Переименование по-украински для жизни по-европейски

919

В Украине началось масштабное переименование улиц, городов, населенных пунктов и прочих топонимических объектов, которые согласно принятому около года тому назад закону о декоммунизации сегодня могут сменить свои названия со старых советских на новые украинские. С точки зрения идейности и патриотических взглядов такая инициатива нашла большое одобрение среди немалого числа украинцев, а вот с точки зрения практичности большая часть граждан, раскритиковала закон еще после его принятия.

Сегодня украинцы вынуждены сталкиваться с теми проблемами, которые общественниками и специалистами предсказывались в течение всего этого времени. Волна переименований началась, а вместе с ней появились и первые бюрократические трудности. Не обошлось и без больной для украинцев финансовой темы, и как считают эксперты, пока эти неудобства всего лишь цветочки.

На волне патриотизма
Победа революции достоинства стала и победой украинцев, приоритетом для которых стала национальная идея. Поэтому в том, что победившие пытаются дать городам и улицам украинские названия, нет совершенно ничего удивительного. Также не удивляет и то, что в стране проходит активная борьба с наследием коммунистического прошлого. Ведь с одной стороны украинский национализм никогда не был другом советского коммунизма, как впрочем, и российского империализма, а с другой, подобных изменений от Украины требует Европа, в которую Украина стремится попасть сегодня. По большому счету именно пожелания Европы стали решающим фактором в принятии подобного решения украинскими депутатами. Что касается последнего, то в этом частично признаются и они сами, а стало быть, в том, что европейские партнеры, по сути, продиктовали Украине масштабное переименование топографических объектов, нет ничего зазорного.

Не впервые
Кстати, справедливости ради стоит отметить и то, что немалая часть украинских городов уже избавилась от своего коммунистического прошлого. Причем, по большей части такие изменения прошли в далеких 90-х, когда свои названия сменили сразу несколько крупных украинских городов, таких, как Мариуполь (в прошлом Жданов), Луганск (ранее Ворошиловград), Алчевск (Коммунарск) и так далее. Все эти изменения также произошли на волне переформатирования власти в стране и усиления влияния национальной идеи. Впрочем, денег на осуществление всего задуманного тогда не хватило, и «декоммунизация» (тогда еще не существующий термин) была отложена на более поздний срок. Сегодня это время наступило.

Где деньги?
Вместе с тем, если исходить из того, что ранее процедуры переименований откладывались из-за финансовых трудностей, то напрашивается вполне логичный вопрос: почему же сейчас, ведь Украина не стала богаче? Скорее даже наоборот. Социальный, политический и финансовый кризисы, которые переживает сегодня страна, с точки зрения логики никак не диктуют законотворцам запускать заведомо дорогостоящие проекты, которые обойдутся и без того пустой казне в миллиарды гривен. Ведь одно дело провести несколько банальных процедур голосования в стенах Верховной Рады, мэрий или райгосадминистраций, стоимость которых номинальна, а другое дело – воплотить все это на практике. Если закон под номером 2558, осуждающий коммунистический и национал-социалистический режимы и запрещающий соответствующую символику сам по себе «хлеба не просил», то его реализация обойдется для Украины очень дорого. Точной суммы назвать невозможно, ведь на сегодняшний день список подлежащих переименования топонимических объектов не определен окончательно. Не могут назвать и суммы авторы закона №2558, среди которых имеются такие политики как Юрий Луценко, недавно занявший должность генерального прокурора страны, Олег Ляшко, Богдан Шухевич и еще десять народных избранников.

Днепр – укоротили и название и бюджет
В то же время, по мнению экспертов, затратная сумма на переименование одного города может составить от 5 до 200 миллионов гривен. Величина здесь будет зависеть от естественных причин, таких, как площадь, значение, численность населения и прочих. Так, по подсчетам переименование одного только Днепропетровска, который с 19 мая стал именоваться как Днепр (на государственном языке Дніпро), по словам мэра города, обойдется стране в 3,5 миллиона гривен (примерно 140 тыс. долларов). На одну только бумажную волокиту придется потратить не менее 800 тысяч гривен. Частично эти деньги пойдут на правку документации в миграционной службе города и архитектурно-планировочном управлении. И это только по предварительным скромным подсчетам, без учета тех неизбежных трудностей, с которыми чиновники будут вынуждены столкнуться в процессе работы. Еще 2,5 миллиона придется выкинуть на демонтаж старых, изготовление и замену новых табличек на переименованных в городе улицах.

На плечи народа?
Пока весь вопрос заключается в том, где эти деньги возьмутся. Если на данный момент государство обещает жителям (в том числе Днепропетровска) все расходы, связанные с переименование улиц и городов взять на себя, то не исключено, что в последующем с учетом нехватки средств эта позиция может измениться. Это происходит сегодня в ряде украинских городов, например в Полтаве, где оплачивать замену табличек придется местным жителям. Так горожане уже получают платежки за коммунальные услуги, в которые включены дополнительные суммы за эти самые таблички. Такая ситуация наблюдается в разных регионах страны, причиной чему, по мнению общественников, стало негласное указание обязать самих жителей оплачивать переименование улиц на которых они проживают.

Без учета мнения жителей
При этом мнение самих жителей относительно того, желают они платить за переименование, и видят ли целесообразность самого переименования, судя по всему, никого не интересует. В той же Полтаве переименование одной из центральных улиц Калинина в Степана Бандеры состоялось несмотря на практически полное единодушие проживающих на улице жильцов, выступивших против нового названия. Теперь людям придется не только жить на улице с именем человека, которого здесь всегда считали не национальным героем, а изменником Родины, но еще и оплатить из своего кармана часть связанных с переименованием расходов. Но если практика закрывания глаз на мнение сравнительно небольшой группы граждан понятна и успешно применяется в Украине уже не одно десятилетие, то в случае с переименованием Днепропетровска это выглядит как минимум наплевательским отношением, а как максимум, издевкой над жителями города. Так, согласно соцопросу КНИСА проведенному среди жителей города, 90% горожан высказались категорически против переименования города. Кроме этого, по словам нардепа от Оппоблока Вилкула, лично им было представлено в ВР 300 тысяч реальных подписей, однако ни результаты опроса, ни подписи жильцов никакого результата не возымели.

Получается, что сегодня процесс декоммунизации можно назвать положительным лишь с политической точки зрения, да и то, по мнению далеко не всех граждан страны. С практической же стороны, его скорее стоит назвать недальновидным, губительным для казны и бюджетов граждан и однобоким решением народных избранников. Кстати, согласно международным нормам, Украине придется оплачивать еще и стандартные в таких случаях, процедуры связанные с изменениями в международных кодах. Сможет ли страна позволить себе такую роскошь – остается вопросом открытым.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org