Порочащая связь

535

Треть миллиарда гривен за международные звонки оседают в «тени», несмотря на десятилетние усилия власти по «отбеливанию» рынка связи. Результат: в Украине активизируется кампания по борьбе с махинациями на международной мобильной связи. Подробно.

В Украине активизируется кампания по борьбе с махинациями на международной мобильной связи. Как пишет издание «Власть Денег», Национальная комиссия регулирования связи в апреле с. г. обязала крупнейших мобильных операторов вплотную заняться проблемой мошенничества с международным трафиком. Объемы последнего ежегодно достигают 360 млн грн., или половины доходов госбюджета от платы за использование радиочастотного ресурса.

Дорогие входящие

В начале с. г. НКРС и Украинский центр радиочастот проводили проверки у мобильных операторов страны. В ходе проверок были выявлены множественные случаи вмешательства в работу сетей крупных «связистов», получивших в конце апреля от госоргана предписание: «принять дополнительные меры по выявлению и прекращению фактов вмешательства посторонних лиц в сети телефонной связи».

По мнению экспертов из «большой тройки», этим проблема несанкционированной маршрутизации перекладывается с государственных плеч на операторов. Правда, фактически все опрошенные «ВД» компании отказались от официальных комментариев по проблеме с международной связью, хотя и декларируют, что являются основными пострадав­шими.

Все схемы с международной телефонной связью сводятся к простому принципу: покупай дешево, продавай дорого. За входящий звонок с чужого номера оператор получает плату. Например, если человек с номера Vodafon Italia звонит абоненту «МТС-Украина», украинская компания получает от итальянских коллег деньги. По данным телеком-биржи Voipexchange, в начале августа с. г. за минуту входящего звонка из-за рубежа «Киевстар» получал $0,109, «МТС-Украина» — $0,13, «Астелит» — $0,14, «Укртелеком» — $0,09.

«Некоторые компании нашли способ осваивать этот поток через так называемый рефайл — продавая услуги выхода на номера украинских операторов дешевле, чем у самих компаний», — рассказывает сотрудник отдела безопасности одной из украинских телеком-компаний.

По самым скромным подсчетам, схемы позволяют получать сотни миллионов гривен. Хотя, в соответствии с международными биржевыми требованиями, ни один из операторов не разглашает объем входящих разговоров из-за рубежа. «Ежемесячно входящий международный трафик на объединенную сеть «Киевстар» составляет существенный объем и приносит заметную часть дохода компании. Но точные цифры являются коммерчески чувствительной информацией», — объясняет Сергей Товстенко-Забелин, пресс-секретарь компании «Киевстар».

По оценкам экспертов, подтвержденным двумя операторами «большой тройки», объем международных звонков в Украину — около 300 млн минут в месяц, или 3,6 млрд минут в год. На одной из крупнейших телеком-бирж, московской Voipexchange, по данным на 5 августа с. г., за соединение с украинским номером ино­странные операторы выкладывали в среднем $0,13 за минуту. То есть сегодня рынок получает от зарубежных звонков $460,8 млн в год, или 3,6 млрд грн. Если в 2004 году аналитики оценивали объем схем в 3-8%, то в году 2011-м — до 10%. «Мимо касы» проходит порядка 360 млн грн. в год.

Шара в сети

Украинского ноу-хау здесь нет. На форумах в Рунете можно найти объявления с предложением вступить в схему с покупкой нескольких sim-карт, за использование которых обещают платить $500-600 в месяц. «В ряде стран Латинской Америки и СНГ не все участники рынка имеют лицензию дальней связи. Там GSM-шлюзы позволяют улучшить пропускную способность международных линий и способствуют оптимизации налогов», — говорит сотрудник одного из операторов.

В Украине борьба с рефайлом имеет более чем десятилетнюю историю. Так, еще в 2000 го­ду Госкомитет связи и информации принял Приказ «О порядке маршрутизации входящего международного телефонного трафика». В документе отмечалось увеличение случаев передачи международных звонков в сеть телефонной связи под видом национальных. Для предотвращения подобных случаев регулятор потребовал проводить все входящие из-за рубежа через Международные центры коммутации (МЦК).

Один из самых громких скандалов на рынке украинской телефонии развернулся в 2002 году, когда «Укртелеком» ограничил доступ к своей сети ряду операторов, среди которых — «Тенет», «Оптима Телеком» (этот провайдер был объединен в группу Vega), телефонная станция Ильичевского морского порта.

Причина — массовая выдача международных телефонных звонков за местные. Тогда же Госкомсвязи и «Укртелеком» уличили в схемах компанию «Голден Телеком». «С рефайла «кормится» масса людей в самых разных компаниях, поэтому не всегда можно понять, где заканчиваются интересы компании и где начинаются частные интересы менеджмента и чиновников», — считает Роман Химич из экспертной группы Netton Telecom.

Со временем основными подозреваемыми сделали небольших IP-операторов, предоставляющих сервис голосового соединения через интернет. «У нас власти по­шли по пути укрепления госмонополии, а компании, предоставляющие связь по более низким ценам, были объявлены нарушителями закона. Но это технический прогресс, его нельзя остановить диктаторскими методами», — возмущается Александр Ольшанский, заместитель главы правления Интернет Ассоциации Украины.

Так, в 2009 году стоимость лицензии для IP-оператора была повышена со 100 тыс. до 3 млн грн. В итоге многие IP-операторы работают в подполье или предоставляя услуги не с территории Украины. Тогда же IP-операторов обязали проводить звонки через МКЦ. А в июне 2010 года НКРС унифицировала условия работы для телеком-компаний, обязав всех операторов иметь специальное оборудование, которое будет разделять трафик на международный, междугородний и местный.

Спасение утопающих

Ни одно из решений власти по борьбе с телеком-схемами, судя по данным СБУ, не принесло ощутимого результата. В начале 2011 года Украинский государственный центр радиочастот провел измерение параметров телеком-сетей. С 1 по 18 января было зафиксировано 14,2 тыс.(!) нарушений порядка международных соединений и соединений без лицензии. Подобные действия, по данным СБУ, подпадают под 361 статью Уголовного кодекса.

В распоряжении «ВД» есть тексты судебных решений по искам операторов против организаторов схем. Например, «МТС-Украина» и «Киевстар» судились с администратором севастопольского ООО «Украинский телефон и телеграф», который зарабатывал на вмешательстве в работу сетей этих операторов.

В июне в Днепропетровской области проведены мероприятия по деятельности лиц, которые в рамках проекта Zadarma предоставляли услуги международной телефонной связи по технологии IP-телефонии с нарушениями установленного порядка маршрутизации международного трафика. В самой компании Zadarma не смогли прокомментировать ситуацию, сославшись на отсутствие руководителя.

Очевидно, что путь борьбы с IP-телефонией как одним из «корней зла» — неэффективен. Роман Химич считает, что в Украине само понятие рефайла возникло в силу существования госмонополиста «Укртелекома» и его интересов по стоимости соединения. «Из-за этого существующие правила по интерконнекту не учитывают альтернативные каналы связи и с их помощью невозможно защитить доходы других операторов. Эти правила давно нужно усовершенствовать в соответствии с реалиями времени», — заверяет г-н Химич. «В Украине всегда старались поддерживать цены на международную телефонию на высоком уровне, чтобы за счет этой прибыли субсидировать достаточно низкие цены внутри страны», — говорит г-н Ольшанский. Впрочем, 11 марта с. г. «Укртелеком» был продан частному инвестору.

Как объяснили  в одной из компаний-операторов, в мировой практике подобные схемы не используются в трех странах — Китае, США, Индии, где ставка международного интерконнекта составляет 1 цент. Андрей Кудрицкий, замначальника Украинс­кого государственного центра радиочастот по вопросам IT-технологий, на прошедшей в Киеве Международной конференции «Актуальные вопросы регулирования в сфере телекоммуникаций» отмечал, что именно с помощью тарифного регулирования возможно как увеличить поступления в госбюджет, так и решить проблему рефайла с одновременным развитием современных телеком-сервисов.

Однако против уменьшения размера платы за соединение будут протестовать крупнейшие игроки рынка, которые вместе с тем в основном и понесут убытки от рефайла. Ведь повлиять на желание абонентов говорить дешевле, а зарубежных операторов — минимизировать затраты по доступу к украинским сетям, не могут ни СБУ, ни НКРС.

Обходной звонок

Основных схем заработка на звонках — три. В первой используется многоканальный телефон GSM-Bridge. «В него вставляются sim-карты с нулевыми тарифами внутри сети. Звонки из-за границы при этом выдаются за соединение внутри сети оператора. Маржа от «бизнеса» может превышать 40 коп. за минуту и $100-200 тыс. в месяц», — говорит эксперт оператора «большой тройки». Но данные операции могут отследить сами операторы — по ряду признаков в сети. Так, в одной из телеком-компаний «ВД» рассказали, что в неделю они блокируют под 50 тыс. sim-карт, подозреваемых в рефайле.

Второй путь — выдача между­народного роуминга за национальный. Последний в нашей стране регулируется НКРС и стоит 36 коп./мин. «Компании получают лицензию НКРС и ставят станцию с 1000 местных номеров. Но реальных абонентов у такой компании нет, по интернету они включаются в сеть зарубежного оператора, продавая ему звонки в Украину, а внутреннему оператору показывая этот звонок как национальный», — рассказывает эксперт на правах анонимности.

Третья схема также предполагает получение пула национальных номеров. Они подключаются к IP-телефонам, которые выносятся за границу и там подсо­единяются либо к телеком-биржам, либо к иностранным операторам. «При этом обвинить фирму в том, что она принимает зарубежный трафик, выдавая его за национальный, нельзя. Фирма скажет: я не знаю, где мой абонент, у него IP-линия. Может быть, он в Америке или во Франции», — объясняет эксперт.

По материалам cripo.com.ua