Пенсионный туризм для украинцев

1 098

105На контрольно-пропускных пунктах с ОРДЛО постоянно скапливаются очереди, которые существенно превышают пропускную способность. Ежемесячно через КПП проходят 600-700 тысяч человек. При этом лишь за последние 2,5 месяца как минимум семь человек умерли в этих очередях. По сведениям пограничников до 80% из тех, кто составляет эти очереди – люди пенсионного возраста, которых уже прозвали пенсионными туристами. Ежемесячно они переходят через КПП для того, чтобы получить наличные в «Ощадбанке» либо для прохождения очередной проверки. С января правительство обязало пенсионеров, имеющих статус внутренних перемещенных лиц проходить идентификацию в «Ощадбанке» каждые три месяца. Также с лета прошлого года каждого переселенца, желающего получить социальные выплаты или пенсию, проверяют социальные работники по адресу регистрации – такие проверки проводятся раз в полгода. Несмотря на то, что правительство различными постановлениями пытается бороться с фиктивными переселенцами, которые меняют регистрацию для получения пенсии, все же количество таких пенсионных туристов растет и измеряется сотнями тысяч. Они находят различные способы и обходят правительственные ограничения, несмотря на риски, так как постоянно выстаивать очереди на КПП в мороз и жару – не самое легкое занятие.

Еще в 2014 году правительство остановило финансирование бюджетных учреждений и социальных выплат на неподконтрольных территориях. Тогда Арсений Яценюк заявил, что платить деньги на тех территориях нет смысла, так как их перехватят боевики. По мнению правозащитников, то постановление правительства было незаконным, так как неподконтрольные территории не имеют никакого статуса. Если про Крым был принят отдельный закон с правовым режимом, то про ОРДЛО нет никакой правовой конкретики. Государственные обязательства в социальной и пенсионной сфере, по мнению правозащитников, должны действовать на всей территории Украины, должны использоваться принципы законодательства в пенсионной сфере. Принятое правительством решение о приостановлении социальных выплат в ОРДЛО правозащитники даже обжаловали в Высшем административном суде, ссылаясь на то, что постановление – это нормативный акт, который не может отменять законы. К тому же постановление пытается сузить права, которые гарантированы еще и Конституцией. Однако Кабмин тогда принял постановление в другой редакции, формально выполнив решение суда, но суть от этого не изменилась.

После прекращения финансирования бюджетных организаций, пенсионных выплат пенсионеры ОРДЛО пошли другим путем и начали оформлять статус внутренне перемещенных лиц. Для ограничения фиктивных переселенцев весной 2015 года правительство обязано миграционную службу проверять проживание человека по адресу регистрацию, однако такими проверками никто не занимался, потому пенсионных туристов становилось все больше. В 2014 году на учет стали 496 тысяч пенсионеров-переселенцев, а в 2015 году их число перевалило за 990 тысяч. Впрочем, многие из тех, кто реально попытался переселиться, после снижения активности боевых действий массово возвращались домой. Лишь в 2016 году правительство и Служба безопасности решили предпринимать более серьезные меры в отношении пенсионного туризма. В СБУ даже заявили о существовании целых схем по регистрации фиктивных переселенцев. Были обнаружены адреса квартир и домов в регионах рядом с линией фронта, где были зарегистрированы тысячи переселенцев одновременно. В СБУ считают, что пенсионные выплаты далеко не всегда попадали к адресатам, а бюджетные деньги разворовывались мошенниками. В Минсоцполитики даже допустили, что из-за подобных схем разворовывалось около 20% бюджетных средств, выделяемых переселенцам, то несть 34 млрд. гривен в 2015 году.

летом 2016 года правительство решило обязать пенсионеров из ОРДЛО каждые полгода проходить идентификацию по адресу регистрации, однако это препятствие также удалось успешно обойти. Когда группа проверки приезжает по адресу и не обнаруживает там физическое лицо – ему отставляли записку, однако владельцы квартир сразу сообщали своим арендаторам об этом и те приезжали на КПП для идентификации. Но даже если в случае трех дней пенсионер не появлялся, приостановить ему выплаты сразу все равно было нельзя, так как ему направляется повторное письмо с просьбой пройти идентификацию и лишь после этого процедура может сдвинуться с места. Через пограничников выясняют, приезжал ли пенсионер на подконтрольные территории и когда. В итоге переселенцам выделяется 60 суток, в течение которых они могут не появляться на подконтрольных территориях и при этом пенсию им не отменят, этого срока вполне хватало на приезд и идентификацию.

Сколько именно насчитывается пенсионных туристов – сколько не знает, но если сравнить информацию от Пенсионного фонда Украины и данные которые называют в Пенсионном фонде ЛНР и ДНР можно предположить что как минимум 3250 тысяч пенсионеров-переселенцев получают пенсии и там, и там. За все время водимых ограничений более 200 тысяч пенсионеров-переселенцев получили возобновление выплат пенсий и 98 тысяч получили отказ в связи с непроживанием по указанному адресу. Но они не останавливаются и через правозащитную организацию судятся с ПФ, причем как отмечают юристы, процент выигрышных дел крайне высок. В Министерстве считают, что такие пенсионеры также имеют право на пенсию на основании законодательства, однако восстановить выплаты мешает ряд проблем. Во-первых, на подконтрольных территориях нет украинских банков и, во-вторых, невозможно узнать, сколько же реально пенсионеров проживает в ОРДЛО, неизвестно живы ли эти люди или уехали, так как бумажные архивы остались там. Представитель ООН в Украине Нил Уокер также уверен, что все эти граждане имеют право на соцвыплаты независимо от того, где они проживают, однако министра социальной политики Андрей Ревва заявил, что представитель ООН нагло вмешивается в дела Украины. По его мнению, единственным путем решения пенсионной проблемы являются минские соглашения, в которых есть пункт 8 о возобновлении социальных выплат, но выполнить его можно только после выполнения предыдущих семи пунктов.

Впрочем, любые попытки решения этой проблемы могут существенно поменяться в случае официального законодательного статуса оккупированных территорий для Донбасса. Ведь таким образом в законе может быть предусмотрены ответственные за деятельность на оккупированных территориях, следовательно, Украина от этой ответственности будет освобождена, в том числе и от начисления пенсий. С одной стороны это усугубит разрыв между людьми и экономиками территорий и может сделать Донбасс невозвратным. С другой стороны это принесет некоторый выигрыш для бюджета. Вопрос в том, что правительству выгоднее.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org