Партия регионов: ушла, но не исчезла
Почившая три года назад Партия регионов все еще существует в юридическом смысле. Впрочем, об этом напоминает лишь ежеквартальная финансовая отчетность, отправляемая в Министерство юстиции. Эту партию в Украине вспоминают в основном с плохой стороны или предпочитают о ней молчать. Что касается бывших регионалов, которые остались в политике, разбежавшись по другим партиям, то они предпочитают не вспоминать или и вовсе отстраняются от своего политического прошлого.
Фактически партия прекратила существовать еще в 2014 году, когда перед внеочередным парламентскими выборами секретарь президиума Борис Колесников заявил, что она не будет принимать в них участие. Руководство ранее лидирующей парламентской партии заявило, что теперь у регионалов нет морального права участвовать в выборах в ситуации, когда больше 7 млн. избирателей на юго-востоке не могут голосовать. Конечно же основной причиной здесь не мораль, а малый электорат. К тому же из Партии регионов поспешили выйти наиболее влиятельные ее члены и владельцы СМИ, которые перебежали в «Оппозиционный блок», «Возрождение» и другие партии. Впрочем, Партия регионов до сих пор числится среди зарегистрированных, более того – каждый квартал в Минюст отправляется финансовая отчетность о деятельности. В 2017 году секретарем президиума партии числился Игорь Чичасов, который ранее был депутатом Донецкого облсовета и одновременно руководителем пресс-службы ПР. В СМИ о нем были лишь упоминания на конец 2013 года, когда в Донецке были беспорядки, а также в связи с заявлениями Чичасова о необходимости создать «Народный фронт Донбасса». Ко всему прочему он был одним из огранизаторов Антимайдана.
Что касается серьезных финансовых дел, то черная бухгалтерия Партии Регионов осталась в далеком прошлом. Кроме того партия уже далеко не сама богатая в стране – на ее счету находится всего лишь 5000 грн. В партийном пользовании остались 6 автомобилей «Форд Мондео» стоимостью более 700 000 грн. В прошлом квартале одним из спонсоров партии был Борис Колесников, внесший на ее счет 30 000 грн, о чем свидетельствует все тот же финансовый отчет. Большая часть этой суммы была затрачена на деятельность партии. Вместе с тем общие финансовые обязательства Партии Регионов за аренду помещений и услуги связи превысили 11 млн. грн. Также согласно финансовым документам партийные отделения сохранились в ряде областей – кроме Донецкой и Луганской, также в Кировоградской, Запорожской и др., причем почти все они находятся в состоянии прекращения деятельности.
После событий на Майдане регионалы стали массово покидать свою партию. В числе первых буквально через неделю после Евромайдана из Партии Регионов и парламентской фракции вышла Инна Богословская, заявившая что Янукович должен уйти в отставку. Затем из фракции вышел олигарх Давид Жвания. В начале 2014 года еще 106 депутатов последовали его примеру – в общей сложности из партии, где ранее состояло 1,5 млн. украинцев к июню 2014 года вышло более 1 млн. Впрочем, в рядах регионалов остались некоторые кадры. Так пресс-секретарь Януковича Анна Герман все еще нахваливает бывшего президента и сейчас работает ведущей на канале News One. О проблемах Донбасса время от времени рассказывает тот же Колесников, фактически управляющий остатками партии. Перед журналистами он называет себя главой оппозиционного правительства. Экс-спикер парламента Владимир Рыбак, который был еще и одним из основателей Партии регионов фактически со времен Майдана отошел от партийных дел. Он сетует на то, что к его предложению собрать партийный съезд в начале 2014 года и распустить партию не прислушались.
Большинство бывших регионалов не хотят общаться на тему партийного прошлого. Впрочем, некоторые считают, что все еще может быть и например бывший нардеп Владислав Лукьянов говорит о том, что хотя Партия Регионов и отсутствует в медийном пространстве – она все еще существует и лишь на время отошла в тень, чтобы позволить реализоваться нынешней власти, а затем народ сможет сравнить результаты. Лукьянов считает себя членом партии, хотя фактически занимается бизнесом в Китае.
Эксперты считают, что желание сохранить партию хотя бы на бумаге – это некая временная заморозка бренда из-за того чтобы впоследствии использовать ее например на местных уровнях. Кроме того сторонники регионалов еще остались в ряде областей. Впрочем другие эксперты считают, что партия еще не решила свои имущественные и денежные вопросы для того чтобы быть ликвидированной и лишь в этом причина существования ее регистрации.