Переход на цифровое вещание: и снова непрозрачные схемы

521

Начиная с выбора компании «Зеонбуд» единственным провайдером всех украинских мультиплексов, развитие цифрового вещания в Украине пошло по непрозрачным схемам. И объявленный недавно конкурс на получение цифровых лицензий является убедительным тому подтверждением.

Об этом в комментарии для ZN.UA заявил кандидат юридических наук, доцент Данил Гетманцев.

16 июня 2006 года в Женеве 104 государства подписали региональное соглашение о переходе всего региона на цифровое вещание (соглашение «Женева-2006»). Согласно этому документу, 17 июня 2015 года заканчивается переходный период, по истечении которого участники «Женева-2006» (включая Украину и всех наших соседей) прекращают использовать аналоговые телевизионные частоты, а вещание может осуществляться только на цифровых.

В конце октября Национальный совет по вопросам телерадиовещания отменил все свои решения, принятые относительно цифрового вещания в течение последних трех лет, а через несколько дней объявил конкурс на определение провайдера всей цифровой сети Украины. Характерно, что участие в нем приняли только две компании, участие одной из них имело чисто техническую роль (она была не допущена к конкурсу, так как не подала все необходимые документы, а представители этой компании даже не явились на заседание Нацсовета, на котором решалась судьба их заявки).

Победителем конкурса стала неизвестная фирма — ООО «Зеонбуд», с учредителями в офшорах, не имеющая в своем арсенале ни одного успешного проекта в этой сфере, реальный ее собственник до сих пор не известен.

После этого своими решениями от 15 апреля 2011 года Нацсовет объявил конкурс на получение лицензий на свободных каналах вещания в стандарте DVB-T2. Вместе с тем, объявляя конкурс на получение лицензий на вещание в указанном стандарте DVB-T2, Нацсовет не учел, что осуществление вещания в этом стандарте в Украине запрещено. Объявленный Нацсоветом конкурс прямо противоречит как правительственному Плану использования радиочастотного ресурса, так и официальному Плану развития национального телерадиоинформационного пространства. Оба эти документа предусматривают цифровое вещание исключительно в стандарте DVB-T, и оба не допускают вещание в стандарте DVB-T2, лицензии на который и предлагает Нацсовет. То есть даже получение телекомпанией цифровой лицензии в указанном выше конкурсе не гарантирует ей возможности реального вещания.

Более того, несоответствие решений Нацсовета о проведении конкурса требованиям законодательства о радиочастотах в дальнейшем может стать основанием для отмены всего конкурса и, как следствие, отмены лицензий. Этот нюанс может стать и своеобразной уздечкой для любого телеканала: незаконно полученные лицензии могут быть отобраны государством в любой момент.

Следующий нюанс связан с лицензиями самого «Зеонбуда». Согласно законодательству, для того, чтобы стать провайдером многоканальной телесети, одной лицензии Нацсовета недостаточно. Нужно иметь также отдельную лицензию оператора многоканальной сети, которая выдается Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС) и без которой Нацсовет не вправе назначать кого бы то ни было провайдером.

Перечень всех лицензий, которые выдавала НКРС, размещен на ее официальном сайте. Однако попытки найти в этом перечне компанию «Зеонбуд» успехом не увенчались. Потому с большой долей вероятности можно предположить, что «Зеонбуд» не получал лицензии в НКРС. Если такой лицензии действительно нет, то вся его деятельность в этой сфере является незаконной. С другой же стороны, Национальный совет, объявляя конкурс на получение лицензий для вещания в сети «Зеонбуда», фактически предлагает всем вещателям пользоваться незаконными услугами частной компании.

Кроме того, одним из условий конкурса является обязательное подписание телеканалами договоров с «Зеонбудом», тогда как законом это требование не предусмотрено. Предложенная же редакция договора с «Зеонбудом» не отвечает ряду требований законодательства, что в будущем может стать основанием для отключения телеканалов.

news.zn.ua