Почему Ярош покинул Правый Сектор?
Не так давно Дмитрий Ярош неожиданно для всех подал в отставку с поста руководителя Правого сектора, при этом, не сложив своих полномочий народного депутата и возглавив боевые подразделения Правого сектора. Вокруг этого события тут же начали муссироваться слухи о том, что Дмитрий Анатольевич готовит государственный переворот или же третий Майдан. Кроме того, его уход связывают с пропажей общественных денег Правого сектора, о чем мы писали ранее. Еще одна версия его ухода, им же озвученная – это, якобы, нежелание быть «свадебным генералом» в националистическом движении Украины, о чем мы писали также. Так ли это? Трудно сказать. И сам Ярош и его Правый сектор всегда были закрыты для широкой общественности. Именно эта закрытость и становится зачастую благодатной почвой для спекуляций и различных теорий заговора. Что же, давайте попробуем разобраться в этих хитросплетениях украинского национализма и понять, кто этот человек и чего он хочет.
Откуда взялся Ярош?
Сам Дмитрий Анатольевич заявлял, что Правый сектор появился на Майдане в декабре 2013 года, то есть одновременно с началом протестов в Киеве. Но громко о себе заявила эта организация в середине января 2014, когда протесты перешли в стадию боев с «Беркутом» и метания коктейлей Молотова. А уже в конце января Правый сектор начал выдвигать требования тогдашним властям и Виктору Януковичу лично. Вот в этот момент страна и узнала, что есть такой Дмитрий Ярош и он возглавляет боевую организацию, в которую входят представители абсолютно разношерстных сил. От футбольных ультрас до «Тризуба имени Степана Бандеры» и от «Патриота Украины» до некоего странного «Белого молота». Уже через месяц Правый сектор требовал от демократической коалиции Кличко, Яценюка и Тягнибока политических консультаций, а сам Ярош встречался лично с Януковичем и вел переговоры относительно перемирия, которые, впрочем, успехом не увенчались. В те дни политологи и чиновники терялись в догадках, откуда взялся этот Правый сектор и этот Дмитрий Ярош? Нет у него ни истории, ни взаимоотношений с другими силами, ни даже людей в истеблишменте, которые что-то когда-то о нем слышали. Такое ощущение, что появился он просто на пустом месте. Но так не бывает. За такими организациями всегда стоят спецслужбы.
Почему именно спецслужбы?
Милитаризированные организации – штука довольно затратная. Им нужны спортзалы и тренировочные лагеря, форма, идеологическая литература. Ее руководители не могут заниматься организационной работой и тренировками молодежи в свободное от работы время, а значит, им нужна зарплата. Все это деньги, а их надо где-то брать. Возможно, они живут с пожертвований населения? Ну что, же каждый из нас может вспомнить, жертвовал ли он хоть раз свои кровные на экстремистскую организацию? Тогда может это делал кто-то из наших знакомых? Трудно представить простого обывателя, который отчислил хотя бы одну гривну на «Тризуб» или «Белый молот».
Тогда, возможно, их содержат олигархи? Но ту же возникает вопрос: а с какой целью? Да, у олигархов есть свои военизированные формирования в виде служб охраны их компаний. Но давать деньги организациям, которые руководствуются не бизнес интересами конкретного Рината Ахметова или Игоря Коломойского, а непонятными идеалами – это просто безумие.
А вот спецслужбам такие организации как раз на руку. Они могут, и теракт при необходимости устроить, и массовые беспорядки, словом, создать ту самую «мутную воду» в которой тайные службы обычно и ловят свою «рыбку». А кроме того, только они могут сделать так, чтобы вся силовая вертикаль от участкового до областного управления СБУ закрыла глаза на то, что у них под носом молодежь обучают боевым единоборствам, стрельбе и владению холодным оружием. Не говоря уже о том, что таким организациям нужны тренеры, имеющие весьма специфические знания и боевой опыт. При этом российское ФСБ вполне может поддерживать украинские национально ориентированные формирования, а СБУ русских националистов. Идеология тут не причем, все зависит от задачи, которая перед спецслужбой стоит или может стоять в будущем. Так что Дмитрий Ярош может быть на содержании, как у одной силовой структуры, так и у другой. Давайте рассмотрим обе версии.
ФСБшная версия
В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что российские СМИ сделали из Яроша настоящего героя в глазах украинцев. Шла целенаправленная акция по созданию образа «самого страшного украинского националиста». При этом «жупел» для россиян на Майдане хватало – это и Олег Тягнибок, и Андрей Парубий и еще множество националистов. Но про них росСМИ не говорили вообще ничего. Дмитрий Ярош же не сходил с экранов, пугая россиян и поднимая имидж лидера Правого сектора в глазах украинцев практически до небес.
С украинской же стороны медиа-поддержку Дмитрию Анатольевичу лично и всему Правому сектору обеспечивает гражданин России, известный русский экс-журналист Коммерсанта Артем Скоропадский. Он окончательно заменил Борислава Березу, когда тот занялся политической карьерой. Странный выбор для национал-патриотической силы, не правда ли? Неужели не нашлось ни одного украинского журналиста? Или это приказ начальства из Москвы? В пользу ФСБшной версии говорит и сам момент активизации Правого сектора. Они начали кидать коктейли Молотова и поджигать милицейские автобусы не в первые дни Майдана, когда били студентов и не тогда, когда «Беркут» с титушками теснили и избивали мирных демонстрантов. Дело было так: 17 февраля тогдашняя власть запустила процесс амнистии для участников Евромайдана, в этот же день Арсений Яценюк и Виталий Кличко вылетели в Берлин для разговора с Ангелой Меркель. Вечером того же дня канцлер Германии заявила о готовности оказать финансовую поддержку Украине. И тогда же МИД России заявил, что США пытаются навязать Украине западный вектор развития, как единственный правильный.
Тем не менее, в Киеве жизнь налаживается. Освобождаются административные здания и улица Грушевского. Кажется, что европейцы таки дожали Януковича. И уже на следующий день группа активистов Правого сектора поджигает автобусы на Грушевского, и противостояние вспыхивает заново. А уже 20 февраля на арене появляется Дмитрий Ярош, который проводит тайные переговоры с Януковичем. От чьего имени он их проводил? От имени Майдана? Или от имени российских спецслужб? Вот в чем вопрос. И еще один аргумент. Среди погибших Небесной сотни нет ни одного представителя Правого сектора. Странно, ведь именно они должны были быть в авангарде Майдана. Но, возможно, именно в этот день Дмитрий Анатольевич дал приказ своим отойти с позиций.
СБУшная (а значит проамериканская) версия
В пользу этой версии говорят многолетние дружеские отношения с Валентином Наливайченко, который дважды возглавлял СБУ. Дмитрий Ярош был его помощником-консультантом, и по некоторым данным они кумовья. Будучи в 2006-2010 годах руководителем СБУ Наливайченко поддерживал «Тризуб» лично. А кроме того, ситуация на Евромайдане была ему выгодна. Ведь главным «силовиком» Майдана считался лидер Самообороны Андрей Парубий. Но после бегства Януковича он получил символическую синекуру секретаря СНБО. А должность начальника СБУ досталась Наливайченко. За какие заслуги? Видимо, он был единственным, у кого на тот момент было более или менее действенный боевой отряд – Правый сектор. «Альфа», «Беркут» и другие профессиональные боевые подразделения были деморализованы и опасались за свою жизнь и свободу. Армия была развалена, а добровольческие батальоны только формировались. А вот ДУК «ПС» был готов к бою и очень быстро получил оружие, видимо, этому тоже поспособствовал друг Дмитрия Анатольевича. Впрочем, через некоторое время с помощью волонтеров и бизнесменов армию и добровольческие батальоны привели в состояние нормальной боеготовности и необходимость как в Наливайченко, так и в Дмитрии Анатольевиче отпала, поэтому их быстренько «слили».
Преференции
Как ни странно, из всей мощной организации Правого сектора, грозы преступного режима Януковича, после Революции Достоинства преференции получили только три человека – это Дмитрий Ярош, Андрей Билецкий и Борислав Береза, ставшие народными депутатами. Остальная организация условно разделилась на два крыла. Первое занялось обычным бандитизмом и рэкетом, как например Александр Музычко, который начал активно подгребать под себя добычу янтаря, или закарпатский Правый сектор, занявшийся «крышеванием» контрабанды. Другое крыло, как например Андрей Шараскин (позывной Богема) пошло воевать на Восток Украины, помогало киборгам, ну и вообще отличилось в боях и до сих пор находится там. Какое из этих крыльев контролирует сам Дмитрий Ярош, сказать сложно. Скорее всего, организация вышла из-под его контроля. Если этот контроль вообще когда-нибудь был. Вполне может быть так, что Дмитрий Анатольевич был всего лишь лицом, спикером, говорящей головой этой организации. А за ней стояли и продолжают стоять другие люди. Какие именно – читайте выше. Сам Ярош в награду за свою деятельность получил непыльное и доходное место народного депутата. Причем имиджа героя Майдана ему наверняка хватит и для того, чтобы пройти на следующий депутатский срок. Ну а в случае необходимости, его можно легко «расконсервировать» и поставить во главу следующего экстремистского проекта, если в этом будет необходимость.
Таким образом, в контексте всего вышесказанного, становятся понятны причины его ухода. На Востоке Украины ситуация нормализуется, надобность в боевых подразделениях отпадает. Куда денутся эти вчерашние необходимые стране герои? Какие поступки они способны совершить? Да любые, вплоть до самых неадекватных. И, таким образом, те, кто еще недавно были гордостью страны и народа превращаются в уголовных преступников, которыми занимается милиция. Вспомните хотя бы того же Музычко, о котором мы говорили выше. А кто будет нести ответственность за них? Да кто угодно, только не Ярош, он же ими больше не руководит. Сегодня Дмитрия Яроша не очень громко, но обвиняют в краже денег Правого сектора. Что же, возможно «команданте» решил заняться более мирной и, одновременно, более прибыльной деятельностью? В любом случае, он останется красивой легендой, человеком, который повалил преступный режим Януковича. По крайней мере так считается.
По материалам: skelet-info.org