Политические заключенные Украины и России

690

На сегодняшний день не только не прекращаются, а напротив, множатся, прежде всего, благодаря стараниям отдельных пропагандистских служб, разговоры о политических заключенных, преследуемых российскими властями по идейным соображениям. Прежде всего, это касается украинцев, а именно сторонников украинской националистической идеи и новой власти, которые находятся в местах лишения свободы на территории РФ.


Украинская наводчица Надежда Савченко, которая на сегодняшний день находится под стражей на территории Российской Федерации, по-прежнему остается в эпицентре внимания. После того, как Савченко на время прекратила свою голодовку, она вновь возобновила ее 16 марта, и пообещала прекратить её лишь в случае возвращения Республики Крым в состав Украины, а также прекращения войны на Донбассе и практики «похищения Россией граждан Украины и журналистов». В противном случае Савченко вполне серьезно заявляет о намерении закончить свой жизненный путь голодной смертью, которая по ее мнению, станет поводом для начала III мировой войны. При этом такая акция протеста скорее является громкими словами, и тем самым Савченко играет на руку своим идейным вдохновителям. Сама же голодающая не может не понимать, что находится на искусственном поддержании белковыми препаратами, и отправиться на тот свет ей просто не дадут. Другое дело, что акцию пытаются использовать в Киеве, как еще один из инструментов борьбы с Россией и отличный способ показать всему миру насколько патриотичны сознательные украинцы и насколько жестоки и несправедливы российские власти.

При этом на Савченко «жестокость русских», по сути, и ограничивается, ведь помимо нее политическими заключенными имеющими отношение к Украине, которыми, кстати, так можно назвать с очень большой натяжкой, являются лишь несколько человек. Это так называемые «крымские террористы», которые обвиняются в совершении поджогов и планировании серии терактов в Крыму, два крымских татарина, задержанных за попытку захвата администрации Республики Крым, один из участников чеченской войны, воевавший на стороне боевиков, один из участников попытки незаконной переправки в Крым лидера незаконной организации Крымско-татарского меджлиса, участники беспорядков, и один экс-полтавчанин, обвиняющийся в шпионаже в пользу Украины. На этом список украинских «политзаключенных» в России заканчивается. Кроме того, все эти люди на момент своего ареста находились на территории Российской Федерации, в основном в Крыму.

Вряд ли этот список можно назвать большим, а заключенных – несправедливо обвиненными, в то время как на самой Украине количество отправленных за решетку по политическим и идейным соображениям за последний год просто зашкаливает. На сегодняшний день, таковыми является более чем 2000 человек, и то лишь по одним только по официальной информации, которой располагает руководство непризнанной республики ДНР. На деле же эта цифра является в разы большей, и по данным некоторых источников из самой Украины достигает 4000! Именно такое количество граждан по неофициальным данным сегодня томится в застенках украинской службы безопасности. В основном этот список состоит из рядовых граждан Украины, которых подозревают в измене, например, за отстаивание своей гражданской позиции. Сюда же входят женщины, подростки и старики, которые были привлечены к ответственности за высказывания против действий новой власти, солидарность с россиянами, и открытое ношение неугодных новому режиму атрибутов, таких, например, как георгиевская ленточка. Кроме того, в списке находится большое количество жителей зоны, так называемой АТО, которые оказались не в том месте, и не в то время, и попав под горячую руку, были схвачены украинскими карательными батальонами для дальнейшего обмена пленными. Такая практика обмена мирных жителей на украинских военных и боевиков, оказавшихся в плену армии Новороссии, практикуется не впервые.

В течение года дожидаются приговора суда украинские активисты, которые предпринимали попытки воспрепятствовать вооруженному перевороту, произошедшему в Украине, и захвату власти его организаторами на местах. Так, например, в одном только Харькове начиная с апреля прошлого года, были задержаны сотни гражданских активистов. Среди них оказались 314 представителей освободительного движения, созданного после печально известных киевских событий, и получившего название «Крымская весна». В феврале этого года начальником ГУ МВД Украины по Харьковской области Ю. Гладиком была озвучена информация о том, что в Харькове и области было задержано свыше семи ста «сепаратистов», а на 160 из них милиция завела уголовное производство. Правда, срок, в течение которого проводились задержания, Гладик не уточнил. По другим же данным, общее количество арестов, проведенных в Харьковской области, переваливает за тысячу.

Даже если последняя цифра не точна, находящимся под стражей политическим заключенным от этого легче не становится. Сейчас правозащитники заявляют о том, что в харьковских тюрьмах находятся около 200 политических заключенных. Только по одному делу о беспорядках, прокатившихся по Харькову в апреле прошлого года, на сегодняшний день в заключении остаются 20 человек. При этом большинство из них находится в нечеловеческих условиях, а некоторые серьезно больны. Так, в очень тяжелом состоянии находится журналист и гражданский деятель Дмитрий Пигорев, который проходит по общему делу с небезызвестными Калугиным, и его соратником Спартаком Головачевым.

Последний, вот уже длительный период отказывается от приема пищи, а начиная с 17 марта, объявил о начале сухой голодовки. В отличие от его «коллеги по несчастью» Надежды Савченко, он имеет для этого, куда больше оснований. По словам политзаключенного он пошел на эту меру ради солидарности со своими товарищами, прежде всего с тяжело больным Дмитрием Пигоревым. Кроме того, Спартак имеет проблемы с сердцем, и не имеет возможности передвигаться самостоятельно, но при этом продолжает оставаться под стражей, что, по мнению адвоката Головачева, является необоснованным. По крайней мере, те трое заключенных, которые проходят по этому делу и на сегодняшний день остаются в заключении до вынесения приговора не обязаны там находиться. Именно так и произошло с четвертым фигурантом дела, С. Полищуком, который сегодня находится на свободе, и присутствует на заседаниях суда в режиме конференции. Так же совершенно невозможно назвать дату оглашения приговора фигурантам дела, поскольку дело практически не двигается с одной точки. На заседание суда, состоявшееся по этому делу, в очередной раз не явились вызванные свидетели, и суд вновь был отложен.

Тем не менее, просьбы адвокатов заключенных освободить их подопечных из-под стражи, судья Сергей Диденко, ведущий это дело, ответил отказом, после чего Спартак Головачев завил о переходе на сухую голодовку, другими словами, отказался от употребления жидкостей.

Не секрет, что Харьковские заключенные, так же, как и другие политические узники по всей Украине нередко подвергаются пыткам и истязаниям. Так, например, доведенный до крайности подобными незаконными приемами пытался покончить с собой еще один арестант, оказавшийся в СИЗО по политическим убеждениям, – известный стример Сергей Юдаев. Этот случай не единичен, но, к сожалению, подобные случае в Украине не принято придавать огласке, так же, как и не принято освещать ход дел отдельных политических арестантов.

Так, о приговоре еще одного жителя Харькова, Алексея Макарова общественность узнала лишь пять дней спустя после даты его оглашения. Алексей Макаров был арестован в феврале этого года. Как заявил советник украинского министра внутренних дел Алексей Геращенко, Макарову были предъявлены обвинения в участии в беспорядках, произошедших в Харькове в марте прошлого года, в день штурма местной облгосадминистрации. Сам приговор был оглашен 5 марта, и лишь через пять дней, об этом сообщила пресс-служба харьковской прокуратуры. Кроме того, по-прежнему остается неизвестно, кто именно был назначен защитником Алексея Макарова, равно, как неизвестно, подавал ли осужденный апелляцию на решение суда.

Практически ничего не известно также и о судьбе большинства политических заключенных, находящихся или находившихся под стражей в Полтавском СИЗО. Более менее освещается состояние наиболее известных заключенных, таких, как Игнат Крамской (Топаз) который, также, как и Спартак Головачев, объявлял голодовку в знак протеста своего незаконного нахождения под стражей. Напомним, что в сентябре этого года, после нескольких месяцев заключения, Топаз был отпущен на свободу, после чего вновь взят под стражу в зале суда, без каких-либо законных на то оснований. Голодовка Игната Крамского продлилась 10 дней, однако тюремное руководство продолжает отрицать этот факт, ссылаясь на то, что Кромской не подавал официального заявления.

Правозащитники отмечают, что, по сути, украинские власти занимаются подтасовкой фактов, и перевиранием причинно-следственных связей, процессы проходят непрозрачно с грубым нарушением ряда законов и норм. Другими словами, делается все для того, чтобы политические заключенные были осуждены по сфабрикованным делам. А там, где для осуждения по надуманным фактам пока еще не имеется возможности, для арестованных создают невыносимые условия содержания под стражей.

А в это время весь цивилизованный мир продолжает сокрушаться по поводу страданий новой героини нашего времени Надежды Савченко. А она, кстати, в отличие от томящихся в украинских застенках гражданских активистов, обвиняется ни много ни мало в причасттности к убийству двух человек.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org