Политолог Олег Соскин о евромайдане и выборах

615

Политолог Олег Соскин критичен к новому руководству страны и к лидеру «Батькивщины» Юлии Тимошенко.
— Не «усыпила» ли тема войны евроМайдан?
— Нужно констатировать, что агрессия России на Украину и потеря нашей страной части территории, привели к тому, что те, кто пришли к власти (вторая и третья линия клановых групп), получили лотерейный выигрышный билет, можно сказать, бонус. Ведь народ, в связи с внешней агрессией и оккупацией, вынужден был снизить требования (даже снять некоторые) к той власти, которая пришла и заняла сейчас командные высоты в государстве. Таким образом, эта война отвлекла от решения внутренних проблем. Ведь почему началась народная революция? Не в связи с тем, что нужно было подписывать Соглашение с ЕС или не подписывать, а потому что правящий клановый олигархат в стране ограбил людей. И люди хотели возобновить эту справедливость относительно свободного доступа к средствам производства, и изменить механизм распределения средств от налога на дополнительную стоимость продукта. То есть, выровнять модель, при которой эти средства распределяются равномерно среди всех участников процесса воспроизведения, а не так, как было до недавнего времени, когда 90% этого богатства, который создает народ, забирает клановый олигархат. Фактически, у нас была построена модель, наихудшая какая только может быть — государство стационарного бандита, когда эту функцию исполняла одна клановая «семья» Януковича. Собственно, против этой модели и восстал народ.

После того, как убрали Януковича от власти, должен быть процесс возвращения народовластия, к модели, которую я разработал — модель народного капитализма. То есть, формировать средний класс и местное самоуправление.
Но произошла агрессия и аннексия части территории Украины, и возникла угроза существования нашей страны как таковой и украинского народа как такового, что заставило народ снять с повестки дня тему еще одной перезагрузки власти. И вместо того, чтобы требовать от тех, кто пришел к власти и занял командные должности менять модель власти (а это «Батькивщина» во главе с теми же, которые были в период Оранжевой революции), народ вынужден отстаивать интересы национального суверенитета страны. В результате народ отвлекся от власти и вынужден свою энергию направлять на то, чтобы не допустить оккупации Украины. Таким образом, народ вынужден идти на компромиссы с властью, которая взяла командные высоты в стране.
— Война стала выгодной нынешней власти?
— Да, война стала на руку непосредственно Александру Турчинову, Арсению Яценюку, партии «Батькивщина». В первую очередь им. В какой-то степени УДАРу и «Свободе», поскольку последняя получила на этом определенные рейтинги, Партии регионов на руку война, поскольку она поубавила критику Народного Вече и евроМайдана в сторону финансово-корпоративных групп второй-третьей линии. И теперь эти группы, такие как «Приват» Игоря Коломойского или Индустриальный союз Донбасса Сергея Таруты даже возглавили органы на региональном уровне, в тех областях, по которым наиболее наносятся удары со стороны российско-имперской системы.
— Утверждать, что войска России в Крыму — отвлекающий маневр для евроМайдана — это уже слишком?
— Это стратегия московско-российской империи. Они не могут допустить существования отдельной Украины. Я не считаю, что это было инспирировано. О том, что будет война с Россией, я предчувствовал намного раньше.
Сейчас мир перешел от двухполюсного пути развития к многоцивилизионной системы функционирования. Есть, например, евроатлантическая цивилизация, а есть евроазиатская с центром в Москве. Они уже формируются в Европейский Союз или Таможенный Союз. И сегодня мы являемся участниками первой макро-цивилизационной войны между базовыми цивилизациями — евроатлантической и евроазиатской. И передовой этой войны как раз стала наша Русь-Украина. На нашей стороне все страны евроатлантической цивилизации (Европейский союз), североамериканская ветвь этой цивилизации (США, Канада), на нашей стороне китайская цивилизация, мусульманская (беспрецедентное объединение) — все это противостоит евроазиатской модели. Такое объединение поддерживает Украину, потому что понимает, что евроазиатская модель есть очень агрессивной и опасной, и если погибнет Украина (будет оккупирована), то евроазиатская цивилизация (то есть Москва, Кремль) начнет войну и против других составляющих евроатлантической цивилизации. Это уже закономерность, что Россия и Путин, как центр этой системы, хотят расширить сферу своего господства. Именно поэтому им и надо оккупировать Украину. Пока еще наше молодое государство не стало частью европейской ветви евроатлантической цивилизации. Но война как раз совпала с тем, что власть в Украине захватили представители второй-третьей линии финансово-корпоративных групп. Им просто повезло, потому что Россия решила, что она не может ждать, пока закончится революция в стране, и эти представители финансово-корпоративных групп будут убраны. Ведь когда кланово-олигархические группы уйдут и к власти придет народный капитализм и средняя и мелкая буржуазия, то взять их под контроль будет невозможно, потому что они сломают коррупционные схемы, которые находятся между финансово-корпоративными клановыми группами и российским транснациональным истеблишментом.
— Кому была выгодна пауза?
— Российские войска никуда не ушли, военная оккупация продолжается, а часть Крыма захвачена. Войска частично отступали, потому что народ поднялся внутри страны. В Украине оказался очень высокий уровень патриотизма, в частности в военных частях на Крымском полуострове. А с другой стороны — это поддержка самых крупных субъектов евроатлантической цивилизации — большие страны и международные организации. Они начали давить на Россию, считая, что она — опасный агрессор. К тому же Россия сама по себе экономически слаба, она не может выдерживать долгой агрессии.
Россия планировала блицкриг (внезапная агрессия длится, как правило, не больше недели) с захватом всех ключевых объектов в стране. Но фактор внезапности, как один из основных в блицкриге, Россия не смогла использовать. А вести долгосрочную войну? В России поняли и испугались, что могут вмешаться международные политические и финансово-экономические организации. Есть риск экономической блокады и торгового эмбарго, могут прекратить покупать нефть и газ, могут лишить лицензий для покупки технологий, может прекратиться поток капитала, чиновники могут не ездить за границу, а их дети могут там не учиться, а еще на их счета в банках может быть наложен арест. Они поняли, что просто не выдержат такой большой экономический груз. Экономика России очень отсталая, а 85 % экспорта — это сырье, нефть, газ и нефтепродукты. Пока что Россия не вступила в открытую войну, но, думаю, что это временное явление. Готовится к тому, чтобы «горячую» войну перевести в финансово-экономическую плоскость. Нас еще ожидают торговая, информационная, геополитическая войны. Плюс — поддержка пятой колонны и создание групп «командос», которые должны дезорганизовать финансово-экономическую и общественную жизнь в стране.
— Что будет с евроМайданом?
— Сложно сказать, ведь война будет продолжаться. Должности распределены, а содержать евроМайдан практически невозможно. Он будет переформатирован и будет меняться его система деятельности. Будут формироваться какие-то майданы или группы для обсуждения, но такой евроМайдан как был, уже не сможет функционировать. Тем более, что финансово-корпоративные группы, которые симпатизировали евроМайдану, власть захватила.
Нужно искать новые формы. Я считаю, что для того, чтобы не потерять картинку евроМайдана, его ландшафт, сделать из него Майдан-парк и перенести его в Межигорье, и там создать Национальный музей диктатуры и борьбы против тоталитаризма и олигархата, против государства стационарного бандита. Чтобы люди могли почувствовать атмосферу тех событий трех месяцев на евроМайдане, чтобы осталась память о погибших. Чтобы каждая особа, которая захочет стать диктатором, не смогла им стать. Но чтобы туда было включено не только поместье Януковича, но и Пшонки и еще нескольких воров-казнокрадов.
— Какая роль Тимошенко?
— Огромная. Но нужно четко говорить о том, что очень плохо, что она хочет идти в президенты. Тимошенко не нужно этого делать. Это очень опасно. Она является частью модели Янукович-Тимошенко. Ее желание быть президентом, заменить собой Януковича — плохое, опасное и расколет Украину. Это порождает синдром войны, раскола и напряженности. Она ассоциируется с развалом режима Януковича, и она по характеру не является строителем, а разрушителем.
Уже сейчас она ориентирована не на то, чтобы в отборе на должности была конкуренция. И те люди, которые приходят при ее влиянии к власти — не менеджерно-креативного, профессионального уровня. Возьмите даже главу Администрации президента (органа, который нужно было сразу ликвидировать) Сергея Пашинского — это человек с неоднозначной репутацией. Юлия Владимировна не является позитивной фазой в украинской революции.

По материалам: thekievtimes.ua