Она «не працює»
Провал попытки помешать ратификации «харьковских соглашений», а спустя год пребывание Юлии Владимировны вне власти показали: «машина БЮТ», казавшаяся неустанным творцом побед, серьезно забуксовала…
По данным социологических служб, более 40% украинцев готовы принять участие в акциях протеста. Уровень доверия к власти стремительно падает (последний опрос Центра Разумкова показало, что президентство Януковича поддерживают лишь 16,7% граждан). Но даже при таких «благоприятных обстоятельствах» рейтинг оппозиционных сил вырос разве что символически. Зато больше желающих проголосовать против всех (по данным той же организации, таких в Украине 15,2%; не принимали бы участия в выборах 11,2%), а заодно и тех, кто возлагает надежды на «уличные» оппозиционные движения и объединения.
Такие общественные настроения — вызов прежде всего для политической силе Юлии Тимошенко, которая имеет наивысший рейтинг в оппозиционном лагере и сохраняет шансы стать главной альтернативой власти на выборах. О нынешнем состоянии и перспективаю БЮТ и ее лидера размышляет Алина Пастухова на страницах Украинского тиждня.
После смены руководства государства существовали надежды, что Тимошенко окажется сдерживающим фактором для многих противоречивых инициатив бело-голубых. Однако провал попытки помешать ратификации «харьковских соглашений», а спустя год пребывание Юлии Владимировны вне власти показали: «машина БЮТ», казавшаяся неустанным творцом побед, серьезно забуксовала.Под давлением
Сама Тимошенко и спикеры ее политсилы связывают отсутствие результатов с одним фактором: мол, под давлением, которое устроила нынешняя власть, достижением является собственно сохранение оппозиции. Действительно, лидер БЮТ почти ежедневно ходит в Генпрокуратуру, а обвинения власти придумывает одно за другим. Многие представители белосердечной фракции переметнулись в другой лагерь под угрозой либо их бизнесу, либо бизнесу и/или свободе друзей. Фактически среди крупных предпринимателей, поддерживающих политсилу, остался только Константин Жеваго. На местах бизнесменов заставляют оставлять партию, запугивая проверками налоговой, а бюджетникам обещают увольнение с работы.
Побег спонсоров быстро сказалась. Как утверждают сами бютовцы, в партии не хватает средств. И по этой причине чуть ли не вдвое сокращен ее аппарат.
Оппозиционеры практически лишены возможности представить результаты своей работы. Согласно исследованиям Академии украинской прессы и Института социологии НАНУ, которые в феврале 2011-го мониторили вечерние выпуски новостей отечественных телеканалов, 84% времени там имели представители власти и только 14% — оппозиции.
В Верховной Раде у меньшинства отобрали право возглавлять три комитета (бюджетный, регламентный и по свободе слова), а также определять в определенные дни повестку дня сессии.
Однако внешнее давление не объясняет всех проблем блока Тимошенко. Эта сила уже была под давлением при Кучме. Тогда дошло даже до заключения ее руководительницы в СИЗО. Однако это только способствовало росту рейтинга ЮВТ. Более того, заводя уголовные дела против нее, власть сейчас допустила ошибку: сама помогла экс-премьеру обратить внимание электората и дала ей доступ к медиа. Против преследования Тимошенко высказываются и западные страны и влиятельные организации, считая его предвзятым и тем самым усложняя для власти и без того непростую ситуацию в международных отношениях.
Поэтому основные причины проблем политсилы Юлии Тимошенко таки не извне, а внутри нее.
Уныние в перспективах
Источники, близкие к партии, отток кадров связывают не только с репрессиями властей, но и со неверием в перспективах лидера политсилы.
Харизма Тимошенко, которая доводила до отчаяния оппонентов, в частности и тем, что оставляла ее неуязвимой для критики, — имеет также обратную сторону. Без личности Тимошенко ее политическая сила не имеет шансов. На это, собственно, направлен удар власти. Если руководительницу осудят и она не сможет участвовать в выборах, результат БЮТ может быть неконкурентным.
В БЮТ программа, стратегия, идеология — вторичны относительно личности Тимошенко. С программой «Батьквщины» избиратель пока даже не сможет ознакомиться: с официального сайта партии она исчезла. Почему, не смогли объяснить: вроде причина в том, что в документ планируют «вносить изменения». Но бывают случаи, когда лидер сама не очень знает, что делать, пытается «поймать волну» в настроениях людей, удержать их внимание на длинной дистанции. Тогда «провисания» в организации становятся наиболее очевидными, а на поверхность всплывают конфликты в центре и на местах.
Среди «тушек» оказались и люди, лично преданные Тимошенко, от которых таких действий не ожидали. Например, фракцию покинул кум Юлии Владимировны, нардеп Дмитрий Ветвицкий, бывший председатель правления тимошенковских «Единых энергетических систем».
В течение года в разных регионах регулярно вспыхивали внутренние конфликты в местных организациях политсилы — и власть радостно пользуется ими для дальнейшеq компрометации оппозиции.
В феврале якобы за антипартийную деятельность был уволен председатель одесской городской организации Дмитрия Спивака. Он предложил собственную версию причины отставки: конфликт с председателем областной организации нардепом Олегом Рудковским, которого он обвинил в использовании местной партячейки для реализации собственных бизнес-интересов. Похоже противостояние имело место в Житомире, где недавно лишили партбилета главу местной организации Николая Савенко. Тот в свою очередь заявил о кадровых войны в БЮТ накануне парламентских выборов. Киевская областная организация вообще замахнулась на Тимошенко: зимой там пытались инициировать исключение из «Батькивщины» ее саму и близкого соратника Александра Турчинова для очистки партии от коррупционных политиков».
Кадровые войны показывают глубину существующих проблем в политсиле Тимошенко. А заодно задают вопросы эффективности людей, окружающих лидера партии и отвечающих за основные направления, прежде всего региональный и кадровый.
Каждый за своим
Бессменным «вторым номером» у Тимошенко является Александр Турчинов. Традиционно кадры и парторганизации — на нем. Поэтому структурный провал БЮТ после выборов, активное разрастание конфликтов и неспособность работать в новых условиях — во многом его вина. С этими проблемами источники в БЮТ связывают охлаждение отношений между Тимошенко и Турчиновым, которое наблюдается в последнее время.
Источники в окружении Юлии Владимировны и политики, которые покинули ее ряды, описывая схемы теневого финансирования и кадровой политики БЮТ, утверждают, что все они завязаны на Турчинове. Именно эти схемы способствовали тому, что в организации предпочтение отдавали богатым ресурсами «попутчикам», тогда как идейных, активных, способных и желающих работать отодвигали или отводили им роль «пушечного мяса».
Но даже без этих показаний проблема очевидна: «сострадальцы» разбежались, а коррумпированная ими партийная система до сих пор не смогла ожить, наладить контакт с активной общественностью, восстановить способность и к генерированию свежих идей, и к действию.
Традиционно близким к Турчинову считают экс-офицера СБУ Андрея Кожемякина, который отвечает за безопасность БЮТ и его лидера и, следовательно, фактически разделяет со своей патронессой ответственность за состояние организационной структуры.
Собственно, проблемой внутренней безопасности, которую не только не предупредило, но способствовало ближайшее окружение, стало засилье вокруг Тимошенко людей, стремившихся использовать ее для попадания во власть, обогащение, а то и проведение собственных «спецопераций». Так, длительное время близким к Тимошенко называли Андрея Портнова. Сообщения СМИ о его рейдерском прошлом и прежних юридических проделках нанесли лидеру немалых избирательных потерь. А после ее проигрыша Портнов оказался в Администрации президента Януковича. На орбиты власти перешли и другие одиозные фигуры, ранее близки к руководительницы БЮТ. Из наиболее знаковых следует назвать создателей непрозрачных схем госзакупок Андрея Яценко и Сергея Осыку, а также «латифундиста», бывшего члена СДПУ (о) Богдана Губского.
Впрочем, фундаментальной проблемой БЮТ является отсутствие идеологической основы, которая создавала бы нравственный стержень политсилы и не позволяла занимать ведущие должности в ней потенциальным «тушкам».
Новые надежды?
Тимошенко заявляет, что в ряды ее политсилы за последний год «присоединилось 40 тыс. человек, преимущественно представителей среднего и малого бизнеса и интеллигенции». Началась работа по «реформирования региональных партийных структур, которые скоро должны возглавить молодые лидеры».
Активнее зак реформирование партии обещают взяться, когда появится подписанный президентом закон о парламентских выборах и готовиться к электоральной гонке можно будет с учетом новых вызовов.
Но если ждать окончательную версию этого закона, бело-сердечным может не хватить времени, чтобы привести партию в рабочее состояние раньше, чем начнется кампания.