Петр Порошенко и трудности украинской оборонки

795

poroshenko-poligon-126И вновь в Украине разгорается очередной скандал, связанный с украинским оборонно-промышленным комплексом и имеющий прямое отношение к украинскому президенту. Последний уже неоднократно обвинялся (естественно не следственными органами) в причастности к коррумпированным схемам, чему имеется множество подтверждений, на которые, по понятным причинам закрывает глаза украинская прокуратура. Вот и в этот раз Петр Порошенко засветился в очередном скандале c ОПК Украины. В этот раз шумиха поднялась после заключения, мягко говоря, странной сделки между руководством Нацгвардии и частным автомобильным концерном «Богдан», ныне «Дозор-Авто» на поставку автомобилей явно завышенной стоимости.

Армия по-украински: на чем наживаются «погоны»

Конечно, это не нанесло очень большого ущерба для украинской казны, и на общем фоне предыдущих махинаций выглядит не очень-то и серьезно, тем не менее, на каждом автомобиле «дельцы» сумели заработать минимум 72 тысячи гривен. Так, стоимость одного такого автомобиля в розницу для обычных покупателей составляет 425 тысяч гривен. Кроме этого покупателям предоставляется возможность бесплатно заправиться бензином на общий объем до 1 000 литров. При этом оптовая цена почему-то составила 497 тысяч грн. за один автомобиль, что не очень-то похоже на скидку. Возможно, никто бы не обратил на эту сделку особого внимания, ибо, как уже говорилось, такое сегодня происходит сплошь и рядом, если бы с компанией, выпустившей и продавшей автомобили, не было бы тесно связано имя сегодняшнего украинского президента.

Дело в том, что Петр Порошенко еще несколько лет назад являлся одним из совладельцев компании «Богдан Восток Авто». Его компаньоном в этом бизнесе, на тот момент, был небезызвестный Олег Свинарчук, не так давно сменивший фамилию на материнскую, став Гладковским. Сегодня Гладковский возглавляет комиссию по военно-техническому контролю и сотрудничеству, которая в свою очередь имеет прямое отношение к закупке и торговле бронетехникой, оружием и всем, что связано с «военкой» на государственном уровне. Должность же директора фирмы занимает некто Владислав Бильбас. Однако руководит фирмой он фактически номинально, реальными же хозяевами по-прежнему являются Свинарчук и Порошенко, которые заведуют делами фирмы через подставные конторы.

Получается, что Порошенко в очередной раз «наварился» на войне, которая, кстати, началась так же не без его участия. Это является еще одним подтверждением того, что война на Донбассе – это один из способов заработать, причем, заработать неплохие деньги. Кроме того, возникает логичный вопрос, зачем армии, которая находится и без того в ужасном положении тратиться на автомобили для сопровождения (официально автомобили приобретены для сопровождения военных грузов и колон), и кого они собрались сопровождать? В последнее время армия только и делает, что тратится на всевозможные спецмашины и прочее, не самое необходимое оборудование, при этом неплохо навариваются отдельные лица. Так, за небольшой срок эти лица смогли неплохо заработать сначала на американском оружии, первоначально предназначавшегося для поставки на Дальний Восток, а потом на списанной немецкой бронетехнике, приобретенной по явно завышенной стоимости у одной из болгарских фирм.

Что же касается необходимого, в том числе танков, бронетехники, тяжелых тягачей и прочей сложной техники, то тут армия испытывает, просто огромные проблемы. Танковые заводы в Украине фактически стоят и все на что они способны на сегодняшний день – это латание старой, совершенно непригодной техники. Такие, например, танки могут самостоятельно проходить не более 200-300 километров, после чего вновь выходят из строя и буксируются обратно на заводы для дальнейшего ремонта. По сути многие из них даже не попадают на линию фронта, катаясь туда-сюда между Харьковом, Ровно или Мелитополем и Донбассом, тратя в одну сторону горючку собственную, а в другую горючку буксирующих их тягачей.

Кроме того, когда-то являясь одним из самых развитых в танкостроении регионов, Украина сегодня не имеет совершенно ничего своего, в итоге отправляет на Донбасс то, что ей и вовсе не принадлежит. Речь в данном случае идет о технике, которая предназначалась для продажи за рубеж, вернее уже числилась проданной, но еще находилась на территории Украины. Это сорок единиц БММ-4С (бронированные автомобили для медицинских нужд) БТР-4Е, которые были проданы в Ирак, но так и не успели туда попасть, а также 20 БТР-3Е1 и минометная вариация БТР-3Е2, предназначавшиеся для отправки в Таиланд. Все они, в конечном итоге попали на Донбасс, где вышли из строя, перешли в руки ополчения или просто сгорели. Та же участь еще в прошлом году постигла десять единиц Т-641М. Эти танки должны были отправиться в ДРК (Демократическая республика Конго), но в итоге поехали на Донбасс, откуда так и не вернулись.

Своего же в Украине нет ничего. Ничего, кроме вышеупомянутого старья. Производить новую технику страна не может хотя бы по той причине, что всегда зависела от других государств, поставляющих ей отдельные узлы, к тем же танками и бронемашинам. Кстати, одним из основных поставщиков узлов была Российская Федерация, которая по понятным причинам на сегодняшний день прекратила сотрудничество с Украиной в этой области. То же самое касается и украинского автомобильного завода КРАЗ, который также является производителем машин для армейских нужд. Именно по той причине, что на КРАЗе всегда использовались двигатели от ЯМЗ (Ярославль), сегодня завод просто встал, ибо, выпускать автомобили без двигателей, конечно же, не имеет никакого смысла. Тем не менее, руководство КРАЗа заявило, что к концу года на предприятии для нужд армии будет построено 500 ед. колесной техники, нужно полагать, грузовиков. Отсюда возникает логичный вопрос: где КРАЗовцы смогут взять двигатели и те же колеса, к автомобилям?

Такой же вопрос можно было бы задать и самому Порошенко, который также пообещал, что концу года Украина будет иметь 500 танков, 300 тысяч различных поражающих средств, 3,5 единиц прочего вооружения, а также еще полсотни БТР произведенных на все том же «Дозоре». И если с последними все понятно, то в то, что Укроборонпром сможет отчитаться по танкам и всему остальному верится с большим трудом. Тем более что кроме российских компаний, поставщиками узлов и агрегатов для украинских БТРов и являются и другие фирмы, многие из которых, за одну только вторую половину прошлого года вышли из партнерских соглашений, ссылаясь на различные причины. По этой причине производственная способность украинской оборонной промышленности упала еще ниже того уровня, на котором она находилась перед этим.

В итоге, украинская оборонка не просто переживает сегодня кризис, а что называется, бьется в агонии. И, скорее всего, если такое ведомство и останется в будущем, то максимум, на что оно продолжит замыкаться, так это на латание советской техники, что тоже не может длиться вечно, и на закупку никому не нужных автомобилей. То есть, по сути, продолжит заниматься отмыванием денег и прочими коррупционными схемами.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org