Последствия «Роттердам+» для Украины

716

Вслед за МВД, ГПУ И СБУ главаря донецкой ОПГ “Люкс” и прочую агентуру ФСБ попробует ликвидировать НАБУ.
Первом задержанному по делу Соломенский суд Киева избрал меру пресечения — два месяца за решеткой или залог в два миллиона гривен. Экс-чиновника Нацкомиссии по регулированию энергетики Владимира Евдокимова подозревают в злоупотреблении служебным положением. Еще шестерым фигурантам дела вручили подозрения — бывшему руководству НКРЭКП и менеджерам «ДТЭК». Все они обвинения отвергают.

Радио Свобода решило напомнить: что такое формула «Роттердам +»? Почему ее называют скандальной? Почему она перестала работать и что в ней заинтересовало детективов НАБУ?
Что такое «Роттердам +»?
Формула «Роттердам +» заработала в Украине с мая 2016 года. Ее ввела Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг как схему расчета стоимости угля для ТЭС. В итоге, она определяет конечную цену на электроэнергию.

Ее необходимость объясняли необходимостью обеспечить стабильность энергосистемы страны. Ведь с началом войны в Донбассе, месторождения антрацитового угля, в котором нуждаются украинские ТЭС, оказались на оккупированной части территории. Поэтому чтобы энергогенерирующие компании смогли закупать уголь за границей, в случае прекращения поставок с оккупированных территорий, цену решили поднять до мирового уровня.

Следовательно, в тариф заложили стоимость угля на международной бирже в голландском порту Роттердама, куда поставляют топливо из Африки и Южной Америки. Сюда также включили стоимость доставки угля в Украину, откуда и происходит название «Роттердам + доставка» — сокращенно «Роттердам +».

Уголь является основным видом топлива украинских ТЭС и ТЭЦ. Формула «Роттердам +» применялась как к антрацитовой группе угля, так и к газовым маркам.

С 2016 года цена на электроэнергию для населения и бизнеса росла в несколько этапов.

Какие плюсы имела «Роттердам +»?
Тогдашний руководитель НКРЭКП Дмитрий Вовк настаивал,что формула обеспечит независимость от поставок топлива из зоны боевых действий, будет способствовать созданию достаточного запаса угля для отопительного сезона, а также устранит ручной режим установки цен.

Ряд экспертов считают, что «Роттердам +» дает возможность привязать цену украинского угля к мировому уровню.

«Я остаюсь сторонником, чтобы цена на все энергоресурсы, в том числе и угля, котировались по уровню международных рынков. Это тот факт, в результате которого прекращаются любые возможности злоупотребления с разницами в цене», — отмечал в интервью Радио Свобода экономист Борис Кушнирук.

За что критикуют «Роттердам +»?
Впрочем, ряд экспертов и политиков назвали схему «Роттердам +» коррупционной и источником сверхприбылей именно для производителей электричества — прежде всего главного игрока рынка компании «ДТЭК». Более 80% тепловой генерации и 85% добычи угля в Украине принадлежит группе Рината Ахметова.

Как объясняют эксперты, согласно формуле, топливо поступало на украинские ТЭС по ценам, словно его везли из Роттердама, хотя на самом деле большинство угля поставляли из Донбасса и России.

«ДТЭК» покупал уголь по 600 гривен за тонну в ОРДЛО, а здесь по «Роттердам +» продавал по 1700 — и имел 200% прибыли! Только за 2016 год после введения «Роттердама +» «ДТЭК» заработал на тарифах 10 млрд гривен дополнительно. Уголь составляет 15-20%», — отмечал в интервью Радио Свобода народный депутат от «Самопомощи» Павел Костенко.

Лакмусовой бумажкой для «Роттердама +» стала блокада железнодорожных перевозок на Донбассе. В феврале 2017 из-за дефицита антрацита Кабмин был вынужден ввести чрезвычайное положение в электроэнергетике, а впоследствии — пять из шести ТЭС временно остановили работу. Это стало доказательством того, что формула не справилась со своей задачей, настаивают эксперты. Ведь доходы ТЭС якобы увеличились, а уголь в достаточном количестве не закупали (потому что “прописавшийся” в Киеве после оккупации части Донбасса Ринат Ахметов выполнял указания своих хозяев — спецслуб РФ — А).
Более того, в 2016-м Украина сократила расходы на импорт каменного угля и антрацита на 10%. Однако, в 2017 году, после блокады, таки увеличила расходы почти в два раза.
Откуда поступает уголь в Украину?
Сейчас главным импортером угля остается Россия. В первом полугодии 2019 года ее доля в украинском импорте составила около 62%. Таковы данные Государственной фискальной службы.

В общем, в 2019-м в Украину было импортировано более десяти миллионов тонн угля. Более трети — уголь из США, 4% — из Казахстана.
После введения Россией торговых ограничений на поставку угля в Украину, российский уголь продолжают поставлять через территорию Беларуси.

К началу войны Украина добывала в Донбассе около 20 млн тонн угля. После оккупации украинских территорий Россия ежегодно вывозит из Донбасса 2,8 млн тонн, сообщали в Министерстве временно оккупированных территорий.

Как комментировали «Роттердам +» в правительстве?
В июле 2016 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что считает неприемлемым формулу «Роттердам +». О ее коррупционной угрозе в 2017 году также заявлял в парламенте генпрокурор Юрий Луценко. Он тогда призвал депутатов принять закон «о ренте на уголь и другие полезные ископаемые в Украине так же, как это сделано для газа».

Дискуссии также велись вокруг целесообразности дотирования государственных шахт со стороны государства.

«Мы покупаем государственный уголь по цене «Роттердам +», которую все критикуют, так как это ведет к росту тарифа на электроэнергию, эти средства платятся, а затем выдвигается требование — а еще 3 миллиарда добавьте государственным угольным шахтам», — отмечал министр социальной политики Украины Андрей Рева в программе «Ваша свобода».

В 2018 году ряд депутатов потребовали в Окружном административном суде Киева признать постановление НКРЭКП незаконным. Впрочем, суд отклонил иск.

Пятый президент Петр Порошенко на вопрос, поддерживает ли он формулу «Роттердам +», журналистам программы «Схемы» ответил:

«Моя позиция: я принял закон о рынке, подписал закон о рынке электроэнергии. Закон лишает государство любых регулировок. Я его подписал — и это моя позиция. Прочитайте — там есть все ответы», — прокомментировал Петр Порошенко.
Журналисты поинтересовались у Петра Порошенко, поддерживает ли он формулу «Роттердам +»

Несмотря на предостережения государственных структур и экспертов, 1 июля действительно заработала новая модель рынка электроэнергии. Новые правила призваны заменить формулу «Роттердам +».

После запуска нового рынка председатель НКРЭКП Оксана Кривенко отчиталась: система работает в штатном режиме, цена на электричество для населения не изменилась, технические сбои оперативно ликвидировались.

«Это — официальные похороны формулы «Роттердам +». Я всех с этим поздравляю, потому что запуск рынка электрической энергии позволил ее похоронить», — резюмировал Гройсман.

Как относится к «Роттердам +» новая власть?
Президент Владимир Зеленский еще во время президентской предвыборной кампании неоднократно критиковал Петра Порошенко за «Роттердам +» и высокие тарифы.

После выборов Зеленский подал в Верховную Раду неотложный законопроект, который должен ввести новую формулу «Роттердам -», из которой планируется убрать стоимость транспортировки угля из порта Роттердама.

«Стоит начать с того, чтобы поменять «Роттердам +» на « Роттердам -». Это как раз тот случай, когда замена «плюса» на «минус» дает Украине «плюс», — заявил Зеленский.

Также пока непонятно, какой будет судьба еще одного законопроекта президента, предусматривающего отсрочку нового рынка электроэнергии до 1 июля 2020 года.

Президент декларирует защиту конкуренции и борьбу с монополией. Правда, представитель президента в правительстве Андрей Герус в интервью Bihus.info сказал, что Зеленский не обещал снижения тарифов во время предвыборной кампании.

На днях у Зеленского заявили, что разрабатывают решение, которое позволит снизить цены на электричество для водоканалов на 10%.

Расследование по «Роттердам +»
Расследование «Роттердам +» НАБУ начало еще в августе 2017 года. Глава ведомства Артем Сытник заявлял о давлении и подчеркивал, что это дело является приоритетным для детективов. «Фактически все наши представления останавливаются судом, то есть идет полное блокирование расследования», — рассказал председатель НАБУ в интервью газете «День».

В июле этого года НАБУ провело обыски в инвестиционной компании ICU. Именно эта компания приобрела евробонды «ДТЭК», которые выросли на 60% после введения «Роттердам +». «Что позволило неустановленным лицам, в интересах которых действовала НКРЭКП, получить сверхприбыли», — цитирует материалы НАБУ «Европейская правда». В инвестиционной компании обвинения отрицают и отметили, что действовали в соответствии с законодательством.

Ранее совладельцем и председателем совета директоров группы была Валерия Гонтарева, которую в июня 2014 года парламент назначил главой Нацбанка. Затем некоторое время в ICU работал Дмитрий Вовк, который позже возглавил НКРЭКП.

НАБУ подозревает членов НКРЭКП в сговоре при утверждении формулы «Роттердам +».

Накануне дело получило новое развитие. 8 августа детективы НАБУ задержали экс-члена НКРЭКП Владимира Евдокимова, а также вручили подозрения шести лицам — бывшему руководству НКРЭКП и менеджерам «ДТЭК».
По мнению следствия, из-за махинаций при применении формулы за полтора года украинцы переплатили почти 19 млрд гривен.

«Это привело к росту стоимости всей электрической энергии и, как следствие, росту тарифов на электроэнергию для промышленности, объектов социальной инфраструктуры, предпринимателей, которые понесли финансовое бремя по оплате необоснованного тарифа. В результате подорожали товары и услуги для конечного потребителя, в том числе и первой необходимости», — отметили в антикоррупционном бюро.

Вечером 9 августа Соломенский суд Киева избрал Евдокимову меру пресечения — арест с возможностью залога в два миллиона гривен. Определенная сумма залога в 25 раз ниже той, которую просил прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Дмитрий Вовк назвал дело «раскрученной медийно-юридическим пузырем». Компания «ДТЭК» Рината Ахметова также подозрения называет безосновательными.

По материалам: argumentua.com