Полицейская реформа с неутешительными последствиями
Многие посчитали, что реформа полиции уже завершена, но на днях Арсен Аваков заявил, что она еще продолжается. По его мнению, нынешняя реформа выполнена лишь на треть и внедрение патрульной полиции – это только часть того, что еще нужно сделать. Помимо полиции общественной безопасности и криминальной полиции министра считает необходимым ввести еще и киберполицию. Также в обновлении нуждается служба чрезвычайных ситуаций, система пожарной безопасности. По мнению Авакова, общество теперь относится к полицейской реформе с пониманием и потому выражает высокий уровень доверия к органам внутренних дел, что подтверждается некими социологическими исследованиям.
В данном случае непонятно то ли министр, то ли его замы то ли мало контактируют с общественностью, то ли их вводят в заблуждение, так как последствия этих реформ далеки от положительных. Да и высокое доверие к органам – это слишком громко сказано. Так, например, в Одессе и области на прошлой неделе прогремели четыре резонансных преступления, в том числе несколько разбойных нападений, а также умышленное убийство. Примечательно, что в одном из преступлений участвовали и полицейские, как бывшие, так и нынешние. Как сообщил советника начальника регионального штаба нацполиции Руслан Хворостяк, 11 ноября во дворе многоэтажки произошла перестрелка, в которой участвовали действующий сотрудник правоохранительный органов, а также бывший полицейский. При этом участковый получил ранение в голову, а второй участник конфликта, бывший служащий полиции, задержан. Примечательно, что конфликт произошел во время распития спиртного. Видимо это последствия реформ. И хотя этот инцидент можно посчитать бытовым, но вот в Днепровской области побоище бытовым не назовешь. Так неизвестные обстреляли из гранатомета автомобиль с полицейскими, патрулировавшими в Желтых водах. В момент, когда полицейские подошли к своему автомобилю и собрались сесть в него – прозвучал хлопок, после которого машина загорелась. Причем одним из полицейских был заместитель руководителя местной полиции. Им удалось покинуть салон без серьезных травм. Как установило следствие, причиной взрыва стал выстрел из гранатомета, который попал в багажник автомобиля. Во втором случае на вызов прибыли полицейские и во время задержания дебошира его сожительница умудрилась выбить глаз полицейскому.
Видимо такие случаи говорят об огромном доверии к внутренним органам, а сами полицейские сами умудряются периодически это доверие подкреплять своими делами. Так, например, в Мелитополе патрульные, вызвав немалое удивление местных жителей, прилюдно в общественном месте избивали гражданина, объявляя прохожим что таким образом они проводят личный досмотр и отвечая на замечания нецензурной бранью. По словам пострадавшего, он не совершал никаких противоправных действий, просто один из патрульных был на взводе и, несмотря на то, что сопротивления ему не оказывали, кинулся в драку.
О том, каково сегодня доверие к полиции, сказать сложно, так как оно находится в динамике. Еще недавно Аваков заявлял, что правоохранителям доверяет едва ли не 70% граждан, затем появилась цифра 40%. Центр Разумкова проводил опрос среди двух тысяч граждан – из них патрульным полиции доверяет 40,9%, а нацполиции – 39,3%. Также сами полицейские рапортуют о своей крайне высокой раскрываемости, да еще и утверждают, что количество совершенных преступлений резко идет на спад. Однако лишь с начала этого года сами полицейские зафиксировали 139 фактов применения взрывных устройств в городах и речь совсем не про зону АТО. К тому же с помощью взрывных устройств было совершено 36 умышленных убийств.
Во время проведения реформы была практически уничтожена система звонков в полицию, и теперь будет реализовываться система единого центра 102. Глава нацполиции Сергей Князев считает что людям все равно куда звонить, для них это просто полиция. Прежде звонки принимались в дежурных частях отделений и отделов, из-за чего сложности создавал человеческий фактор. Теперь же по единому номеру 102 человек может сообщить информацию, а затем диспетчер передаст ее куда нужно. Теперь сигнал со 102 будет отправляться в один областной центр, а оттуда наряд будет получать вызов. Это даст возможность не только оперативнее реагировать, но и контролировать действия наряда. Впрочем, Князев умолчал об одном – что теперь на номер 102 будет очень непросто дозвониться. К тому же оператору еще придется догадываться, где находится населенный пункт или улица и где тот самый дом и как добраться до подъезда, где происходит преступление, ведь оператор не имеет понятия, где находится звонящий.
Эксперты считают, что реформа проводится неэффективно, а Аваков с командой попросту не справляются с ее реализацией. Тем, кто придет вместо него, придется заново составлять план реформирования министерства, а заодно исправлять брошенные на полпути изменения. Сегодня в министерстве планируют реформировать криминальную полицию и иные подразделения. При этом работа Авакова и Князева выглядит непрозрачной и несистемной, что они планируют – никто не знают, после лишь объявляется, что они что-то делают и что-то реализуют, при этом никак не советуясь с общественностью. Примечательно, что патрульные не подчиняются руководству нацполиции в своих населенных пунктах. Им даже не могут дать команду на задержание, потому патрульные, приезжая на вызов, ничего не могут сделать, а только ожидают оперативную группу, а то и вовсе уезжают. Никто не понимает для чего это сделано и что это за такая реформа. Очевидно, что проигрывают в этом случае жертвы преступления, а выигрывает криминал.
Так руководитель аналитического направления украинского хельсинского союза по правам человека Олег Мартыненко считает, что после Авакова придется многое переделывать и законно создавать модель взаимодействия всех служб. Только после этого станет ясно, какие нужны кадры и сколько нужно средств. Сегодня же все происходит хаотично, а после доделывается. По мнению правозащитников, гражданам приходится все чаще надеяться на свои силы и все меньше доверять полиции.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org