Почему никто никогда не видел бедного главного врача

2 233

dia_165_06Кто из «белых халатов» потеряет от реформ, а кто — выиграет?

В Украине существует два стереотипа, которые странным образом исключают друг друга. Первый — все врачи нищеброды, второй — никто никогда не видел бедного главного врача. Лексусы, Мерседесы, 2 тыс. кв. метров недвижимости в столице и миллионы наличных. Это все не про депутатов или министров. Это декларации главных врачей центральных и районных больниц.

Проблема заключается в том, что за время построения советской системы здравоохранения идеология была проста: за государственный счет нужно обеспечить базовое содержание больниц, а хороший врач себе зарплату и так заработает — люди нести будут.

Советского Союза давно нет, а идеология осталась.

Несмотря на мизерные зарплаты главных врачей, многие из них ведут довольно нескромный образ жизни. Люксовые авто, дома с бассейнами, миллионы в наличных, и что самое интересное — получают доходы от фармацевтических и дистрибьюторских компаний.

В украинской медицине существует такой же общественный «перекос» и разделение на очень бедных и очень богатых, как и во всей стране. У нас почти нет «среднего класса» врачей, который существует только в частных учреждениях здравоохранения или киевских клиниках.

Фактически у нас есть врачебная «элита» главных врачей, которые управляют учреждениями здравоохранения, распоряжаясь бюджетами в сотни миллионов гривен при мизерной зарплате.

Кто тут устоит от соблазна заработать дополнительно?

Зарабатывают на всем — от закупки лекарств, моющих и других товаров и услуг для больницы, до устройства на работу, и главное — на взносах, уплачиваемых пациентами через благотворительные фонды, или напрямую в виде «благодарностей» врачам. Правда, иногда благодарение является прямым требованием определенной суммы денег за операцию по «таксе», установленной единолично врачом.

Такие места очень часто передаются по наследству. Тебе не нужно быть гениальным хирургом или онкологом, чтобы получить доступ к операционной — обычно достаточно иметь только отца-врача и/или определенную сумму денег. Тогда ты быстро защитишь кандидатскую, получишь ряд научных работ еще в молодом возрасте — и самое главное — получишь доступ к операционной, которая по сути и является тем самым сакральным заработком.

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, только каждый третий главный врач смог объяснить процедуру отбора персонала в больницу.

Почему? Потому что это еще одна коррупционная схема, на которой наживаются руководители медицинских учреждений.

Вспомните только как поймали на взятке экс-заместителя министра здравоохранения Романа Василишина, который долгое время до этого работал главным врачом Октябрьской больницы в Киеве? Взяли на банальной взятки за устройство на работу в больницу. По словам генерального прокурора, экс-главный врач ежедневно получал взятку в 50-100 тыс. грн.
1c95e18-1468252341-7457-roman-vasilishin
Медицинская система, которую сегодня защищают от «реформирования» известные врачи, — это еще одна кормушка и составляющая коррупционной системы, от которой страдает большинство, но в которой зарабатывает меньшинство.

С новым законом об электронном декларировании, декларировать свои доходы теперь должны и руководители, и главные врачи медицинских учреждений. Обнародованных деклараций руководителей медицинских учреждений достаточно, чтобы понять, почему многие известные врачи выступают против реформирования старой советской системы.

Их декларации не очень отличаются от чиновничьих. Все так же просто: предприимчивые матери-пенсионерки или жены, успешные дети-студенты и мизерный заработок, которого не хватит даже на содержание всего перечисленного имущества.

Богатые тещи и мамаши

Врачи, как мы видим, выбирают похожий на многих госслужащих путь: большинство из них «малоимущие», зато их жены, родители, тещи — успешные бизнесмены, с кучей недвижимости и элитными авто. Вот, например, скромный главный врач коммунальной стоматологической поликлиники № 5 города Львова Олейник Юрий Иларийович задекларировал всего 75 тыс. грн дохода за прошлый год, то есть около 7 тыс. грн в месяц.

Как ему хватает этих денег заправлять 5-ти литровый джип Lexus — вопрос риторический. Зато его родители имеют немалые состояния, как для пенсионеров. Мать владеет тремя офисами общей площадью в 343 кв.м., а отец имеет дом на 912 кв.м. Автопарк семьи насчитывает 5 машин, среди которых в основном внедорожники и кроссоверы, хотя самая элитная машина из всех — джип Lexus — все же записана на самого Юрия Иларийовича.

Очень успешная жена и у экс-главного санитарного врача Киева Олега Рубана, которого после «реформы» было повысили, и теперь он занимается не только Санэпидслужбой, а руководит объединенной Госпродпотребслужбой Киева.

В собственности его жены дом на 350 кв. в пригороде Киева, это кроме еще трех квартир, которыми владеет семья. На жену оформлено и почти 100 соток земли в селе Безрадичи, Обуховского района, где одна сотка стоит около 1000 долл. Обе машины в семье — джип Toyota Prado и Toyota Rav 4 — также принадлежат жене.
3625d21-oleh-ruban
Удивительно, ведь работая более 18 лет акушер-гинекологом, жена киевского санэпидемврача Яна Рубан успевает все: и заниматься врачебной практикой, и вести очень успешный бизнес, судя по состоянию семьи. На ее счету 8 компаний. В основном компании занимаются экобезопасностью, уборкой и утилизацией отходов, соблюдение правил по которым как раз контролирует Санэпидемстанция.

Например, ООО, где совладельцем является жена главного санэпидемврача — «Центр экобезопасности и гигиены» получил более 100 заказов от больниц и коммунальных предприятий за последние несколько лет на вывоз и утилизацию отходов.

Интересно, что в совладельцах некоторых компаний — родственники коллег мужа. Так, например, жена Рубана забыла задекларировать компании ООО «ПБ «Архитек 2006», которой владеет вместе с сыном бывшего заместителя Рубана Подковыриным Владиславом Николаевичем.

Его мать Подковырина Жанна Ивановна всю жизнь работает на госслужбе и длительное время находится под руководством Рубана во время работы в санэпидемслужбы. в 2015 году она была его заместителем, а сейчас перешла за Рубаном в «реформированную» службу и занимается там надзором за соблюдением санитарного законодательства.

Врачебные династии

Больше всего удивляют семьи врачей, где у обоих докторов, при скудном доходе, появляются гектары земли, квартиры и элитные авто. Вот, например, семья Георгиевых. Он — главный врач Николаевского областного противотуберкулезного диспансера Павел Георгиев, она — руководитель областного детского санатория «Дубки» Татьяна Георгиева. У него новая Toyota Rav 4 за миллион гривен, у нее — BMW X6.

При небольшом доходе семья врачей, кроме элитных авто, задекларировала еще участок в Крыму, офисы, гаражи, торговые места, квартиры и дом на 160 кв. Похожая декларация и у главного врача Винницкой городской клинической больницы № 1, известной как «Пироговка» Александра Турского. Он и его жена Галина Турская, тоже врач-терапевт, задекларировали 4 земельных участка общей площадью более 2,7 га, квартиру на 123 кв., недостроенный дом и, конечно же, джип Lexus.

Бросается в глаза и декларация главного врача Киевского городского клинического эндокринологического центра Николая Васильевича Гульчия.

Особенно поражают их с женой, которая работает заместителем директора Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева при Академии медицинских наук, машины — джип Merсedes, судя по декларации, куплен новеньким из салона в 2013 году, и кроссовер БМВ Х3. И хотя главный врач и не указал стоимость автомобилей, но приобретенный в 2013 году Merсedes этого же года выпуска стоил бы не менее 70 тыс. долларов.
dda2939-mikola-gulchiy
У главного врача Прикарпатского онкодиспансера Владимира Романчука — вся семья, кроме зятя — военного, тоже врачи, и как ни странно — работают в этом же онкодиспансере. Для жены — это основное место работы, дочь устроена по совместительству.

При небольших зарплатах, семья позволяет себе содержать нескромный дом почти на 300 кв.м., и задекларировали весьма недешевые машины, купленные из салона — BMW 528 и Mitsubishi Pajero Sport, каждая из которых стоила менее 40 тыс. долларов. Неплохо зарабатывают не только главные врачи районных и городских больниц, но и внештатные специалисты при государственных структурах.

Так, например, главный акушер-гинеколог Киевской области Андрей Шутка, жена которого тоже работает в области «матери и ребенка», задекларировал несколько авто бизнес-класса — Volkswagen Touаreg и BMW 740, а также приобретенную несколько лет назад квартиру за почти 1,5 млн грн.

Еще одна интересная врачебная семья — Пасиешвили-Карпенко из Харькова. Она — главный врач областного перинатального центра Нана Пасиешвили, он — Владимир Карпенко, занимается медициной катастроф и работает в институте последипломного образования. Оба всю жизнь на государственных должностях. Тем не менее, вместе успели заработать и на дом почти 500 кв.м., и на несколько квартир.

В семейном автопарке Наны Мерабовны и Владимира Геннадиевича — Toyota Land Cruiser и Merсedes.

Семейный подряд

Виктория Била, главный врач перинатального центра в Киеве, имеет мужа-бизнесмена Игоря Билого, который торгует лекарствами.

Она задекларировала 2 тыс. кв. м. недвижимости в Киеве и недаром, ведь судя по всему бизнес у мужа идет неплохо. Он является одним из совладельцев компании-дистрибьютора фармацевтических изделий «Галафарм», которая уже была замечена в скандалах о завышенных ценах на публичных закупках лекарств. За последние 9 лет компания мужа выиграла тендеров на 158 млн. грн.
12
Игорь Билый является одним из совладельцев компании-дистрибьютора фармацевтических изделий «Галафарм», которая была замечена в скандалах о завышенных ценах на публичных закупках лекарств. Для увеличения нажмите на фотографию

Кроме того, на территории самого Центра расположена аптека компании «Людмила-Фарм Ко» — другой компании дистрибьютора, бенефициарами которой являются бизнес-партнеры мужа Билой — Владимир Рыжей и Валентин Круковский.

В общем, Игорь Билый, муж главной докторши, кроме «Галафарм», является совладельцем еще 7 компаний, большинство из которых тоже связано с фармацевтическим бизнесом.

Похожая ситуация и у главного врача Винницкого онкодиспансера. За последний год семья Владимира Шамрай заработала почти 3,5 млн грн. И хотя жена работает в этом же диспансере за 4 тыс. грн в месяц, она имеет достаточно успешный бизнес, конечным бенефициаром которого является сам главный врач.

Компания жены предоставляет диагностические услуги в соседнем с онкодиспансером доме.

Стоит ли говорить о том, что оборудование, особенно диагностического, постоянно не хватает в самих государственных клиниках, и пациентов часто отправляют на диагностику в частные?

Но интересен и другой факт. Несмотря на успешный бизнес жены, главный врач получает и немалые деньги от фармацевтических компаний. Так только за прошлый год они заплатили господину Шамраю более 700 тыс. грн. И все из них — имеют препараты для лечения онкобольных.

Миллионеры против реформы

Такие примеры можно перечислять долго. Если вы посмотрите декларации главных врачей крупных центральных клиник, или клиник, подчиненных Академии наук — вы будете поражены еще больше.

Один из ключевых критиков реформы — Борис Тодуров, только в наличных вместе с женой задекларировал около 427 тыс. долларов, а также дом площадью 685.5 кв. м.
14
2 квартиры в Киеве общей площадью 247,8 кв.м., 4 земельных участка и 2 авто — Audi A8 и Hyundai Tucson, который он недавно переоформил на дочь. О том, что его институт покупает лекарства по завышенным ценам, а тендерным комитетом руководит бизнес-партнер жены — есть уже несколько расследований.

Другим критиком реформы выступает заместитель главного врача Института нейрохирургии Академии наук Андрей Гук. К сожалению, по закону он не обязан подавать декларацию, но его руководитель — главный врач Института нейрохирургии Педаченко Евгений Георгиевич ее подал.

Господин Педаченко вместе с женой задекларировали 5 земельных участков, 2 дома, один из которых на 400 кв.м. в элитном пригороде Киева, 2 квартиры, одна из которых в Крыму, и элитное авто Audi Q7. Наличными в семье на двух задекларировано почти 100 тыс. долл.
fc52415-pedanchenko-original
Главный врач Института нейрохирургии Евгений Педаченко задекларировал вместе с женой 5 земельных участков, 2 дома и 2 квартиры.

И это все — за годы работы в системе здравоохранения, при мизерных зарплатах врачей и медицинского персонала.

Интересно другое — господин Педаченко, видимо не знал, что ему придется декларировать, когда получал вознаграждения от фармацевтических компаний (в частности, от фармкомпании «Такеда»), которые теперь приходится декларировать врачам, и такие случаи не редкость.

Еще больше поражает декларация директора Института хирургии трансплантологии АМН Украины им. Шалимова. Его руководитель Александр Усенко задекларировал, что одолжил неизвестному лицу почти полмиллиона долларов.

Вместе с женой он владеет тремя домами в пригороде Киева (239 кв.м., 292 кв.м. и 298 кв.м.), двумя квартирами общей площадью 243,9 кв.м. и тремя автомобилями: Toyota Hilux (1996 года), Volkswagen Amarok и Toyota Rav-4 (обе 2013 года).
7873b3e-usenko-original
Директор Института хирургии трансплантологии АМН Украины им. Шалимова Александр Усенко задекларировал, что одолжил неизвестному лицу почти полмиллиона долларов.

Кроме того, господин Усенко имеет 3 земельных участка и задекларировал на двоих с женой 192 тыс. долларов наличности. Как же так случилось, что де-юре бедные главные врачи оказываются иногда богаче большинства народных депутатов и политиков?

Почему в то время, когда врачи в больницах и поликлиниках зарабатывают копейки, главные врачи живут весьма зажиточно? На самом деле, в медицинской сфере существует такой же перекос, как и во всей стране. Есть «медицинская элита» главных врачей, в которую чаще всего попадают уже по наследственному принципу. Посмотрите на семью Бориса Тодурова — и жена, и дочь, и сын — врачи. Дочь уже защитила кандидатскую и работает в институте отца. Сын так же учится на кардиохирурга.

Фактически главные врачи, академики — это и есть «элита», которая первой выступила против реформы. Реформы, которая введет официальные платежи и выведет из тени наличные в больницах. И судя по их декларациям — им есть что терять.

Хуже другое — многие народные депутаты и политической элиты «проходили» через клиники этих врачей, лечили в них своих родственников, и поэтому готовы и в дальнейшем бойкотировать реформу здравоохранения, прикрываясь популистскими лозунгами, обсуждениями и созданием рабочих групп, в то время как коррупционная машина работает и дальше на обогащение избранных.

По материалам: argumentua.com