ПАО «Алчевский металлургический комбинат»: cталь и пропасть

4 793

12435851_1644364532503052_156786005_nНа подконтрольной боевикам территории Луганской и Донецкой областей сегодня продолжают функционировать промышленные предприятия, в частности, металлургические и угольные. Каким образом их руководству удается наладить поставки электроэнергии и сырья, куда реализуется продукция, получают ли люди заработную плату, вынуждены ли эти предприятия платить «дань» боевикам?

В данной статье мы сопоставим имеющиеся факты и добытую информацию, чтобы приоткрыть завесу тайны вокруг одного из ведущих металлургических предприятий региона – ПАО «Алчевский металлургический комбинат».
Война на Донбассе, как могильщик украинской металлургии

Промышленный потенциал Донбасса и, в частности, Луганской области, на сегодняшний день практически уничтожен.
До войны в регионе работал ряд крупных предприятий черной металлургии, интегрированных в международные холдинги и корпорации. Одно из них – ПАО «АМК» корпорации «Индустриальный союз Донбасса».

Попытки решить свалившиеся на голову проблемы стоят на повестке дня менеджмента этого предприятия вот уже полтора года.
Стратегия выживания в новых условиях еще не найдена, о чем свидетельствуют последние заявления топ-менеджмента компании «ИСД» о возможной перерегистрации ПАО «АМК» на территории Украины.

Ситуация тем более щепетильна, так как, наряду с российским государственным «Внешэкономбанком», главой наблюдательного совета которого является российский премьер Дмитрий Медведев, фактическими совладельцами корпорации «ИСД» остаются украинские бизнесмены Сергей Тарута и Олег Мкртчян.

Украинские акционеры корпорации «ИСД» еще не утратили надежду возродить былую мощь своего холдинга, однако контроль над корпорацией в настоящее время осуществляется из Москвы.

Но обо всем по порядку…

Российские (со)владельцы

Примечательным ПАО «Алчевский металлургический комбинат» делает не то, что им руководит человек с эпическими именем и фамилией Тарас Шевченко, и даже не то, что, по сути, это предприятие является «сердцем» второго по населению города оккупированной Луганщины – Алчевска. Скорее важен факт, что на сегодня комбинат, как и вся металлургическая корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (далее – ИСД) контролируется государственной банковской структурой страны-агрессора – «Внешэкономбанком».

Алчевский меткомбинат принадлежит этой корпорации с 2002 года.

В 2010 году 50%+2 акции компании были проданы группе инвесторов под управлением швейцарской компании Carbofer, подконтрольной российскому предпринимателю Сергею Катунину. Сделку профинансировал российский «ВнешЭкономБанк». Тогда же из состава акционеров ИСД вышел Виталий Гайдук, экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). 49,9 % акций ИСД остались в собственности Сергея Таруты и Олега Мкртчана.

Сам Тарута в своих интервью объясняет, что на момент продажи холдинга выборы президента Украины были выиграны Януковичем. Руководству «ИСД» поддерживавшему Тимошенко, это грозило серьезными проблемами. Для обеспечения защиты от нового президента и его «команды» было решено заручиться поддержкой российских партнеров.

Согласно другой версии, популярной в украинских СМИ, продажа контрольного пакета акций холдинга стала результатом договоренностей 2010 года между Путиным и Тимошенко, а часть вырученных денег потратили на предвыборную кампанию Юлии Владимировны.

По данным Forbes, на сегодня 24,99% ИСД принадлежит двум компаниям с участием Сергея Таруты и Олега Мкртчана. Остальные доли у российских компаний.
Не лишним будет напомнить, что в отношении «Внешэкономбанка» еще летом 2014 года были введены международные экономические санкции, благодаря которым, эта банковская структура переживает не лучшие времена.

Впервые в российском Минфине заговорили об угрозе банкротства «ВЭБа» еще в ноябре. Причина проблем в том, что банк накопил огромное количество «токсичных активов», то есть, активов, ставших, неликвидными вследствие исчезновения их вторичного рынка.

Банк щедро выдавал кредиты под сочинскую Олимпиаду, также немало кредитовал украинские компании а Донецкой и Луганской областях. Сюда же можно отнести инвестиции в украинскую металлургию.
По данным журнала Forbes, на сегодня ИСД находится под полным финансовым контролем «Внешэкономбанка» и фактически ему принадлежит.

16 декабря директор юридического департамента корпорации «ИСД» Сергей Ткаченко заявил, что в настоящее время руководство предприятия рассматривается вопрос переноса юридического адреса ПАО «АМК» на подконтрольную Украине территорию.

«Внешэкономбанк», который российское руководство решило сохранить и поддержать, в ближайшее время ожидает серьезная оптимизация. Сохранит ли банк контроль над «Индустриальным союзом Донбасса» – неизвестно.Наш источник, близкий к менеджменту «ИСД» уверен, что таким образом в борьбе за корпорацию наметился определенный перевес в сторону украинских совладельцев.

Модернизация

Стратегией металлургического холдинга «ИСД» на протяжении долгих лет была модернизация советских предприятий при помощи дешевых кредитов. Сергей Тарута в своих интервью не без гордости рассказывает, что благодаря личной репутации ему на протяжении долгих лет удавалось привлечь дешевые кредитные средства.

Не обошла стороной модернизация и Алчевский металлургический комбинат. За несколько лет до войны мартеновские печи здесь были заменены на конвекторные, а в 2013 году на «АМК» была смонтирована газогенерирующая электростанция.

Газотурбинная электростанция комбинированного цикла мощностью более 300 МВт должна была полностью обеспечить потребности предприятия в электроэнергии, перерабатывая вторичные газы металлургического производства (планировались даже излишки, которые собирались продавать). При запуске турбины 20 июня 2013 года присутствовал лично президент Янукович. Общая сумма инвестиций в проект, по словам «гаранта», составила 675 млн. долларов США.
Однако модернизация не решала другой серьезной проблемы «ИСД». «Слабым местом» корпорации всегда было отсутствие собственного сырья – его приходилось покупать у партнеров, в основном, украинских и российских. Еще в 2000-х годах это обстоятельство вынуждало владельцев корпорации искать новые экономические связи на Кузбассе, рассматривать варианты закупки железной руды в Бразилии. Время рассудило по-своему: война, которая вспыхнула на Донбассе не без помощи «братского государства», оставила эти проблему нерешенной.

Время военное

Летом 2014 года в ходе оккупации части Восточной Украины боевиками и российскими военными, металлургический комбинат, как и сам город Алчевск, оказался на территории, подконтрольной так называемой «ЛНР». Местные жители поговаривают, что отсутствие в городе боевых действий и обстрелов – также «заслуга» меткомбината: никто не хотел ссориться с его высокопоставленными российскими владельцами.

В августе 2014 года работа предприятия была полностью остановлена из-за боевых действий. Тем не менее, сотрудникам предприятия продолжала выплачиваться зарплата, они ходили на работу, где занимались, преимущественно, уборкой территории.

В своих интервью того периода Сергей Тарута заявлял, что зарплата сотрудникам «АМК» выплачивается за счет других предприятий группы, расположенных вне зоны АТО.

Боевики «ЛНР», и, в частности, Алексей Мозговой, контролирующий г. Алчевск, не вмешивались в работу «Алчевского меткомбината». Лидер боевиков неоднократно заявлял СМИ о том, что главное – наладить нормальную работу комбината, который обеспечивает рабочими местами 15 тыс. местных жителей, а кому принадлежит предприятие – дело десятое.

«Конвекторы работали на «холостом ходу», а персонал с утра и до вечера убирал территорию комбината, вывозил мусор, который копился на территории десятилетиями. Конечно, все ждали, что скоро комбинат снова начнет работать. Когда получаешь зарплату, ждать можно, – рассказал нам один из сотрудников «АМК», приехавший на подконтрольную Украине территорию по личным вопросам. – Сначала была пятидневная рабочая неделя, потом сотрудников перевели на четырехдневку, затем работали три дня в неделю, и, наконец, в начале 2015 года стали работать по два дня в неделю».

По словам нашего собеседника, в середине лета 2015 года на предприятии начали готовиться к запуску производства. Руководству завода удалось наладить поставки сырья с территории Украины – из г. Кривой Рог. Примечательно, что даже большинство сотрудников завода не знают конкретного поставщика – руководство предприятия хранит эту информацию в строгом секрете. (В г. Кривой Рог на сегодня работает несколько горно-обогатительных комбинатов, какой из них поставляет сырье «АМК» нам выяснить не удалось).

Понять собственников «АМК» можно, ведь данное предприятие до сих пор работает, фактически, вне правового поля Украины, так как не перерегистрировалось на подконтрольной государству территории. Юридический адрес ПАО «АМК» находится в г. Алчевск.

Ранее отгрузка продукции «АМК» осуществлялась, в основном, через Дебальцевский транспортный узел. На сегодня для того, чтобы наладить вывоз продукции с предприятия, его руководству необходимо договариваться и с боевиками, и с украинскими властями.

Причем, удается это далеко не всегда. Украинские власти даже задерживали товарные составы, которые везли сырье, продукцию и расходные материалы на комбинат или из него.

Трудности с поставками сырья усугубляются еще и тем, что для работы конвертерных печей помимо железной руды необходимо определенное количество качественной стали. Ее также не хватает, поэтому на заводе буквально «по крупицам» собираются все ранее не востребованные остатки металла, свозится металлолом из окрестностей Алчевска.

Один из инженерно-технических работников предприятия рассказал нам о том, каким образом на сегодня работает завод.

«Для полноценной работы завода нам необходимо 300 МВт/ч электроэнергии. Из них доступно не более одной трети. Запуск газовой турбины, которая обеспечила бы предприятие электроэнергией, также не представляется возможным – для ее работы, опять-таки, нужна полная загрузка мощностей – иначе не хватает отходов производства. Для запуска газовой турбины нужно, чтобы работали все конвертеры, а запустить их пока не удается из-за нехватки сырья и ограниченного количества заказов.

«Сейчас в нашем, прокатном, цеху катают 10-15 тыс. тонн сортового проката в месяц. Эти объемы ничтожны по сравнению с довоенными – тогда такое количество продукции мы выпускали за 1-2 смены, – отмечает наш источник. – Что касается других цехов, в частности, листового, они либо работают еще меньше, чем прокатный, либо не функционируют вовсе».

В начале ноября представитель предприятия сообщил агентству «Интерфакс-Украина», что по итогам 10 месяцев комбинат сократил производство на 87%. «В октябре было произведено 94 тыс. тонн чугуна, 103 тыс. тонн стали, 103 тыс. тонн проката, в сентябре — 80 тыс. тонн чугуна, 91 тыс. тонн стали, 74 тыс. тонн проката. Предприятие продолжает работать одной доменной печью».

25 сентября руководитель «Информационного сопротивления», народный депутат Украины Дмитрий Тымчук написал на своей странице в Facebook, что руководство «Алчевского металлургического комбината» ведет переговоры с соответствующими «министерствами и ведомствами» террористической организации «ЛНР» и кураторами из РФ относительно реализации собственной продукции за пределами «республики», в частности, в Европе. Отдельной проблемой в этом вопросе является невозврат украинской стороной железнодорожных вагонов на оккупированные территории. В свою очередь, российские кураторы предлагают предприятиям, работающим на территории террористической организации «ЛНР» и осуществляющим «внешнеэкономическую деятельность» с РФ, следующую схему перехода на безналичный расчет: на украинские регистрационные документы необходимо открыть счета в НКО (небанковской кредитной организации), а на регистрационные документы «ЛНР» – счета в так называемом «Госбанке ЛНР», чтобы в последующем переводить деньги со счетов НКО в «Госбанк ЛНР».

По мнению нашего источника, вывоз продукции комбината в Европу руководство «ИСД» стремится наладить в первую очередь, ради наращивания объемов производства комбината, так как его работа в нынешних объемах – убыточна и нерентабельна.

В начале ноября Портал Delo.ua со ссылкой на «Українські новини» опубликовал информацию о том, что для обеспечения рынков сбыта Алчевскому меткомбинату руководство «ИСД» даже остановило домну на венгерском предприятии корпорации, комбинате Dunaferr.

То скромное количество продукции, которое на сегодня производит комбинат, и, в частности, прокатный цех, по данным нашего источника, отправляется в РФ.

Среди сотрудников комбината на уровне слухов распространяется информация о том, что из России прокат доставляется в Крым на строительство «Керченского моста» а также для монтажа линий электропередачи. Однако, подтвердить данную информацию нам не удалось.

Социальная напряженность

Беседуя с сотрудниками комбината, мы пытались выяснить еще один вопрос: какое количество сотрудников завода было сокращено или отправлено в отпуска из-за сложившейся ситуации?

Один из бывших инженерно-технических работников завода, ныне проживающий в Днепродзержинске, рассказал нам, что эта проблема решалась довольно просто и радикально.

«Те, кто уехал во время активных боевых действий, уже не имели возможности вернуться на работу. Впоследствии, этих людей просто поувольняли «задним числом», нарушая все нормы трудового законодательства. У нас на заводе и до войны не все было с этим в порядке. Теперь же, когда контролировать эти процессы государство не в состоянии, с людьми никто не церемонится».

Зарплата сотрудников предприятия на сегодня составляет примерно ¼ от довоенной, 1-1,5 тыс. грн. Тем не менее, люди продолжают ходить на работу и надеются, что рано или поздно ситуация на Алчевском меткомбинате наладится. Больше, проживая в Алчевске, надеяться просто не на что.

Дальнейшие перспективы развития

На сегодня работа «Алчевского металлургического комбината» не является рентабельной. Проблемы с поставками сырья, рынками сбыта, физическим вывозом продукции с территории «ЛНР» усугубляются еще и тем, что Украина, якобы, не возвращает заводу подвижной состав для транспортировки грузов.
12438693_1644364542503051_1934784074_o
Тем не менее, борьба между российскими и украинскими совладельцами корпорации в настоящее время продолжается, поскольку Сергей Тарута уверен, что после окончания войны корпорация вновь станет одним из лучших активов на постсоветском пространстве. Возможный крах российского «Внешэкономбанка» склонил чашу весов в сторону украинских совладельцев «ИСД».

Перспективы металлургического холдинга «ИСД» и, в частности, Алчевского меткомбината на сегодня остаются туманными, как и будущее всего региона.

По материалам: informator.lg.ua