Отвоюет ли фармацевтическая мафия рынок закупки лекарств?

681

farmafia Простой пример: препарат для лечения онкологии «Иматиниб» в 2014 году Минздрав закупало по $93, а в 2015 году компании-«международники» поставили его по $3,6 долл. Как идет реформа закупок медикаментов и кто ее сабботирует.
Полмиллиарда гривен сэкономили международные организации Украины. Речь идет об официально обнародованных подписанных контрактах-«международниках». Сумма станет еще больше, когда будут подписаны остальные контракты. Это те деньги, за которые идет борьба последние полгода. Ее заложниками стали пациенты.
Кто покупает лекарства
Лекарства по бюджетные средства покупают три международные организации — ЮНИСЕФ, ПРООН и британское королевское агентство Crown Agents.
Схема простая: МЗ передает организациям перечень препаратов, их количество и перечисляет сумму, заложенную на это в бюджете. Далее эти организации покупают лекарства и поставляют их в Украину. Процедуры закупки у каждой организации разные.
Так, ЮНИСЕФ даже не объявляла тендеры в Украине, а добавила ее к своим контрактам с производителями. ПРООН и Crown Agents объявляли торги в Украине, приглашая сюда напрямую иностранных производителей.

Где «международные» лекарства

Международные организации уже поставили около 20% препаратов. Это лекарства для ВИЧ/СПИД, туберкулеза, редких заболеваний, вакцины, тест-системы. Начались первые поставки лекарств для взрослой и детской онкологии.

На таможне стоят товары для детской гемофилии, но на прошлой неделе справка, которая помогла бы им поехать, лежит на столе в. о. главы Минздрава Виктора Шафранского. Он никак не найдет время ее подписать и начать поставки препаратов в больницы.
Где другие препараты

Цикл производства вакцин обычно составляет 18-24 месяца. Этот рынок узкий, всего несколько мировых производителей, которые обеспечивают ими весь мир.

Крупнейший производитель — индийская Serum Institute. Именно вокруг индийских вакцин в 2008 году «регионалка» Татьяна Бахтеева устроила огромный скандал, заставив индийских производителей уйти с рынка.
После скандала вокруг французской вакцины от полиомиелита, который случился в 2015 году, многих производителей пришлось уговаривать продать вакцины Украине, убеждая, что отечественные медийные фармацевтические войны не навредят их имиджу.

Некоторые вакцины — от кори, паротита и краснухи — уже в Украине. Другие поступят только в конце 2016 года. Развитые страны, зная о долгосрочном цикле производства, обычно заказывают вакцины за полтора-два года вперед. Украина же пытается запрыгнуть в последний вагон, а на международном рынке это не работает.

Итак, вакцины частично купили, другие заказали. Экономия достигла полумиллиона долларов или 13 млн грн. Однако товар придется ждать — ни одно государство не откажется от своих вакцин в пользу украинских детей.

«Таблеточки» просят помощи

На днях премьер-министр Владимир Гройсман перечислил 50 тыс грн из собственного кармана фонду «Таблеточки» на покупку препаратов для детей, больных онкологией. Кто же виноват в том, что лекарства, которые должны были поступить в украинские больницы в 2015 году, будут поставлены только в середине 2016 года, и почему так произошло?

Виновата бюрократическая коррумпированная система, которая сопротивляется реформе, и фармацевтические тендерные мафиози, которые годами зарабатывали на закупках лекарств в Украине. МЗ девять месяцев саботировало передачу закупок «международникам».

За принятие необходимых подзаконных актов отвечала экс-заместитель главы ведомства Александра Павленко. Именно она в свое время подавала альтернативные законопроекты через Глеба Загория, владельца фармацевтической компании «Дарница» и депутата от БПП, чтобы не дать принять законы о передаче закупок.

Когда Верховная Рада таки приняла необходимый закон, Павленко взялась саботировать его в министерстве. Юридический департамент, который был в ее юрисдикции, делал все, чтобы эти закупки не состоялись. Принятый в марте закон заработал только в конце года, а деньги международные организации получили лишь в конце декабря.
Лекарства, которые должны были поступить в 2015 году, начали покупать только в 2016 году. Однако проблемы не закончились и после этой задержки: к процессу присоединились украинские посредники, делая все, чтобы таки сорвать международные тендеры.

Два месяца украинские дистрибьюторы саботировали подписание контрактов и поставки лекарств для онкологии. Лишь после того, как международные организации начали обращаться напрямую к производителям, показывая, что их дистрибьюторы заинтересованы в срыве закупок, посредники, испугавшись потерять контракты, подписали договоры.

«Crown Agents обеспокоено тем, сколько времени заняло подписания контрактов. У нас не было таких проблем больше нигде в мире. Мы впервые столкнулись с группами, представляющими определенные интересы и задерживают поставки жизненно необходимых лекарств », - утверждает представитель агентства в Украине Кристин Джексон.
Позже это затягивание было использовано противниками международных закупок для их дискредитации — мол, лекарств нет, все слишком долго.

Одним из ключевых моментов, вокруг которого разгорелся скандал между международным организациями и Минздравом с одной стороны и дистрибьюторами с другой, стал вопрос освобождения лекарств от НДС. Согласно контрактам министерство или его предприятия должны были сами забирать лекарства на границе, растамаживать их и развозить по больницам.

Казалось, все будут только радоваться, потому что все бремя с таможней было переведено на Минздрав, но посредники не обрадовались. Они поняли, что в таком случае министерство и общественность получат информацию, к которой годами никто не имел доступа — к реальным ценам, которые придут с документами вместе с грузом.

Именно поэтому посредники два месяца не подписывали контракты. Только при политической воле нового руководства правительства, которое поставило жесткий ультиматум, большинство из них вынуждено было подписать соглашения. Сейчас все контракты со взрослой и 60% по детской онкологии подписаны. Из 80 позиций по детской онкологии поставлено десять.

До конца июля обещают поставить 41 из 84 препаратов, то есть половину из того, что нужно. Со взрослой онкологией ситуация немного лучше: до конца июля будет поставлено 75% лекарств. Летом поступят препараты, которые уже есть на складах. По некоторым позициям лекарства окончательно поступят в октябре.

Удалась ли реформа

Основной целью передачи закупки лекарств международным организациям было уничтожение коррупции во время тендеров, снижение цены и вытеснение посредников. Это компании-прокладки, которые годами перепродавали лекарства от производителей министерству. Они получали сверхприбыли за несколько звонков и подпись на документах.

Удалась ли реформа? Удалась частично: цены упали, но посредники не ушли. Общая экономия по подписанным контрактам по сравнению с ценами 2015 года составляет 490 млн грн. Некоторые организации, в частности ЮНИСЕФ и ПРООН, смогли закупить все препараты или их большую часть напрямую у производителей.

По этим поставкам проблем нет, а цены существенно ниже. Фактически цены и является ключевым показателем и достижением первого года работы международных организаций. Даже у компаний-посредников купили дешевле, иногда — в разы.

Впервые в жизни их заставили конкурировать между собой, а не кулуарно договариваться и делить рынок. Например, препарат для лечения онкологии «Иматиниб» в 2014 году Минздрав закупало по 93 долл, а в 2015 году «международники» приобрели его по 3,6 долл.

Экономия по всем программам, которыми занимались международные организации, составила 20-60%. Успешными оказались закупки лекарств против туберкулеза. Здесь 70% препаратов закупили направления производителей, а экономия составила 60%. Это те средства, которые ежегодно Министерство здравоохранения переплачивало за лекарства.

Наименьшая экономия — в программе по детской гемофилии: 20%. «Международники» объясняют это маленьким рынком: в Украине только 800 таких больных детей.

Тендерная мафия

Даже при удешевлении лекарств проблема «прокладок» осталась. Особенно болезненна она в сегменте детской онкологии.

«Мы три года мониторим госзакупки лекарств. Наиболее коррумпированные — программы по взрослой и детской онкологии. За бюджетные средства закупали не всегда нужные дорогие препараты. За их заказ врачи получали от фармкомпаний преференции», — говорит член правления «Центра противодействия коррупции» Елена Щербан.

По программам взрослой и детской онкологии большинство тендеров выиграли посредники. Почему так произошло? Почему именно здесь международные фармацевтические компании воспользовались услугами компаний-прокладок?

Объяснение простое: это устоявшаяся схема работы, к которой все привыкли. Есть договоренность между офисами международных фармацевтических компаний и дистрибьюторами. Офисам международных компаний не нужно заниматься всей бумажной работой и выходить на торги напрямую. За них все делает посредник.

Вопрос только в том, знают ли об этом центральные офисы международных компаний, в которых обычно во внутренних правилах прописан четкий запрет сотрудничать с компаниями, замеченными в коррупционных скандалах?

По большинству украинских дистрибьюторов — будь то «Людмила Фарм», в отношении которой в свое время СБУ возбудила дело за «откаты» чиновникам МОЗ, будь то БаДМ, будь то «группа Багрия» — тянется длинный коррупционный шлейф.

Чтобы у «международников» даже не возник соблазн выйти напрямую, в 2016 году они рассылали письма международным фармкомпаниям и убеждали их, что в 2017 году международных закупок не будет, и им не стоит нарушать правила игры.

«Международные фармкомпании показывали мне письмо от „Людмила фарм“. Их пугали, говорили, что новое руководство министерства, как я понимаю, Шафранский, который работал в фармбизнесе и имеет свою компанию, вернет закупки в министерство», — говорит директор «БФ «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина.

В 2016 году, утверждалось в письме, закупки вообще будут провалены.

Назад в будущее

Если вернуть закупки в Минздрав, цены снова вырастут. Страна вернется к старым схемам закупок лекарств, когда несколько поставщиков договаривались между собой. Полмиллиарда сэкономленных денег, за которые купили дополнительные лекарства и спасли тысячи жизней, вновь окажутся на счетах фармацевтических мафиози.

В таком случае будет вылечено меньше на 28 тыс человек, больных туберкулезом, 160 детей с гемофилией не получат лекарств, каждый третий ребенок — бесплатных вакцин. Страна получит те же проблемы, что и в 2014 году, когда государство оплатило 50 млн грн за лекарства для ВИЧ-инфицированных, которые до сих пор не поставлены.

Это будет означать, что посредники и система победили. Первые признаки этой победы можно увидеть уже сейчас.

«На днях на заседании парламентского комитета по здравоохранению „регионалка“ Бахтеева и Шафранский говорили, что международные закупки не оправдали ожиданий. Мол, опять покупают у посредников. Но почему-то каждый из них забыл добавить, что покупают по гораздо более низким ценам», — рассказывает Стефанишина.

В 2016 году международным организациям должны передать все закупки лекарств и изделий медицинского назначения. Вряд ли и.о. министра, у которого есть собственная компания-дистрибьютор медизделий, будет защищать эту идею.

По материалам: argumentua.com