Почему дело «Вани-полмиллиона» тянется третий год
Очередная история о том, как суд никак не может вынести приговор по делу по взяточничестве, но в этом никто не виноват.
Тайная встреча. Оперативная запись
Позднее утро. Заснеженная трасса вблизи Ровно. Две иномарки останавливаются на обочине. Из одной выходит мужчина уже за 50. Он оценивающим взглядом изучает двух других мужчин, вышедших из другого авто и идущих ему на встречу. У одного из мужчин в руках модель средневекового парусного, с тремя мачтами, корабля.
— Добрый день, Петрович! Это презентик — караблик. Меня Павел завут. Я из Одессы, — говорит Павел Солодкий, здороваясь за руку с Петровичем и отдавая ему подарок.
Иван Петрович жмет руку и другому гостю и быстро относит корабль в свой автомобиль, на ходу вспоминая свой опыт общения с одесситами.
— Я задавав вашим хлопцям питання: «Чому в нас люди їздять на таких машинах, — показывает на свою иномарку. — Таких! — показывает на другие иномарки, которые едут по трассе мимо мужчин, — а у вас — «Москвичи» и «Жигули»? а у вас — «Москвичі» і «Жигулі»? А в нас, — каже, — ніх*ра робить ніхто не хоче. Оце тільки торговать.
Иван Петрович Тимощук работать хочет. Уже не первый срок он работает сельским головой села Обаров. Работа ответственная и за малые деньги.
Село настолько рядом с Ровно, что городские депутаты уже обсуждают возможность его присоединения. Тем более, что места хорошие: свой пруд, современный парк-отель и еще много свободных земельных участков.
За два года в селах вокруг Ровно раздали более 320 гектаров земли. Обаровский сельсовет лишь шестой по количеству розданного — более 11 гектаров. Но земля здесь — самая дорогая.
Еще с 90-х годов сотни крестьян пытались безуспешно получить земельные наделы. Поэтому когда в 2010-м райгосадминистрация выделила близким и родственникам сельских чиновников, а также другим неизвестным в селе людям 43 земельных участка — возмутились десятки обиженных местных.
Тогда сельский голова Иван Тимощук объяснял журналистам, что пока генплана села нет — землю под застройку раздавать нельзя. Поэтому те, кто хитрее, получали землю под огород через райгосадминистрацию. Затем на тех «огородах» появлялись дома.
С 2011 года село имеет генеральный план застройки, и депутаты во главе с сельским головой сами раздают землю.
Другой гость Ивана Петровича — Сергей. С ним он встречается не впервые. Именно Сергей занимается переговорами, и вот теперь он привез клиента — Павла Солодкого. Клиент хочет 25 соток возле местного пруда, неподалеку от шикарного парк-отеля «Швейцария». Им руководит бывший зять президента Украины, а открывать заведение экс-зятя приезжал сам экс-президент Виктор Ющенко.
Поэтому место хорошее. По тысяче долларов за сотку. 7 соток Павел Солодкий должен был выкупить у другого владельца, который так и не смог должным образом оформить свое право на землю, а еще за 18 соток Сладкий договаривается с сельским головой Обарова.
— Скільки ви готові заплатить грошей (за сотку)? — Иван Тимощук.
— Мы в среднем посчитали от восемсот до полторы. Ми штуку даем, — подключается Сергей.
— Це буде нормально, — кивает председатель.
— Нормально? — Сергей.
— Да-да-да. Нормально. Ну щоб я уговорив своїх... ... — Иван Тимощук запинается, вероятно, ему кажется, что он немного обдирает «клиентов», и он, как бы оправдываясь, начинает объяснять, что это не все деньги ему.
— Ну, дивіться, я мушу головам (депутатських) комісій ну хотя би ... — председатель еще не придумал сколько он готов отстегнуть с 18-ти тысяч долларов. — П’ять голів комісій... А всього одинадцять чоловік всіх (депутатів, які мають проголосувати за виділення ділянки — авт.)... Нуу... по тисячі я їм дам. Одинадцять чоловік щоб проголосувало. А остальне буде... землевпорядник, секретар... Панімаєш, оця ділянка, вона в центрі, бл*дь.
— Чего же нет, — в один голос говорят Сергей и Павел для поддержания разговора.
— Була б вона десь там, бл*дь, — жестом Иван Тимощук показывает вдаль. — То кому вона там нада. Поняв? А тут же ж... [Могут спросить] так, хто продав, де взяв?.. Нах*я я... Я не буду багатший за тищу доларів...
Оправдываясь перед клиентами за то, что берет с них $18 000, сельский голова фактически раскрывает схему, по которой «решаются» земельные вопросы в селе. В схеме, как видим, депутатское большинство и сельские чиновники.
Встреча «клиентов» с сельским головой длилась менее шести минут.
На теле Павла Солодкого микрокамера. Спецсредство подвешено оперативниками Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией ровенской милиции. Это был конец 2014-го «майдановского» года.
Последствия Революции Достоинства ощущаются и в словах сельского головы. Он, кроме торговли землей, еще обещает перенести с участка столбы с проводами и трансформатором. Для оформления всей процедуры в «Ривнеэнерго», говорит, что заложит собственные деньги.
— Дивіться хлопці. В мене на рахунку тисяч двадцять гривень є. Ну то я зніму. Ну ми ж дивіться... Якщо ми не будем українцями, то нах*ра ми живемо в цій державі. Нада в Росію їхати або Ізраїль.
Хлопцы не оценили широкий жест сельского головы. После нескольких месяцев негласных следственных действий Ивана Тимощука взяли с поличным на взятке. В тот же день — 17 марта 2015 года — взяли и предпринимателя-землеустроителя Тараса Якобчука, который занимался оформлением документов на выделение земельного участка.
18 000 долларов по курсу 2014 года — 504 000 гривен. За эти средства в Ровно можно купить новую однокомнатную квартиру. На тот момент сельских голов в Ровенской области еще не задерживали с такой взяткой. Поэтому сельский председатель Обарова Иван Тимощук получил прозвище «Ваня-полмиллиона».
Суд отстранил Ивана Тимощука от должности на время досудебного расследования, взял под стражу и назначил 548 тыс. грн залога. Родственники залог внесли.
В начале августа 2015 года прокуратура утвердила и направила в суд обвинительный акт в отношении председателя Обаровского сельского совета и его пособника, которые «получили от гражданина неправомерную выгоду в особо крупном размере».
Часть 4 статьи 368 Уголовного кодекса за принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом в особо крупном размере предусматривает от 8-ми до 12-ти лет лишения свободы с конфискацией имущества.
После того, как дело попало в суд, отстранение от должности закончилось, и Иван Тимощук снова приступил к обязанностям сельского головы. До перевыборов в октябре 2015 года.
В сентябре 2016 года ко обвинению в получении взятки прокуратура добавляет еще два. В мошенничестве (ч.1.ст.190 УК Украины) и незаконном хранении боеприпасов (ч.1 ст.263 УК Украины).
Как рассказал во время судебного заседания прокурор, Иван Тимощук принял 12 000 гривен и 700 долларов США за то, что «договорится» с «Ривнеоблэнерго», чтобы перенесли линии передач за пределы земельного участка. Однако этого не произошло.
Также прокурор рассказал, что во время обыска в кабинете Ивана Тимощука нашли 18 боевых патронов калибром 9 миллиметров.
Шел третий год
Есть видео и аудиозаписи злоупотреблений председателя сельсовета, есть заявленных более 30 свидетелей обвинения, то почему же идет третий год после задержания Ивана Тимощука, а приговора до сих пор — нет?
Прокурор говорит, что дело затягивается, в частности, из-за защитника.
— Придумали всякое: отпуска у него, командировки, хотя адвокат самозанятый, — говорит прокурор по делу Андрей Войтюк.
Адвокат утверждает, что дело затягивает сторона обвинения.
— Не хочу быть необъективным или, тем более, предвзятым к кому-то, но скажу так — ни разу по вине стороны защиты затягивание процесса не было, — говорит адвокат Андрей Колесник.
Но причин затягивания процесса, конечно, гораздо больше. Об этом рассказывают и прокурор, и адвокат, и председательствующий в судебном заседании судья (председатель) Ровенского районного суда Сергей Сидоренко.
Прокурор: Дело слушается коллегиально. Сначала были некоторые технические моменты при назначении дела, затем по адвокатам были вопросы, то в командировке, то на больничном. А еще с потерпевшим были вопросы: не являлся, он сам из другой области. За то, что не являлся, то штраф на него наложили в размере, кажется, трех минимальных зарплат. Это в практике не применяется, но даже на такие меры шли.
А еще сейчас процесс — не такой, как раньше (до изменения Уголовного процессуального кодекса в 2012 году — авт.). Сейчас в процессе определяется допустимость доказательств. Как того требует суд и сторона защиты, надо доказывать обоснованность того или иного доказательства. Специфика сейчас сложная. Во-первых, в рассекречивании документов. Раньше не стояло такого вопроса, а теперь стоит. Потому что это нарушает право на защиту ... Исследование негласных розыскных действий ... Раньше в эти вопросы никто не углублялся, не придавал им особого значения. А сейчас сторона защиты ссылается на те или иные недостатки, которые нужно опровергать прокурору каждый раз.
Также обвинение должно допросить всех свидетелей, как наших, так и их, если они заявят ходатайство, а так же исследовать материалы уголовного производства: как наши, так и их. Есть доказательства не только наши. Есть доказательства стороны защиты. И это все суд всесторонне должен исследовать и принять решение.
Защитник Андрей Колесник утверждает, что с его стороны затягивания дела нет
Адвокат: Почему тянется процесс — здесь большое количество разного рода причин. Например, когда дело только попало в суд — заседания примерно три не появлялся потерпевший. Затем, когда он все же прибыл, дважды откладывалось из-за того, что он не имел паспорта с собой, а поскольку в деле он проходил как засекреченное лицо, и иначе как по паспорту установить его личность невозможно. И других разного рода причин было много.
Потерпевший, согласно Уголовному процессуальному кодексу — это сторона обвинения, я вам привел одну из причин переноса пяти заседаний по его вине. Были случаи, когда прокурор обвинял защиту в затягивании, присылал письмо на имя суда с требованием ускорить рассмотрение и не затягивать процесс, а сам в день заседания не являлся, а брал отпуск на один день, также были другие неявки прокурора без объяснения причин.
Судья: Досудебное следствие довольно долго было. А по поводу того, что долго в суде рассматривается ... Последнее судебное заседание у нас перенесено в связи с заменой защитника (второй подсудимый — предприниматель-землеустроитель сменил адвоката — авт.). И некоторое время надо для того, чтобы защитник ознакомился с материалами дела. Стараемся каждый месяц назначать рассмотрение дела. Дело рассматривается коллегиально. Учитывая, что сейчас период отпусков, некоторые судьи уже в отпуске. Я не могу назначить и рассматривать дело единолично: там, где наказание определено законодательством более 10-ти лет лишения свободы, дела рассматриваются коллегиально.
Когда будет приговор?
Судьи заняты большим количеством дел, защитники заняты, прокурор тоже загружен. Законодательство требует тщательного рассмотрения дела. Когда же будет приговор?
— По моему прогнозу, уже сейчас дело пойдет быстрее, — считает прокурор Андрей Войтюк. — Потому что свидетелей уже допросили. Заканчиваем исследовать материалы уголовного производства. Предоставим суду еще вещественные доказательства. Думаю, в течение заседаний в июле-августе исследуем все наши, прокурорские доказательства, а уже осенью заслушаем их сторону. До конца года будем стараться, чтобы уже был приговор по делу.
— Думаю, что на осень [этого года] огласим приговор, — прогнозирует и судья Сергей Сидоренко.
— Я, как защитник, хотел бы, чтобы дело как можно быстрее было рассмотрено, но не все зависит от меня, — уклоняется от прогнозирования адвокат Андрей Колесник.
На одном из судебных заседаний в 2016 году Иван Тимощук сказал, что частично признает свою вину, но не объяснил, в чем именно. Адвокат говорит, что не в курсе, что имел в виду его подзащитный. Поэтому мы попытались спросить у самого Ивана Тимощука, позвонив по трем номерам, которые у нас есть.
Один мобильный «вне зоны досягаемости», на домашнем не отвечают, на другом мобильном ответил человек, назвавшийся Иваном Петровичем Тимощуком. Поскольку голос отличался от голоса экс-сельского головы — задаем уточняющие вопросы. Мужчина признается, что он бухгалтер Ивана Тимощука и сам не может до него уже два месяца дозвониться. Говорит: «Может, поехал отдыхать».
Вряд ли тот, кто взял трубку, сказал правду. Иван Тимощук не может оставлять Обаров без разрешения следствия.
С февраля 2016-го Иван Тимощук — физическое лицо-предприниматель. Судя по основному виду деятельности — торгует автозапчастями. Вспомнились нарекания одесситов, которые «ніх*ра робить ніхто не хоче, оце тільки торговать».
По материалам: argumentua.com