Пенсия по труду или задолжность?

590

Пенсионный вопрос может «испортить» реформы. Вернее, окончательно подорвать доверие к не раз тиражируемому постулату Януковича о том, что они, реформы, «должны быть не за счет народа, а для народа».

В ныне существующей социальной «смете» ушедшие на заслуженный отдых делятся де-юре на участников, инвалидов, награжденных, имеющих особые заслуги и т. п. Де-факто власть предержащие давно поделили пенсионный люд на сорта – как товароведы продукты питания. Или как мясники – на категории.

Мешает Конституция? Меняйте ее!

К социально кастовой, наиболее обеспеченной группе, относятся высшие представители трех ветвей власти. Об этом, собственно, писано было и сказано не раз. Но в новых условиях социального реформирования на эту тему заговорили вновь.

В начале декабря 2010-го премьер Азаров во время встречи с главой правления Пенсионного фонда Борисом Зайчуком озвучил прилипшую к устам народным претензию: «Абсолютно неправильно и несправедливо, что одни люди у нас получают 800 гривен пенсии, а остальные по 50 тысяч, причем получают из солидарного фонда. - И, продолжая свою мысль, Николай Янович потребовал: - Разработайте такой законопроект, чтобы уже с 1 января следующего года мы ликвидировали эту социальную несправедливость, созданную предыдущей властью. Посчитайте, как обоснованно ограничить максимальный размер пенсии – возможно 10-12 минимальных пенсий – и подсчитайте, какую экономию средств это даст».

Январь заканчивается, «несправедливость» ухмыляется, а обласканные «максимальным размером» слушают продолжающиеся разговоры на эту тему, да едят. Сытно. Вкусно. Аппетитно. И живут припеваючи.

Нет, с повестки дня проблему никто не снимал. На днях министр труда и соцполитики Сергей Тигипко в оный раз заверил: к середине февраля, после парламентских слушаний да продолжающихся общественных обсуждений (а желающие могут зайти на сайт министерства и оставить там свои «пять копеек» для законопроекта) начнутся аты-баты -дебаты по жизненно важному документу.

О всех новациях вспоминать не буду (это отдельная тема), сосредоточусь на набившей оскомину социальной справедливости.

Она, по обещаниям Сергея Леонидовича, непременно наступит: максимальная пенсия будет равняться не более 12 минимальным – с 1 января с.г. 750 грн. Значит, «самому - самому» более 9000 грн. не светит. Теоретически. Но это только тем, подчеркивает министр, кто уйдет на пенсию после утверждения закона парламентом и президентом. Закон, мол, обратной силы не имеет. Конституция, к тому же, не велит уменьшать гарантированные и имеющиеся социальные права и льготы.

То есть справедливость в пенсионном вопросе будет – но завтра. И для будущих пенсионеров. А для бывших она, несправедливость, остается неизменной – как пожелтевшие записи о наградах и поощрениях в трудовых книжках избранных.

Но позвольте спросить: почему? Конституция – это высшая законодательная регламентация, Закон законов, норма прямого действия, которая может меняться по воле народных избранников в парламенте.

Внесите изменения в Конституцию, поставьте на голосование. Поименное. А «единственный источник власти в Украине» посмотрит, найдется ли 300 депутатских голосов и кто будет против. Последним во время следующего волеизъявления избиратель напомнит своими бюллетенями о том, что «формирование органов государственной власти проходит путем прямых выборов».

Впрочем, бьюсь об заклад, что и большинство, и оппозиция в этом вопросе будут солидарны. Это после выборов, как после женитьбы и выхода на пенсию, редко получают то, о чем мечтают. А до них парламентарии построят и мосты для народа там, где воды нет…

Ведь речь идет, подчеркиваю, не об уменьшении социальных прав, а о их справедливом выравнивании. С учетом конкретного вклада каждого и определенных законом социальных заслуг.

Коммунизм наступил. Для избранных

О законах и заслугах – разговор особый. Эту тему начал в своем «живом журнале» глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский («Сколько получают бывшие нардепы и министры…» 25.01). Америки он не открыл, но напомнил, как и на что живут слуги народа.

Высокопоставленные чиновники – начиная от министров, их замов, глав облгосадминистраций и заканчивая руководителями секретариатов парламентских комитетов, аппарата Рады, подразделений АП, секретариата КМУ и «приравненных к ним должностям» - при выходе на пенсию получают 85% оклада. При условии, правда, если они проработают не менее пяти лет в соответствующей должности и будут иметь стаж 20 лет (для женщин) и 25 (для мужчин). А оклады для руководителей первой категории не хилые. С учетом надбавок за ранг и выслугу лет (как не раз признавались масс-медиа народные депутаты, приравненные по статусу к министрам) среднее жалование сегодня составляет 17,5 тыс. грн. После окончания законотворческой деятельности нардеп еще год может получать зарплату работающего парламентария. Если он, конечно, не найдет приличествующее его рангу место работы. А если поиски затянутся до выхода на пенсию, то и здесь его держава в обиду не даст: каждый месяц бывшему избраннику гарантируется матпомощь в размере 50% парламентского заработка.

Сколько таких облагодетельствованных и надежно социально защищенных – тайна не военная, однако и не афишируемая особо информация. Более объективные и обобщающие сведении пока годичной давности. Но и они красноречивы в тенденциях.

Итак, сначала о людях «высшего сорта». Таких 996 человек по стране: 893 бывших народных депутатов и 103 высокопоставленных в свое время правительственных чиновников. «Мандатоносцам» выплачивается пенсия в размере 15,4 тыс. грн., а разным руководителям из министерств и ведомств – 10,4 тыс. грн Каждому!

Людей «первого сорта», да простят меня служители Фемиды за вольность трактовок, у нас насчитывается 1016 человек. Им по закону о статусе судей положено по 5,6 тыс. грн. Ежемесячно!

Ну, а категорию спецпенсионеров, в которую входят бывшие военнослужащие, милиционеры и госслужащие – 614,6 тыс. человек. Из них госслужащих – 96,6 тыс. В среднем они получают по 2,7 тыс. грн Спецпенсия у силовиков – 1,7 тыс. грн. И к этим «государевым людям» вряд ли могут быть претензии хотя бы за их лишения и тяготы во время несения службы.

Всего специальными пенсиями у нас пользуются 816,9 тыс. человек. Из 13,7 млн пенсионеров по стране. При этом у 8,5 млн сограждан пожилого возраста пенсия, по информации главы Пенсионного фонда Бориса Зайчука, до 1 тысячи гривен. В ПФ утверждают, что самая высокая пенсия в Украине – 45 тыс. грн – у Героя Украины, летчика-испытателя. Пятьдесят тысяч никто не получает – Николай Янович назвал такую округленную цифру, по-видимому, для красного словца.

Но это не меняет сути: социальной справедливостью при таком -- десяти-пятнадцатикратном пенсионном расслоении общества – у нас и не пахнет. (Сравните среднюю пенсию по стране – 1038 грн и 10,4 тыс грн у чиновников и 15,4 тыс. грн у народных избранников). А это сравнение тем более будет не в пользу бедных – по данным Института демографии и социальных исследований НАНУ 55% граждан Украины, т. е. почти каждый второй, получают не более 800 грн. А это уже 12-19 кратный социальный отрыв в пенсионном вопросе.

Когда видишь и слышишь, как распинается на парламентской трибуне радетель народных интересов и ярый поборник социальной справедливости, доказывая невозможность значительного повышения минимальной пенсии по стране (с 1.01 с. г. она равна 750 грн; с 1.04. будет 764 грн; с 1.10 – 784 грн; с 1.12 – 800 грн) ему внимаешь: пенсионные ножки надо протягивать по бюджетной одежке. Но когда сравниваешь выплаты власть имущим и неимущим, приходишь к выводу: а коммунизм, оказывается, у нас в стране наступил. В эпоху капитализма. И он согрел своей социальной заботой привилегированную касту, пребывавшую под куполом Верховной Рады, в министерских апартаментах, судебных и прокурорских инстанциях. Такой себе социальный прогресс для избранных и абсолютный регресс для большинства.

1% - процентные крохи с барского стола

Теперь к вопросу о социальной несправедливости предыдущей власти. Азаров здесь прав: многократное повышение министерских заработков – до 17 тыс. грн с соответствующим прибавлением по всей должностной вертикали органов исполнительной власти - произошло в 2005 году. Не знаю, чья это была инициатива - возглавившей правительство Тимошенко или получившего президентскую булаву Ющенко, но факт остается фактом: впервые за годы независимости произошел такой колоссальный социальный разрыв между обычными гражданами и управленцами высшего звена. Тогда это объяснялось одним – меньше будут воровать. Увы! Судя по нынешним проверкам КРУ и возбужденным прокуратурой уголовным делам, чиновники взяли на вооружение правило: кому много дано (власти), тот еще больше возьмет сам (из госказны). К этому добавился и законодательный произвол: нардепы, вдохновленные заботой правительства Тимошенко (к зарплате министра приравнивается таковая народного избранника), внесли пенсионные изменения в Закон "О статусе народного депутата".

Вот оно подтверждение известной формулы: власть развращает, а абсолютная финансовая и законодательная власть развращает абсолютно.

Нет, крохи социальной заботы с барского стола достались и народу. Тогда же, в 2005 году, был установлен порядок начисления пенсий за сверхнормативный стаж. И с тех пор он не менялся. За каждый год стажа предусмотрена доплата в 1% от фактического размера пенсии, которая уже была начислена с учетом стажа и заработка. Но! Эта сумма не должна превышать 1% от минимальной зарплаты. На сегодняшний день - это 7,5 грн. Другими словами, если у простого работяги 20 лет допстажа ( кроме 25 обязательных), то он получает на 150 гривен больше минимальной пенсии. Такая вот она социальная пенсионная справедливость. По - украински.

Еврозеркало, скажи, да всю правду расскажи

Так какой же выход? Премьер Азаров считает возможным ограничение максимальной пенсии до 10-12 минимальных. В подготовленном законопроекте зафиксировано 12. Много это или мало? А главное – насколько справедливо?

Давайте не гадать на кофейной гуще, а смотреть на зарубежный опыт, к примеру, европейский.

Прежде всего замечу: в странах, как у нас говорят развитой демократии и устоявшихся социальных традиций, соотношение средней зарплаты в стране (а с ней – и пенсии) к зарплатам политэлиты, министров и прочих «спецдеятелей» не превышает пятикратного значения. Посмотрим в сравнительное зеркало: Украина – 7 раз (средняя зарплата по стране 2350 грн. – почти $300, у министров и депутатов со всеми накрутками - 17 тыс. грн – примерно $2125); Франция – 4,5 раза ($3,5 тыс. – $16 тыс.); Германия – 5 раз ($2 тыс. – $10,5 тыс.); США – 4,5 раза ($2,5 тыс. – $11,5 тыс.)

А что с пенсией? Средняя пенсия в Украине около $125 в эквиваленте. Это в два с половиной раза меньше, чем в России, в три раза - стран Балтии и Венгрии, в четыре раза – Польши и в восемь с половиной - девять раз меньше, чем в Германии и США. Причем, средние украинские пенсии отстают от спецпенсий, как мы уже упоминали, в 15 раз, а минимальные – и того больше. Ни в одной из перечисленных стран такого нет. В ближайшей к нам России этот социальный разрыв – восьмикратный.

А ведь именно этот показатель является индикатором истинной заботы о собственном народе. Все разговоры о патриотизме, социальной справедливости должны иметь четкий социально ориентированный критерий.

Понятно, что при существующей экономической тенденции на этот год ожидать существенной прибавки для основной массы пенсионеров не приходится. Но и оставлять в будущем уважаемым высокопоставленным ветеранам многократный пенсионный разрыв с простыми тружениками будет выглядеть социальной дискриминацией. Да и разве пенсионеру–экс-министру или бывшему депутату не хватит, скажем, пятикратной «надбавки» в размере 3750 грн ( $475)в месяц для удовлетворения своих первоочередных нужд? Учитывая, что у него остается еще масса иных льгот - на спецлечение, проезд и т. д. И потом, уменьшение спецпенсий поможет решить отчасти проблему дефицита ПФ.

Мало кто знает, что пенсионный спецконтингент за год получил около 20 млрд грн. При планируемом дефиците ПФ на этот год в 17,8 млрд грн первая цифра выглядит той самой ниткой, которая пусть и не даст бедному рубашку, но поможет подлатать бюджетно-пенсионный кафтан для всей страны.

Вы как считаете, Николай Янович?

obozrevatel.com