Остановить украинских заробитчан

486

В правительстве Украины сообщили об условиях выезда за границу сезонных работников во время карантина. Разрешения будут выдавать только после официального обращения страны-работодателя. Эксперты не верят, что людей удастся удержать.Это и глупо, и незаконно.
Украина все же готова выпускать своих граждан на работу за границу и во времена пандемии COVID-19. Как написал в среду, 29 апреля, украинский премьер Денис Шмыгаль на своей странице в социальной сети Facebook, правительство готово к переговорам с европейскими странами, которые выразят желание официально пригласить украинских рабочих на сезонные работы. Важной предпосылкой, отмечается в заметке, является легальное трудоустройство сроком от трех месяцев с соблюдением всех социальных гарантий и условий труда украинцев.

Такому решению предшествовала жаркая дискуссия, разразившаяся в Украине из-за проблем с вылетом за границу чартерных рейсов, организованных для украинских работников, а также заявления украинских чиновников. В частности, украинский премьер в интервью онлайн-порталу «РБК-Украина”, опубликованном 22 апреля, выступил против того, чтобы украинцы во время карантина выезжали на сезонные работы за рубеж: «Мы хотим попробовать оставить людей в Украине, и приложим для этого максимум усилий. В Украине также полно работы».

На эту тему: Финны в шоке: власти Украины запретили своим гражданам выезжать на сезонные работы

Далее Шмыгаль добавил: «Поэтому политические и нравственные подходы именно такие, и поэтому переговоры о том, чтобы вывезти куда-то людей на работы мы не вели и не ведем».

Теперь, судя по всему, позиция Кабмина несколько изменилась. Но, как говорится на Правительственном портале, правительство «будет принимать решение точечно, исходя из текущей эпидемической ситуации в той или иной стране и при соблюдении определенных условий».

Запрет будет иметь плохие последствия
Президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник, комментируя споры вокруг выезда украинских работников, отметил, что заявления украинских чиновников имеют больше политический мотив, чтобы продемонстрировать, что, мол, «мы возвращаем украинцев и предоставляем им работу в Украине». «Здесь просто совпало все: и коронавирус, и закрытие границ с другими странами. Поэтому, я так понимаю, наша власть захотела оставить людей здесь и сейчас. А дальше будем видеть … Возможно, они захотят остаться здесь», — говорит эксперт.

В то же время Воскобойник отмечает, что это — не запрет, а лишь попытка, и это не остановит миграцию. «Это уже привело к возмущению в обществе, к пониманию украинцами того, что наша власть, к сожалению, руководствуется непонятными мотивами вообще». Он не исключает, что после таких попыток, «как только откроются границы, люди будут искать уже не просто работу, а будут искать возможности уехать из страны навсегда».

Заявления о запрете — незаконные
Заявления чиновников об ограничении для работников критикуют и правозащитники. Лидия Тополевская из Украинского Хельсинского союза по правам человека говорит, что власть не имеет права запрещать украинцам выезжать, чем бы она, власть, это не объясняла.

«У нас, согласно конституции, гарантирована свобода передвижения. И пока не введено чрезвычайное положение, власть не может ничего запретить. При этом чрезвычайное положение вводится не Кабинетом Министров, а другими органами власти», — напомнила Тополевская. «Просто мы имеем непрофессиональное правительство, которое абсолютно пренебрегает базовыми знаниями конституции, или скорее, просто тестирует народ», — говорит правозащитница. По мнению Тополевской, все работники, которые уже пострадали из-за того, что не вылетели по приглашению работодателей, могут легко подавать в суд на такое решение и требовать от правительства возмещения.

Работников не остановить
Отрицательно воспринимают истории с задержками самолетов и сами работники. Иван Малко из Стрыйского района Львовщины в середине мая собирается ехать в Польшу. Вместе с женой они уже несколько лет подряд ездят на птицеферму к одному и тому же хозяину, поочередно на три месяца. Мужчина не очень волнуется из-за заявлений украинских властей, но все же возмущается: «Они не имеют права диктовать мне, где я должен работать. Они — не рабовладельцы. Если власть не создала условия труда лучше, чем польский работодатель. Если мне лучше зарабатывать там, то я поеду туда, и здесь они меня не закроют».

На вопрос, согласился бы он на предложение премьера поработать в Украине на дорожных работах за 6-8 тысяч гривен, ответил, что — нет. Ранее Денис Шмыгаль в интервью РБК-Украина заявил, что в правительстве хотят предлагать работникам работы по ремонту дорог на проект «Большая стройка”. «Если тяжело работать, то по крайней мере за деньги втрое большие — за такие, как я зарабатываю в Польше. А эти работы пусть господин премьер предложит тем, кто сейчас стоит на бирже труда», — ответил Малко. Мужчина надеется, что с товарищами, которые имеют приглашения на другие работы, все-таки без проблем пересекут границу на микроавтобусе.

По статистике Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, львиная доля украинских рабочих работает в Польше, Чехии, Германии, к которым можно добраться автотранспортом, что сейчас не является запрещенным. Украина запретила только пешее и авиасообщение с соседними странами. При этом, например, Польша, по информации украинского министерства иностранных дел, позволяет въезд всем иностранцам, которые имеют право на постоянное или временное пребывание на территории Польши, или имеют разрешение на работу.

По материалам: argumentua.com