Покушение на Шокина. А был ли снайпер? Главные версии

1 020

В понедельник неизвестный обстрелял через окно кабинет Генпрокурора Виктора Шокина, который в тот момент проводил в нем совещание. В результате происшествия, которое СБУ квалифицировало, как покушение, никто не пострадал. На следующий же день, игнорируя такое понятие, как «тайна следствия», на которое очень любят ссылаться представители правоохранительных органов, представители СБУ и ГПУ начали активно комментировать ситуацию. Непонимание и даже улыбку вызвали в первую очередь заявления военного прокурора Анатолия Матиоса. По мнению экспертов, его заявления ставят под сомнения законы математики и физики. А фраза из речи Матиоса о том, что Шокин «не отбрасывал в кабинете тень» спроецировало появлению множества шуток. В то же время, эксперты рассматривают несколько версий преступления. Среди них - месть и инсценировка.

Детали обстрела генпрокурора Шокина

В понедельник, около дести часов вечера, неизвестный стрелял в окно рабочего кабинета Генпрокурора Виктора Шокина. Там как раз проходило совещание. В результате стрельбы никто не пострадал. По тревоге были подняты сотрудники СБУ, здание оцепили и начали расследование по статье покушение.

Уже на следующий же день сотрудники силовых ведомств начали охотно раздавать комментарии, хотя обычно они ссылаются на тайну следствия. Больше всех информации предоставил военный прокурор Анатолий Матиос. По его словам, стрелок был точно осведомлен о том, что в позднее время у Шокина в кабинете пройдет совещание. При этом он знал и расположение предметов в рабочем кабинете. Было сделано три выстрела в сторону кресла Генпрокурора. Два были неудачными, ошибка снайпера, который целился в область головы. Третий прицельный выстрел не стал фатальным только потому, что в кабинете были бронированные окна, они и спасли жизнь Шокину. В то же время Матиос сообщил, что преступник стрелял с близкой дистанции и использовал тепловизор, поскольку шторы и ролеты были опущены и увидеть фигуры в кабинете было нельзя. Помимо этого, военный прокурор в процессе доклада сообщил, что в кабинете «Шокин не отбрасывал тень».

Читайте также: ГПУ: стоит ждать нового руководителя?

По словам Матиоса, стрелять по окнам кабинета Генпрокурора могли либо со здания школы, которое находится напротив, либо с помещения корпорации «Укрподшипник», которое принадлежит братьям Клюевым. Также он отметил, что впервые на Украине было совершено такое преступление – покушение на высшее должностное лицо. Преступника за эту попытку грозит срок от 15 лет до пожизненного заключения.

Ряд экспертов и общественных деятелей подставили под сомнение высказывания Матиоса. Например Карл Волох отметил, что один снайпер каким-то странным образом сумел произвести выстрелы в разные части окна, при этом соблюдая единственное направление – на кресло прокурора. Как иронично заметил Волох, теперь криминалистам-трассологам придется внести серьезные корректировки в методологию своей науки.

https://youtu.be/DwVepCK35LU

Эксперты скептически отнеслись и к информации о том, что снайпер пытался убить Генпрокурора, используя лишь тепловизор. Например по словам бывшего командира танковой роты Ивана Начовного, этот прибор не может «заглядывать» за стекло.Т.к. тепловизор сканирует температуру объекта, а стекло не пропускает инфракрасные волны. Снайпер мог использовать прибор ночного видения, отмечает Начовный, но и это маловероятно, ведь военный прокурор сообщил, что окна в кабинете были закрыты шторами.

В то же время производители тепловизоров подчеркнули, что прибор чувствителен исключительно кинфракрасному излучению, и может лишь передать температуру стекла. Таким образом снайпер не мог использовать тепловизор для прицельной стрельбы. Матиос либо оговорился, либо открыл совершенно новые законы физики, говорят эксперты.

Также эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта отметил, что тепловизор стараются в таких условиях не использовать, т.к. стрельба получается слепая. Также, добавляет он, профессионал обязательно учел бы наличие бронированных окон в помещении.

Другие эксперты добавляют, что если преступник был осведомлен об интерьере кабинета и позднем совещании, то должен был знать и о бронированных окнах. Шабвота отметил, что, по его мнению, в этом преступлении больше демонстративных действий, возможно главная цель – дестабилизировать ситуацию в обществе. В свою очередь Юрий Минкин, криминалист и эксперт по оружию сообщил, что во время стрельбы были использованы патроны, которые легально купить в Украине нельзя. При этом он добавил, что попасть двумя выстрелами из трех в цель может даже солдат-срочник. Но совершению преступления помешало бронированное стекло и в этом случае, отмечает эксперт, возникает вопрос – знал ли снайпер о бронированном стекле и хотел просто напугать присутствующих в кабинете, или не знал этого и не является профессиональным стрелком. В любом случае, добавляет Минкин, раз его не задержали по горячим следам, то шансы на поимку его малы.

Версии покушения на Шокина

В силовых ведомствах говорят о том, что вероятнее всего покушение на Генпрокурора связано с последними громкими арестами. Не исключает такой версии и политик Тарас Черновол. По его словам, группа Корбана-Коломойского могла бы отомстить в виде покушения на убийство. В свою очередь, с этим мнением не совсем согласен Шавбота. По его словам, Шокин не единолично принимал решение о задержании Геннадия Корбана, это решение скорее всего политическое.

Вторая версия покушения – запугивание. Тоже имеет право на жизнь, считает Черновол. По его словам, преступные группировки всегда подобным образом действовали против сотрудников правоохранительных органов.

Третья версия – действие психически неуравновешенного человека, как в случае с бойцом «Айдара», который бросил во двор мэра Львова Андрея Садового гранату.

Четвертая версия – имитация покушения. По словам Николая Спиридонова, эксперта Украинского института анализа и менеджмента, покушение на Шокина выглядит как инсценировка. Также он отметил, что после этого происшествия рейтинг Генпрокурора может вырасти, возможно он приобретет имидж «бесстрашного борца». В то же время, по мнению депутата Александра Аронца, покушение на Шокина может отстрочить и его отставку. Ведь он борется с криминальными элементами, а те ему пытаются отомстить. Также, считает Аронец, Президент Петр Порошенко не заинтересован в смене прокурора, ведь новый может заняться им самим.

Политическим обстрелом назвал происходящее политолог Руслан Бортник. По его словам, целью покушения не было нанести вред Генпрокурору. Т.к. сложившаяся ситуация, несомненно, играет на руку власти. Во-первых, происшествие отвлекает внимание общества от других тем. Во-вторых, фактически развязывает руки представителям власти. Теперь можно активнее бороться с оппонентами, ведь они не политики, а террористы, которые заказывают стрельбу по окнам Генпрокурора.

Есть и версия, которую высказал общественный активист Александр Данилюк. Он предполагает, что в покушение мог организовать кто-то третий, как во время Майдана, чтобы спровоцировать волнения внутри Украины.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org