Почему Порошенко так и не продал свои активы?
"У нас в стране не будет олигархов. Олигархи должны быть отстранены от власти и стать представителями, если они конкурентоспособны, большого бизнеса ", - сказал Петр Порошенко 29 апреля 2015.
Между тем выходит новость, что за 2014 "Международный инвестиционный банк", который контролируют семья и окружение президента, увеличил активы почти в 1,5 раза.
По классическим признаком олигарх - это владелец крупного бизнеса, который влияет на власть и с помощью этого зарабатывает. Итак, Порошенко подпадает под определение олигарха.
Более того, в кулуарах Верховной Рады все чаще звучит: "У нас теперь только один олигарх, и это Петр Алексеевич". Обычно эти слова сопровождаются слухами о том, что кто-то из окружения президента предложил одному из крупнейших олигархов отдать от 30% до 50% энергетических активов в обмен на неприкосновенность.
Итак, деолигархизация - важный и правильный шаг, но начать ее Порошенко должен с себя. Прежде всего, он должен продать свои бизнес активы, пишет epravda.com.ua.
Но за прошедший год, мы не слышали хотя бы одной новости о продаже хотя бы одного небольшого предприятия. Таким образом, возникают резонные вопросы.
Читайте также: Откровения Фирташа в венском суде. Олигарх продвигал Порошенко и Кличко в противовес Тимошенко?
Порошенко долгие годы находился на государственных должностях, влиял на различные политические проекты. Он также создал большой бизнес, консолидирует несколько промышленных групп и занимает восьмое место среди самых богатых украинский с состоянием 750 млн долл.
Среди его активов - разнопрофильные компании, сконцентрированные вокруг ПАО "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд" Прайм ессетс кэпитал ".
Единственным акционером с вкладом 10375000 грн в реестре указан Петр Порошенко, однако подписантом и руководителем акционерного общества является его отец Алексей Порошенко. Такая форма управления, когда в одних руках много активов, удобная.
Подобных фондов в Украине немало. Например, ЗНКИФ "ВИК" близкого к Порошенко нардепа Игоря Кононенко, ЗНКИФ "Новые технологии" Юрия Иванющенко, "Современные инвестиционные технологии" и "Кремень-инвест" членов семьи экс-президента Януковича.
Интересный факт: фонды Порошенко и Кононенко находятся по одному адресу - столичная улица Электриков, двадцать девятый. Еще одно сходство - руководителем акционерного общества парламентария от БПП является его сын Виталий Кононенко.
Как водится, государственные чины не доверяют посторонним, а передают управления своими активами ближайшим родственникам. Между тем, Петр Порошенко после инаугурации обещал продать свой бизнес, чего не произошло до сих пор.
Отношение к Порошенко имеет целый ряд бизнес-структур. Это компании в сфере кондитерского бизнеса, аграрной промышленности, страхования, банковской деятельности, а также в сфере услуг, производства стекла, судостроение, коммуникаций, СМИ.
В 2013 году Порошенко заявлял, что отстранил долю в корпорации "Богдан" своему партнеру Олег Свинарчук. По телефону тогда еще министр экономики доказывал журналисту ЭП, не имеет никакого отношения к автомобильным активов, а следовательно, лоббирует увеличение ввозной пошлины с чисто государственных позиций.
Однако впоследствии журналисты издания Insider доказали, что президент до сих пор имеет там долю.
В официальных изданиях ни разу не упоминалось, что президент продал активы. Зато граждане получали постоянные обещания. Отмечалось также, кто будет оценивать и продавать имущество: Rothschild and Cie и Investment Capital Ukraine .
Последнюю, а по свидетельству участников рынка, связывают с главой Нацбанка Валерией Гонтарева. Однако сама центральный банкир юридически отделилась от своих бизнес-партнеров по ICU.
В сентябре 2014 года ЭП нарушала вопрос, избавится новая власть своего имущества. Однако никто никуда не спешил - имуществом до сих пор руководит Алексей Порошенко.
Приведенный выше перечень бизнес семьи и окружения президента неполон. Ниже - список компаний, которые в 2012 году Миндоходив включало в ФПГ Порошенко "Укрпроминвест". В этом перечне - 348 структур, имевших отношение к бизнесу главы государства. Вряд ли много изменилось с тех пор.
По официальной декларации , Петр Порошенко в 2014 году получил почти 370 млн грн доходов. Из этой суммы 345 млн грн - дивиденды и проценты, 11200000 грн - доход от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав, 10900000 грн - другие виды доходов, почти 1 млн грн - от продажи имущества.
Проблемным моментом стали споры предприятий президента с российскими правоохранительными органами. Впоследствии Следственный комитет РФ арестовал имущество ОАО "Липецкая кондитерская фабрика Roshen". Компания заявила, что при заявленных налоговых претензиях на 180 млн руб были арестованы активов на 2 млрд руб.
Поэтому корпорация не будет иметь права распоряжаться своим имуществом до 13 сентября 2015 года. Если вопрос не решится "полюбовно", Петр Порошенко не сможет продать этот актив. Хотя для выполнения этого обещания у него был целый год.
Следует упомянуть и о межгосударственном рейдерский захват. После оккупации Крыма все предприятия были отобраны у предыдущих владельцев. Среди прочих в государственную собственность России перешел Севастопольский морской завод Порошенко. Как указано в выписке из официального реестра, событие датируется 15 марта 2014 года.
Юристы Порошенко сделали логичный шаг - они изменили местонахождение юридического лица ОАО "Севастопольский морской завод" на столичную адрес. Возможно, это позволит обжаловать экспроприацию в международном арбитраже.
С другой стороны, руководство завода вступало в юридическое переписки и придавало документацию о состоянии дел на предприятии представителям департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ. Это факт, пусть он и распространен экс-чиновником Януковича.
Подписывал письма россиян тогдашний генеральный директор Севастопольского морского завода Константин Картошкин, а уже через месяц после избрания Порошенко президентом он возглавил украинское госпредприятие "Заря-Машпроект".При этом употреблялась терминология, противоречит украинскому законодательству: "Крымская республика" и "город федерального значения Севастополь". Безусловно, тогда Порошенко еще не был главой государства, однако он имел четкие президентские амбиции.
Остается надеяться, что глава государства перестанет лоббировать своих подчиненных с непонятной репутацией и продаст свои активы. Президент европейской страны не может нарушать принцип конфликта интересов. ЭП прислала Петру Порошенко запрос с просьбой предоставить комментарии, но ответа не получила.