в сторону оппозиции. Это было не раз, не два за последнюю неделю. Это была огромная группа, которую возглавлял депутат Тигипко. И он откровенно мне сказал: я с вами согласен, Виктор Федорович, но меня склоняет Фирташ. И рядом с ним господин Левочкин. И, в конце концов, они разрушили коалицию".

Любопытно, что сам Фирташ во время своих показаний в 2015 году в австрийском суде дал весьма схожую трактовку тех событий. Он тогда описывал, как смог вместе с Тигипко переломить ситуацию и прийти к компромиссу, чтобы прекратить кровопролитие на улицах Киева.

"Я прилетел в Киев 20 февраля в 15-16 (часов) и поехал за город, - говорил Фирташ. - Туда приехал Тигипко, другие народные депутаты от "Партии регионов", и Тигипко рассказал мне, что произошло за тот день, когда меня не было в стране. Что оппозиция слабая, что они не знают, чего хотят, они не собраны. И опасно, что сейчас европейские министры иностранных дел могут уехать. И тут я позвонил Кличко, сказал: Виталик, собери Яценюка и "Свободу" Тягнибока, нельзя, чтобы министры иностранных дел уехали. Кличко сказал: хорошо. Потом приехал ко мне вечером и мы детально поговорили. Потом я набрал Клюева и сказал, что надо еще организовать встречу министров иностранных дел трех стран, оппозиции и Тигипко... По сути, мы выработали план, написали бумагу для подписи Януковичу. Мы с ним встретились в три-четыре (часа) ночи, и это было решение без крови и без переворота. Янукович на все согласился".

Сам Левочкин уже прокомментировал упоминание своего имени Януковичем.

"Несмотря на то, что Захарченко и прочие лица в 2013 году использовали все возможности тогдашней репрессивной машины, им не удалось подставить Сергея Лёвочкина, поскольку реальная вина за избиение людей в ночь на 30 ноября 2013 года лежит на них, - заявила пресс-служба Левочкина. - Сейчас такую же провокацию пытается делать Арсен Аваков и Народный Фронт, чтобы отвести внимание от своего участия в организации террористической атаки против телеканала "Интер".

  1. Испорченный телефон Януковича

Солидный кусок времени прокуроры и представители стороны потерпевших (то есть родственников "Небесной сотни") потратили на допытывание у Януковича говорил ли он по телефону с Путиным, Медведчуком и Сурковым. Они называли конкретное время и конкретные номера телефонов на которые совершались звонки с номера Януковича. В том числе и утром 20 февраля во время расстрелов на Майдане. Но Янукович занял простую позицию. Он заявил, что просто уже мало что помнит - говорил ли он с кем-то и о чем.

"Есть сайт президента Украины. На этот сайт можно зайти и найти любую информацию - что происходило, с кем происходили разговоры", - дал издевательский совет настойчивым прокурорам и адвокатам Виктор Федорович.

Любопытно, что Янукович сказал, что он вообще не виделся в то время с Сурковым и последний не приезжал к нему в Межигорье. Затем прокурор почему-то поинтересовался - общались ли во время всех этих событий Ринат Ахметов и Сурков, на что экс-президент ответил, что даже не знал, что они знакомы.

  1. Отстранение от власти

Янукович все время возвращался к ситуации 21-22 февраля, настаивая на том, что оппозиция сначала вероломно нарушила условия компромиссного соглашения 21 февраля (по которым досрочные выборы президента должны были состояться осенью 2014 года, а обе стороны должны были отвести свои вооруженные отряды), а затем еще и устроила переворот, отправив незаконно президента в отставку 22 февраля.

  1. Путь в Россию

Экс-президент, отвечая на вопрос прокурора каким образом в ночь с 22 на 23 февраля он попал в Россию, впервые довольно подробно описал свою версию того, что с ним происходило с вечера 21 февраля до утра 23 февраля. Степень достоверности слов президента при этом непонятна. Всю историю мы публиковали тут.

  1. Янукович извинился

Особый резонанс из всех заявлений Януковича вызвали его извинения перед пострадавшими. Вот как это звучало дословно: "я особенно хочу обратиться к пострадавшим или тем, кто представляет их интересы сейчас в зале. Я хочу перед вами извиниться, чтобы вы поняли и знали, что я делал все для того, чтобы этой трагедии не было. Я готов посмотреть вам в глаза и ответить на все вопросы. И я заинтересован, чтобы мы нашли ту истину, которая вас интересует".

"И я не я…"

История с показаниями Януковича вызвала неоднозначную реакцию даже у его бывших коллег.

"Говорил много. Но все не о том", - написала экс-министр юстиции Елена Лукаш.

А экс-первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин назвал понедельник "днем позора".

"...Указаний не давал...приказов не подписывал...с Медведчуком и Путиным не общался...о снайперах , стрелявших из подконтрольных оппозиции зданий узнал из СМИ... о расстреле людей узнал от пресслужбы...Фирташ и Левочкин в чем-то виноваты, но не знаю в чем и у меня нет доказательств...на Майдане была провокация... сколько человек было убито, я не помню...я не пользовался личными телефонами...кого я просил прекратить кровопролития, не помню...я очень уважаю потерпевших..."Беркут" превысил полномочия... я не защищал свои интересы, я хотел чтобы было лучше для людей...я не святой, но поверьте мне...я команд о разгоне Майдана никогда не давал...действия "Беркута" были для меня полной неожиданностью... Как в старой поговорке: "я -не я и хата не моя..." Похоже, улышать от Януковича правду о расстрелах на Майдане мы не сможем. К сожалению. Пока не сможем...", - написал Кузьмин на своей странице в соцсети.

Впрочем, с другой стороны Янукович на несколько дней сал "звездой экрана". Все его показывают, все о нем говорят. У экс-президента появилась прекрасная возможность донести свою трактовку событий на Майдане и после него, которая на 180 градусов отличается от официальной. Многие украинцы, вполне возможно, ее впервые услышали, также, как и впервые за долгие годы увидели живого Януковича, повторяющего "я не приказывал, я всегда был против крови, я за мир, бойню устроили провокаторы...".

С другой стороны, выглядело это все довольно уныло. И уже в следующий раз, когда Янукович решит вновь выйти на публику, ему нужно будет сильно постараться, чтобы поддержать интерес к своей персоне.