Подробности дела Насирова
Вечером 2 марта сотрудники Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры попытались вручить подозрение председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову. События происходили в больнице «Феофания». Так оригинально следователи решили поздравить чиновника с днем рождения, который он праздновал 3 марта. Насирова обвиняют по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия). Работникам НАБУ не сразу удалось добраться до подозреваемого — им просто не открывали дверь.
Вахтер мотивировал свои действия тем, что для этого неприемное время. Однако впоследствии детективы таки смогли прорваться в помещение и даже зачитать подозрение главному фискалу.
После этого врачи диагностировали у Насирова инфаркт. А его адвокаты утверждают, что никакого подозрения их клиенту объявлено не было (как раз из-за того, что тот якобы был без сознания). Хотя председатель НАБУ Артем Сытник на брифинге заявил, что и подозрение было объявлено, и протокол составлен.
Интересно, что один из адвокатов Насирова — Игорь Черезов — ранее защищал в суде экс-ректора Налоговой академии Петра Мельника , который прославился своими головокружениями в суде. Резкое ухудшение здоровья главы ГФС также могло быть не случайным, поскольку он заранее знал о претензиях НАБУ. Буквально за час до госпитализации вышло интервью сайту «Обозреватель», где Насиров утверждал, что НАБУ хочет вручить ему подозрение, чтобы спасти дело, возбужденное против него.
Согласно результатам обследования Романа Насирова, проведенного Институтом кардиологии им. Стражеско в субботу 4 марта, у главы ГФС не обнаружено никаких патологий, говорится в заключении медиков, копию кого получила редакция Bihus.info
По мнению следствия, глава ГФС неправомерно принял решение о рассрочки налоговых долгов предприятиям, входящим в сферу влияния депутата-беглеца Александра Онищенко.
Следствие считает, что Насиров в течение 2015-2016 годов, действуя в интересах Онищенко, предоставил руководителям региональных и территориальных органов ДФС незаконное указание принимать безосновательные решения о рассрочке налогового долга в 2 млрд грн ООО «Фирма «Хас», ООО «Карпатнадраинвест», ООО «Надра Геоцентр».
Это дело было заведено НАБУ по прошлогодним обращением нескольких народных депутатов во главе с Татьяной Черновол из «Народного фронта». Насирова уже неоднократно вызывали в НАБУ на допросы, но в четверг дошло до обысков в его кабинете, которые удивительным образом совпали с его госпитализацией. Причем председатель НАБУ Артем Сытник отрицает, что Насирова заранее предупредили о возможном задержании.
Большое дело
Упомянутые выше предприятия в деле Насирова также фигурируют в основном производстве по так называемому газовому делу Онищенко. Напомним, что депутата-беглеца подозревают в организации схемы хищения средств при добыче и продаже природного газа в рамках договоров о совместной деятельности с государственной компанией «Укргаздобыча».
Как известно, обвинения против Александра Онищенко и его окружения связаны с организацией в течение 2014-2015 гг. преступных схем продажи природного газа.Топливо добывалось в рамках совместной деятельности «Укргаздобычи» и подконтрольных нардепу-беглецу компаний «Фирма Хас», «Надра Геоцентр», «Карпатнадраинвест». Топливо продавали по значительно заниженным ценам через товарные биржи на фиктивных аукционах. Топливо скупали заблаговременно определенные «победители» по цене 3000-3500 гривен за тысячу кубометров и перепродавали по рыночной стоимости конечным потребителям или газотрейдерам (5000-5500 грн за тысячу кубометров). Это привело к убыткам «Укргаздобычи» на сумму более 500 млн гривен, а задолженность по уплате ренты за пользование недрами указанных выше компаний превысила 1 200 000 000 гривен.
Сытник на своем брифинге заявил, что расследование дела состоит из трех блоков: «Первое — непосредственно люди, которые входили в преступную организацию Онищенко, второе — это должностные лица „Укргаздобычи“, при содействии которых возможны были эти манипуляции с газом, и третье — это должностные лица фискальной службы, принимавших, по мнению журналистов, незаконные решения об отсрочке рентных платежей».
При этом Сытник отрицает, что в этом случае имела место рутинная законная отсрочка, на которую ГФС имеет право: «В данном случае отсрочка применялась незаконно, так как предприятия вообще не платили. Решение об отсрочке принимается при условии, что будет хоть часть уплаченных платежей. Платежи не уплачивались — и снова принималось решение об отсрочке. В некоторых случаях ходатайство предприятия еще не поступало, а решения об отсрочке уже принималось».
Сам Онищенко, который, как известно скрывается за границей, откуда пугает украинских чиновников «пленками» , так прокомментировал события с Насиров «РБК-Украина»: «Это самый большой провал НАБУ. Следствие ничего не докажет. Потому что в моих отношениях с Насировым денег не было. В то же время задержать и арестовать фигуру такого уровня — удар по НАБУ и власти в целом. Эта дискредитация одного человека может закончиться дискредитацией всей антикоррупционной системы».
Хотя тот же Онищенко в интервью журналисту Дмитрию Гнапу утверждал, что Петр Порошенко поручал ему договориться с Насиров о схеме с рентой ради финансирования определенных политических проектов и депутатских голосований.
Конечно, задержание фигуры такого ранга — это вызов для вновь созданных антикоррупционных органов. Если и это дело в конце концов развалится, это будет сильным ударом по их репутации.
Детали дела
Если Национальное антикоррупционное бюро испортило Роману Насирову празднования дня рождения, то Генеральная прокуратура — Новый год. Как выяснило издание «Главком», в конце декабря Специализированная антикоррупционная прокуратура впервые указала на ключевую роль Государственной фискальной службы в деле Онищенко.
Это произошло 19 декабря 2016 во время заседания Харьковского апелляционного хозяйственного суда, где предприятие «Укргаздобыча» пыталось разорвать договор о совместной деятельности с подконтрольной нардепу-беглецу фирмой «Карпатынадраинвест». Именно тогда подчиненные руководителя антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого публично заявили, что «Государственной фискальной службой Украины не приняты достаточные меры для надлежащей защиты интересов государства», связанных с проблемными взаимоотношениями «Укргаздобычи» и подконтрольных Александру Онищенко компаний «Фирма «ХАС», “Надра геоцентр”,”Карпатынадраинвест”,”Природные ресурсы+«. На этом основании прокуроры обратились к судьям с заявлением о вступлении в дело для представительства интересов государства в лице ГФС.
Кроме того, обращает на себя внимание и то, что в декабре прошлого года в уголовном производстве по схемам Онищенко Национальное антикоррупционное бюро в перечень обвинений добавило новую формулировку. В плане действий преступной организации, который якобы разработал народный депутат Онищенко, были такие строки: «Разработать механизм получения от органов ГФС Украины рассрочки налоговых обязательств и налогового долга по уплате рентных платежей». Об этом можно узнать из реестра судебных решений.
В течение зимних месяцев недовольство прокуроров и детективов работой фискальной службы наполнилось конкретикой: под подозрением оказались руководитель ГФС Роман Насиров и его первый заместитель Сергей Иванов. Почему они?
В тему: Миллионы, золото и люксовые часы. Как подчиненные Насирова живут «без коррупции»
Согласно ст. 100 Налогового кодекса и Порядка рассрочки денежных средств по общегосударственным налогам и сборав, соответствующие решения на сумму 3 млн гривен принимается руководителем фискальной службы или его заместителем. Вероятно, их автографы на разрешении отсрочить уплаты ренты структурами Онищенко и стали причиной для подозрения в преступлениях.
Стоит отметить, что интерес к действиям руководства Государственной фискальной службы по неуплаченной бизнесом Онищенко ренте проявляли не только народные депутаты и правоохранительные органы.
На 7 марта назначено судебное заседание Окружного административного суда Киева по иску общественной организации «Союз предпринимателей «Октябрьская» к председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову. Иск был подан в феврале из-за того, что руководитель ГФС отказывал общественной организации предоставить информацию «о всех решениях» и «всех документах, на основании которых принимались решения главы Государственной фискальной службы Украины Насирова Романа Михайловича» о рассрочке налоговых долгов «Фирмы «ХАС», «Надра Геоцентр» и «Карпатынадраинвест». В том числе, но не ограничиваясь этим, «Октябрьская» требовала копии заключений территориальных органов ГФС Украины о возможности рассрочки денежных обязательств, копии заявлений (обращений) вместе со всеми приложенными документами о рассрочке налоговых долгов.
В общении с заместителем председателя союза предпринимателей «Октябрьская» Аллой Ярославской журналисты «Главкома» не смог липолучить четкое объяснение мотивов этого иска. В то же время представитель организации отметила, что рентные платежи и дело Насирова — лишь часть их деятельности. Мол, «Октябрьская» в настоящее время является участником около двух десятков судебных споров.
Ранее общественная организация стала известной благодаря конфликту вокруг уничтожения МАФов в Киеве возле метро КПИ. В декабре прошлого года представители этой структуры давали совместную пресс-конференцию вместе с председателем Государственной регуляторной службы Ксенией Ляпиной.
Привет из Винницы
Кабмин уже отстранил Насирова от исполнения обязанностей на время следствия, но сомнительно, что он к ним вообще вернется. В принципе, председатель ГФС считался человеком президента. Но при этом Насиров обслуживал интересы всей правящей коалиции и имел много «обязанностей» перед сторонними игроками — в частности главой депутатской группы «Возрождение» Виталием Хомутынником и другими.
В тему: Бардак, провалы, расцвет преступных «схем»: чего на самом деле достиг Роман Насиров
У Насирова также были открытые конфликты с председателем профильного комитета Ниной Южаниной и министром финансов Александром Данилюком. К тому же общий имидж Насирова был слишком отрицательным — достаточно посмотреть реакцию соцсетей на цирк с его срочной госпитализацией. Лучшего персонажа, чтобы показать решительную борьбу с коррупцией, пожалуй, трудно было найти, причем как для внутреннего потребления, так и для внешнего. В принципе, смена главы ГФС на еще более лояльную президенту фигуру вполне устроит Банковую. Сам Насиров, напомним, попал в кресло, выиграв конкурс, но законом он не был предусмотрен — тогда это была личная инициатива экс-премьера Арсения Яценюка.
Назначенный исполняющим обязанности бывший заместитель, а ныне и.о. председателя ГФС Мирослав Продан в свое время возглавлял Винницкую областную налоговую инспекцию и управления Миндоходов в Винницкой области, поэтому за его лояльность у Порошенко, похоже, могут не переживать.
И.о. председателя ДФС Мирослав Продан
Учитывая заявления НАБУ и прокуратуры, следствие продлится два месяца, а потом еще будет судебный процесс, у президентской креатуры Продана есть большие шансы задержаться в кресле на неопределенный срок.
«Конечно, должно завершиться следствие, должен быть объявлен приговор суда — тогда мы сможем говорить о новом председателе ГФС, — говорит Нина Южанина и уверяет, что сама не будет претендовать на эту должность.
— Я бы хотела, чтобы это был человек менее известный, абсолютно вне политики и исключительно профессионал. Мне сегодня очень жаль работников ГФС, которые и без того страдали от неуважения, но они ни в чем не виноваты и не должны отвечать за чьи-то действия или политическии ситуации. Однако сомневаюсь, что дальнейшая координация их действий и работы будет качественной, и не знаю, насколько будет вообще парализована работа налоговой.
Конечно, можно предположить, что в деле Насирова НАБУ продемонстрировало самостоятельность. Руководство этого нового органа пытается доказать, что не находится в зависимости от Администрации президента, в чем ее часто обвиняют. Впрочем, политолог Владимир Фесенко в это не верит: «Сытник достаточно осторожен и на такую большую рыбу, которая в нашей стране по влиятельности может конкурировать разве что с членами правительства, самостоятельно бы не пошел. То, что они действовали слаженно с руководителем САП, с которым были определенные противоречия, свидетельствует, что политическая санкция руководства, скорее всего, была».
Пока адвокаты Насирова утверждают, что он сильно болен, отходит от наркоза и говорит очень тихо. Но гипотетически председатель ГФС, если его все же прочно прижмут, может заговорить очень громко — наверное, ему есть что рассказать о не очень чистых схемах обогащения. И не только Онищенко.
По материалам: ord-ua.com