Первая реформа Саакашвили на новой должности
Миновала уже неделя с 7 мая, когда Михеил Саакашвили получил должность председателя Исполнительного комитета реформ. Но никаких конкретных предложений он до сих пор не выдвинул. Естественно, в социальных сетях нарастает недоумение, перерастающее в негодование: «Саакашвили, где реформы?»
14 мая Михеил Николозович решил отреагировать на общественный запрос и назвал свою первую реформу. Оказывается, это новый закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Об этом он заявил в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1».
Испытали ли все, кто заждался реформ от Зе-власти, чувство глубокого удовлетворения? Увы, вряд ли. Ибо главный вопрос в сфере ГЧП — это какие свои функции (а также функции местного самоуправления) государство намерено передать частным партнерам. Каждого бизнесмена, занимающегося тем или иным видом деятельности в той или иной отрасли экономики, интересует, откроются ли перед ним новые возможности благодаря новому закону о ГЧП или нет. Но Саакашвили вообще не счел нужным давать на этот вопрос какой-либо ответ.
Вот дословно то, что он сказал: «Мне кажется, главное, что Украина должна получить, — это государственно-частное партнерство. Мы должны с малым и средним бизнесом поднять это партнерство и сказать: государство может выполнять только вот эти функции, а все остальные функции — это только можно вместе с людьми, которые создают благосостояние этой страны, которые создают 80% рабочих мест. Я хочу предложить Национальному совету реформ новый закон о государственно-частном партнерстве, где основные функции должны принадлежать частным субъектам — очень сообразительным, очень умным, очень талантливым украинцам. Я их встречаю ежедневно».
Так какие основные функции государства он хочет передать малому и среднему бизнесу? Поскольку Саакашвили стесняется давать конкретный ответ на этот вопрос, придется искать ответ в обход стеснительного Саакашвили.
И вот что обнаруживается. Сейчас действует Закон «О государственно-частном партнерстве», который был принят 1 июля 2010 г., в самом начале президентства Януковича. Янукович тогда тоже изображал из себя великого реформатора, который идет гигантскими шагами навстречу бизнесу. И нужно сказать, что закон получил лестные оценки на международном уровне.
Так, в отчете Европейского банка реконструкции и развития Concessions/PPP Law Assessment 2011 о законодательстве, регулирующем сферу ГЧП в 34 странах с переходной экономикой, говорится, что в 17 странах, включая Украину, наблюдается высокое соответствие законодательства о ГЧП мировым стандартам, в 10 странах — среднее соответствие, а в семи странах, включая Грузию, — низкое соответствие. Украина в этом списке на 13-м месте, а Грузия — на 33-м, то есть на предпоследнем. Напомним, что Саакашвили был президентом Грузии с 2004-го по 2013 гг.
Понятно, что для успеха ГЧП важно не только законодательство, но и практика. А с практикой у нас, спору нет, плохо. Однако Саакашвили почему-то говорит о необходимости нового закона. А о необходимости новой практики почему-то молчит. Подозрительно, не правда ли?
В том же отчете ЕБРР за 2011 г. 34 страны оцениваются по эффективности законодательства о ГЧП. 10 стран, включая и Украину, и Грузию, попали в категорию с очень низкой эффективностью.
У ЕБРР есть и более свежий отчет — PPP Laws Assessment 2017/2018, охватывающий 37 стран с переходной экономикой. Обобщенно по соответствию законодательства о ГЧП мировым стандартам и по его эффективности Украина и Грузия поделили третье-четвертое места снизу с рейтингом 43% из максимально возможных 100% (хуже нас только Узбекистан с 40% и Туркменистан с 22%). Однако у нас, в отличие от Грузии, по-прежнему главная проблема не в самом законодательстве, а в практике его применения. Украинское законодательство о ГЧП получило оценку 69% по соответствию мировым стандартам и только 26% по эффективности, тогда как Грузия — 48% и 37% соответственно.
Но и это еще не все. В мировой практике наиболее крупным видом ГЧП по объему частных инвестиций является концессия. В отчете ЕБРР за 2017-2018 гг. в числе украинских негативов отмечаются противоречия между законодательством о ГЧП и законодательством о концессиях. Так вот, «слуги народа» уже успели этим обеспокоиться. Еще 3 октября 2019 г. был спешно принят новый Закон «О концессиях» (взамен плохого старого, принятого во времена Кучмы), разработанный «слугами народа» и помеченный Владимиром Зеленским как неотложный. Благодаря этому рейтинг украинского законодательства о ГЧП в рейтинге ЕБРР должен подняться еще выше.
Итак, зачем же Саакашвили срочно понадобился новый закон о ГЧП, причем именно в контексте малого и среднего бизнеса? Настолько срочно, что он сделал его своей первой реформой, хотя Зеленский 9 мая назвал ему совсем другие приоритеты: дерегуляцию бизнеса, реформу таможни, привлечение иностранных инвесторов, пенсионную реформу. Ни о каком ГЧП Зеленский не упомянул, то есть это чисто придумка Саакашвили.
Какие же государственные функции Саакашвили вдруг срочно захотел передать частному бизнесу? Тут есть два варианта.
Первый вариант — это если Саакашвили захотел расширить перечень, имеющийся в действующем законе о ГЧП. Сейчас в число сфер применения ГЧП входят: производство, транспортировка и поставка тепла и распределение и поставка природного газа; строительство и/или эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры; машиностроение; сбор, очистка и распределение воды; здравоохранение; туризм, отдых, рекреация, культура и спорт; обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем; обращение с отходами, кроме сбора и перевозки; производство, распределение и поставки электрической энергии; предоставление социальных услуг, управление социальным учреждением, заведением; производство и внедрение энергосберегающих технологий, строительство и капитальный ремонт жилых домов, полностью или частично разрушенных в результате боевых действий на территории проведения антитеррористической операции; установление модульных домов и строительство временного жилья для внутренне перемещенных лиц; предоставление образовательных услуг и услуг в сфере здравоохранения; управление памятниками архитектуры и культурного наследия.
«Каких… реформ тебе еще не хватает?» — можно было бы тут воскликнуть, но мы на всякий случай уточним, что все-таки остались еще сферы, не охваченные ГЧП. И у Саакашвили вполне может хватить ума предложить отдать их в частные руки. Это Вооруженные силы, СБУ, Нацгвардия и Нацполиция, тюрьмы, суды, органы прокуратуры, налоговые и таможенные органы, областные и районные госадминистрации.
Второй вариант — это если Саакашвили захотел какие-то из нынешних сфер ГЧП отдать конкретно малому и среднему бизнесу. И прописать в законе какие-то очень выгодные для малого и среднего бизнеса условия. Плюс устранение всякого контроля со стороны государства. Тогда, конечно, все понятно.
Берем первую же сферу из вышеприведенного перечня: производство, транспортировка и поставка тепла и распределение и поставка природного газа. Своими силами малый бизнес эту сферу не потянет, да и средний тоже. А вот малые и средние предприятия, которые понасоздает какой-нибудь газовый олигарх типа Сергея Курченко, вполне могут взять эту сферу на себя и даже вытеснить оттуда всех конкурентов, которые не связаны с Саакашвили.
В любом случае очень подозрительно, что Саакашвили в первую же неделю на новом посту решил публично проигнорировать пожелания Зеленского и вместо названных им приоритетов предложить какую-то странную идею. Которая вряд ли просто так пришла в голову.
Впрочем, возможно, что все объясняется просто неуемной словоохотливостью Саакашвили. Дескать, захотелось ему что-нибудь пообещать малому и среднему бизнесу, ну, чтобы расположить его к себе с первых же дней. Пообещать кредиты? Так Зеленский уже понаобещал кредитов под 5-7-9%. Пообещать налоговых льгот? Так Зеленский же и убьет, ибо в госбюджете дыра и без того зияет. Пообещаю-ка я ГЧП, звучит красиво, «пипл должен схавать».
Если в самом деле расчет был на это, то Саакашвили крепко просчитался. Ибо после года правления Зе-власти народ уже сыт по горло обещаниями, такими как зарплаты по $4 тыс. для учителей, рост ВВП на 40%, надбавки в 300% для медиков и вот последний хит — 500 тыс. новых рабочих мест за месяц. До Саакашвили еще не дошло, что сейчас народ, когда слышит новое обещание от Зе-власти, только зло и нервно смеется.
Короче, пустые обещания уже не катят. Хочешь понравиться — говори конкретно: что именно, кто именно и когда именно получит. Если придумал обещать ГЧП малому и среднему бизнесу — говори конкретно: какие именно функции государства будут переданы, какому именно малому и среднему бизнесу и на каких именно условиях. А если этой конкретики еще не придумал, лучше молчи, ибо все подумают, что ты просто-напросто решил по-быстрому удовлетворить интересы Курченко.
По материалам: dsnews.ua