Пожар на складе боеприпасов в Харьковской области: диверсия, халатность или попытка скрыть воровство

2 051

1022519449
В ночь на 23 марта в городе Балаклея Харьковской области произошел масштабный пожар на самом крупном в Украине складе боеприпасов. Утром главный военный прокурор Анатолий Матиос озвучил основную версию произошедшего – диверсия. По его словам, незадолго до начала пожара были слышны звуки работы беспилотного летального аппарата, который мог скинуть на склады горюче вещество. В свою очередь глава СБУ Василий Грицак заявил, что нашли свидетеля, который видел, как над складами пролетал БПЛА.

Не верят в диверсию некоторые народные депутаты и волонтеры. По их словам, слишком поспешно военный прокурор ее огласил, ведь место даже не обследовали специалисты. При этом нардеп Дмитрий Тымчук добавляет, российские диверсанты стали излюбленной версией военного руководства страны при любых ситуациях. Он не верит в историю с беспилотником, т.к. зона АТО находится достаточно далеко от Балаклеи, БПЛА просто бы не хватило горючего, чтобы долететь. Эксперты также отмечают, что военные склады плохо охраняются, а это уже прямая ответственность министерства обороны и Генштаба.

Пожар в Балаклее: главная версия военных - диверсия

В ночь на 23 марта в городе Балаклея на складах с боеприпасами сначала произошел взрыв, а потом возгорание. По тревоге подняли сотрудников правоохранительных органов Харьковской области, которые должны были обеспечить порядок на месте происшествия и не допустить мародерства.

Сотрудник ГосЧС начали эвакуацию населения из опасной зоны. Вывезено около 2 тысяч граждан. Над территорией Балаклеи запретили полеты.

По состоянию на 13 часов произошло расширение района, охваченного огнем, локализовать пожар пока не удалось.

Читайте также: Новости Харькова 23.03.2017: Взрыв в Балаклее. Видео (Обновляется)

По информации главного военного прокурора Анатолия Матиоса, главная версия пожара на складах боеприпасов – диверсия. Он сообщил, перед взрывом был слышен звук похожий на пролет беспилотного летального аппарата (БПЛА). После этого в двух местах одной из площадок произошли взрывы. В свою очередь глава СБУ Василий Грицак сообщил, удалось найти свидетелей, которые видели, как на склады 65 арсенала с летального аппарата сбросили средства, которые позже инициировали взрывы и детонацию.

По данному факту СБУ открыло уголовное производство по статье «диверсия», прокуратура открыла производство по статье «халатность», оба дела объединены в одно, сообщил Матиос. В то же время он уверен, говорить о халатности или случайности не приходится, поскольку ранее была значительно усилена охрана складов. Военный прокурор добавил, что версия о диверсии является приоритетной.

В свою очередь министр обороны Степан Полторак отметил, в 2015 году уже была попытка проведения диверсии на складах боеприпасов в Балаклее, но тогда удалось оперативно отреагировать на угрозу. Он подчеркнул, что два года назад диверсанты тоже использовали беспилотник.

Полторак заявил, сейчас рассматриваются разные способы проведения диверсии на складе боеприпасов от сбраса горючих веществ с помощью БПЛА до работы диверсионных групп, которые подорвали склад. По его словам, все происходящее – это продолжение гибридной войны со стороны России в отношении Украины.
Министр обороны подчеркивает, что для диверсии было выбрано самое удачное время. В три часа ночи трудно оперативно реагировать на такие действия, так как люди рассредоточены.

По мнению народного депутата Сергея Высоцкого, подрыв складов мог быть как отдельной диверсией, так и частью подготовки к наступательной операции российских войск. Он напомнил, что поступает информация о том, что у границ с Украиной скапливается военная техника, а интенсивность боев в зоне проведения АТО резко возросла.

К слову, луганские партизаны заявили, что могут организовать в ответ диверсию где-то в Ростове, Забайкалье или Подмосковье.

Пожар в Балаклее: Военные должны ответить за халатность

Категорические не верит в версию с диверсантами народный депутат, координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. По его словам, не выдерживает критики история с беспилотником. Ведь от места взрыва до зоны АТО такое расстояние, что ни один БПЛА с горючими веществами просто не долетит. Не верит Тымчук и в диверсионные группы, опять же слишком далеко от места проведения антитеррористической операции. Можно было бы списать подрыв на пророссийских партизан, но все значительные группы были обезврежены еще в прошлом году.

Тымчук отмечает, версии с диверсиями стали слишком удобными для высшего военного руководство и к ним прибегают при любых ситуациях. «Русский диверсант – лучший друг, товарищ и брат украинской генеральской безответственности», - иронизирует эксперт.  Народный депутат считает, что нужно расследовать версию о халатности, допущенную со стороны высшего военного руководства, ведь именно оно несет ответственность за функционирование таких объектов, как склад боеприпасов в Балаклее. Впрочем, парламентарий предполагает, что руководство Минобороны и Генштаба не будет наказано за ситуацию в Харьковской области.

Не верит в версию о диверсии и волонтер Семен Кабакаев. По его словам, взрыв произошел ночью, а уже ранним утром Матиос рассказал о диверсии. И это притом, что на место не успели даже выехать эксперты. Волонтер считает, что взрыв на складах боеприпасов в Балаклее – это либо халатность, либо «работа местных умельцев», которые хотели заработать на этом денег. Были случаи, когда снаряды разбирали на цветметал, а потом сдавали, - отмечает Кабакаев. Поэтому взрыв – это отличный способ замести следы и все списать на диверсию или вражескую ДРГ.

Поддерживает такое мнение и политолог Дмитрий Родионов. Он считает, что возможно с помощью пожара военные хотели скрыть факты банального воровства. И теперь они будут во всем обвинять диверсантов, чтобы сразу одним выстрелом убить двух зайцев – обвинить в очередном преступлении противника и скрыть следы своих преступлений и халатности.

В свою очередь волонтер Юрий Мысягин отмечает, не важно, что послужило причиной взрыва на складах боеприпасов – диверсия или халатность, важно то, что на третьем году войны не обеспечена безопасность хранения на складах боеприпасов, а это – преступление. За него должны нести ответственность военное руководство. По мнению Мысягина в деле «найдут крайнего» и такие диверсии будут продолжаться и дальше.

Балаклея – это одна из артерий жизнедеятельности Вооруженных сил Украины, склад боеприпасов во время войны даже более важен, чем стратегический объект, считают волонтеры.

По словам народного депутата, советника главы МВД Антона Геращенко, подобные взрывы на нескольких складах могут лишить украинскую армию боеспособности. Он сообщил, на складах в Балаклее хранилось 175 тыс. тонн боеприпасов, их общая стоимость – 8 миллиардов гривен.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org